↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Вход при помощи VK ID
временно не работает,
как войти читайте здесь!
Sofie Alavnir Онлайн
вчера в 11:25
Aa Aa
#Фанфикс_знает_всё

Какие книги, фильмы, что угодно ещё вы можете порекомендовать к прочтению/просмотру, чтобы по максимуму прочувствовать вайбы СССР 30-х годов? Понять, чем жили тогда люди, как думали, о чём мечтали, выявить главные приметы эпохи. Мне на ум самой пока пришли только совсем уж очевидные примеры типа Золотого телёнка или Мастера и Маргариты, но на этом всё.

Отдельный плюс, если сюжет в произведении подаётся от лица молодых людей лет этак 20-25, а не уже состоявшихся в жизни взрослых. Любопытно именно, как эта эпоха ощущалась с точки зрения моих ровесников и ровесниц, для которых жизнь только начинается, и все дороги открыты.
вчера в 11:25
45 комментариев из 46
каверинские "Два капитана" как ни странно)
"Бранденбургские ворота" Леонида Степанова помнится с довоенного периода начинаются. У Аксенова тоже было что-то такое
Попробуйте почитать Павла Нилина. "Знаменитый Павлюк" и другие рассказы.
Чуть позже. -"Жестокость" и "Испытательный срок".
Время, быт, молодые.
Каверин, да. Например, "Открытая книга".
И плюсую к "Два капитана".
Насколько я помню, события фильма "Дорогой мой человек" тоже в 30е начинаются, но там ещё военный период захватывается, так что не знаю, подойдёт ли.
Кстати, "Офицеры" тоже частично в тридцатые, но там уже герои постарше, ближе к сорока скорее, это Егор, сын пары главных героев, и его девушка совсем юные. Но в целом быт того периода показан неплохо. Но там и 20е ещё, война, и после нее. Там же прям целая жизнь в одном фильме.
еще "Время вперед" (фильм) и роман Катаева, по которому он снят
Я не читала но мне советуют:
Олицкая "мои воспоминания"
Лидия Чуковская "Софья Петровна"
Помню только комедийные фильмы.
Веселые ребята, Волга-Волга. И ещё Подкидыш.
Овечка Долли была злая и рано умерла.
Мне нравился еще фильм Открытая книга по роману Каверина.

И роман, и фильм сняты по реальным событиям из жизни женщины - ученого Зинаиды Ермольевой. Благодаря который в нашей стране появился пенициллин перед ВОВ.
Иолла Онлайн
Одна

Почти документальный. Он как бы уже не совсем немой, но и звуковым его не назовешь. Зато местные жители очень колоритные.

Трактористы, Подкидыш.
Sofie Alavnir Онлайн
Агнета Блоссом
Попробуйте почитать Павла Нилина. "Знаменитый Павлюк" и другие рассказы.
Чуть позже. -"Жестокость" и "Испытательный срок".
Время, быт, молодые.
Каверин, да. Например, "Открытая книга".
И плюсую к "Два капитана".
Сейчас сразу прочла рассказ про Павлюка. Необыкновенно сильная вещь. Особенно эти слова запомнились:
После прихода Кости Уклюжникова и особенно после разговора с Павлом Дементьевичем Линевым Павлюк как будто посвежел, как будто приободрился.
— Хороший у нас народ, — почти весело сказал он, проводив Линева. Хороший, совестливый, чувствительный. Среди хорошего народа живем...
Говорил он это, как всегда, самому себе, по-прежнему не замечая меня. Но я все-таки вмешался в этот его разговор с самим собой и сказал:
— Ну да, очень хороший! Все только приглядываются, прицениваются: отдай, уступи, продай по дешевке...
— Эх ты, голубь! — вдруг засмеялся Павлюк и потрогал меня за плечо. В первый раз потрогал по-свойски. — Это ты про кого говоришь? Про Варкова? Про Хинчука? Это, брат, еще не народ. Эти только живут около народа. Народ — это мастеровые, у кого ремесло в руках и кто необходимое дело делает. Вот это называется народ...
Помолчав, походив с довольным видом по подвалу, он, как здоровый, улыбнулся весело и сказал:
— Хорошего народу больше на свете, чем плохого. А если б было наоборот, ничего бы не было. Ни паровозов, ни пароходов. И даже каменных домов трехэтажных не построили бы...
Финал тоже впечатлил. Буду читать эти рассказы дальше, спасибо.

В целом всем, кто сейчас накидывает рекомендаций моя большая благодарность. Не факт, что я доберусь хотя бы до десятой части всего этого добра, но лишним не будет всё равно.
Показать полностью
Заяц Онлайн
"Факультет ненужных вещей" Домбровского.
"Счастливая Москва" Платонова. Она специфическая, но местами очень неплохо передаёт время (но там, кажется, больше про 20-е, но вроде как с заездом на 30-е).

Многие рассказы Зощенко ещё как раз по то время, но там не про молодёжь)
Заяц
Лайк, подписка и радость, что кто-то ещё читал Домбровского. Плюсую многократно.
Заяц Онлайн
Ещё вот это эссе советую:

Два «Товарища», или Флогистон Гражданской войны
https://habr.com/ru/articles/472344/
О, кстати, "Дом на Трубной" прям в тему))
Waruna Онлайн
«Дикая собака динго, или Повесть о первой любви».
Николай Никонов, "Солнышко в берёзах", про довоенное детство. Его же "Когда начнёшь вспоминать" про жизнь деревни до, во время и немного после войны в форме дневников девочки-подростка (на основе воспоминаний жены автора).
Sofie Alavnir
Да, именно то мышление, которое было тогда. Я ещё застала тех людей. Немного, но всё же.
Плюсую к "Двум капитанам" (События происходят с дореволюционного времени до послевоенного). Книга +две экранизации.
Плюсую к "Офицерам" и "Дорогой мой человек" (Начинаются в 30-е а может и раньше).
От себя - "Завтра была война" (События происходят в 1940, но сами понимаете, от 30-х недалеко) .
Для меня "Завтра была война" (фильм и повесть Васильева) - эталон и финальная черта 30-х.
Гайдар.
Произведения Юрия Германа, такие как Лапшин и Наши знакомые.
Макаренко частично)
К "Офицерам" еще можно добавить "Рожденная Революцией", детективный сериал о милиции -- там тоже сын главного героя как раз едва ли не подросток в 30-тые годы. И тоже охватывается период с 17-го по 70-тые годы.
Классный сериал, кстати. И многие бытовые моменты тоже показаны: например, задержка зарплаты на 1 день на заводе из-за ограбления кассы была настоящим ЧП, и рабочих успокаивали, что завтра непременно зарплата будет.
Это на таком контрасте смотрелось в 90-тые...
Агнета Блоссом
Да, именно то мышление, которое было тогда.
У меня была коллега по работе, родители которой (геологи) приехали к нам в Сибирь в 1930-е совершенно добровольно, их распределили после вуза в какие-то столичные тресты, а им это показалось скучно, они махнули в Сибирь.
В голодные талонные 1980-е коллега упрекала родителей, как мол не уберегли московские квартиры и прописки, зачем поехали в эту глушь? А они ей удивленно отвечали: а как иначе? Ведь здесь самое интересное, неисследованное, море работы, маршруты, экспедиции, открытия, а там сидишь и чахнешь над бумажками, не геолог, а бумажный червяк, ничего ты не понимаешь, мы ни о чем не жалеем, всем бы такую интересную жизнь и работу. как у нас была.
Тоже плюсую к "Двум капитанам", Гайдару, Борису Васильеву. Ещё Анатолий Рыбаков, трилогия "Кортик", "Бронзовая птица" и "Выстрел" - вместе с экранизациями. Больше про Гражданскую войну, но и 30-е уже близко.

1) Посоветовала бы ещё поэзию той эпохи посмотреть. Например, "дух времени" передают стихи Дмитрия Кедрина, Светлова ("Гренада моя...").

http://az.lib.ru/k/kedrin_d_b/

https://litmir.club/br/?b=225477

Ещё мне очень нравятся стихи Ирины Снеговой, и вот в этом издании короткая, но очень поэтичная и атмосферная статья-вступление. Тоже про 30-е есть, какие тогда были люди, образ эпохи.

https://vk.com/wall7048883_22354

2) Ещё Фриду Вигдорову добавила бы в список.

Дилогия "Семейное счастье" и "Любимая улица" (честно говоря, слова про семейное счастье звучат издёвкой, но действие "Семейного счастья" как раз в 30-е, потом война и послевоенное время).

Ещё 30-е есть в трилогии об ученике Макаренко "Это мой дом", "Дорога в жизнь", "Черниговка". Книги тяжёлые, но читаются на одном дыхании.

И, конечно, её воспоминания "Девочки. Дневник матери".

3) Есть 1930-е в трилогии Елены Серебровской "Маша Лоза". Книга не то чтобы хороша, главная героиня по большей части вызывает недоумение, какая-то она... никакая, не ожила как будто. Зато эпоха показана в деталях, не отнять!

4) Анатолий Иванов. Рассказы и романы-эпопеи охватывают эпоху от 1910-х до послевоенного времени. Больше про деревню, про Сибирь.

5) Показана атмосфера 30-х (жуткая) в романе Елены Вентцель "Свежо предание".
Показать полностью
Недавно прочитала "Авиатора" Водолазина. Наверное, тоже можно сюда отнести. Хотя и не классическая подача информации)
В голодные талонные 1980-е
horira
Что-то не припомню талонов в 80е. Разве что в конкретно 89й. А так помню, что всё было - и пряники, и печенье, и разные виды хлеба, и халва, и конфеты, и вафли разные и всякий там "шакер-чурек".
Да, сортов мороженого мало было, сметана - одна, ту что привезли. Так же и кефир. Творог в пачках кислый был, зато сырки ванильные вкусные. Иногда развесной был "деревенский". А молоко - разливное из огромных фляг и в стеклянных пол-литровых бутылках (иногда - в пирамидках бумажных, чтобы не так быстро портилось).

Вот в 90й-92й - да, без талонов вообще ничего не купить было
Janeway
Это от региона зависит. В Новосибирске в 80е большая часть была по талонам - масло, сыр, колбаса, ещё что-то. Ещё и не отоваришь. Очень сложно было с вещами. Мама была едва не в ужасе после Свердловска, где такого дефицита не было.
Nita
Ничего себе. Ну да тогда Новосибирск, вроде, не был прям открытым городом. Может, поэтому?
Но так-то, если что, я тоже не Москву вспоминаю
Janeway
Ничего себе. Ну да тогда Новосибирск, вроде, не был прям открытым городом. Может, поэтому?
Нет, он открытый город-миллионник. Никогда не был закрытым.
Nita
А, ну значит, путаю. Что миллионник - я в курсе. Но у наукоградов обычно бывали всякие особенности, поэтому так и подумала.

А у нас совершенно точно даже в 89м ещё талонов не было. Потому что моя мама влипла в ужасную историю в 89м, в связи с чем целый год не работала. Если бы тогда хлеб и колбаса были по талонам - мы бы жили впроголодь. А я помню, что этот год мы неплохо так провели, разве что все накопления проели
Ну да тогда Новосибирск, вроде, не был прям открытым городом. Может, поэтому?
В закрытых городах как раз все было
Nita,а в Екб разве не было талонов? подруга говорит, тоже очень фигово было
О, ещё чуть не забыла! Повесть Елены Ильиной, "Четвертая высота". Вот как раз почти стопроцентное попадание в Ваш запрос: главгероиня в 30-тые годы -- подросток и молодая девушка. А сюжет в целом охватывает с 20-тых по начало 40-ых -- собственно, всю ее недолгую жизнь. Несмотря на это, история очень добрая и полная оптимизма.

И однозначно плюсую к "Два капитана": там очень четко показано главное увлечение молодежи тех времен -- авиация. Тогда это прямо передовой край технического прогресса, и амбициозные юноши мечтают быть летчиками) О космонавтике тогда массово еще не задумывались, разве что в фантастике, а вот самолеты -- это да!
Sofie Alavnir Онлайн
Эллия Айсард

Я просто глянула краткое описание сюжета Капитанов, чисто на предмет дат, и что меня смутило, там же вроде события разворачиваются только до 1917 года включительно, разве нет? Или я что-то упускаю?

Но рекомендацию учту, конечно, большое спасибо.
Sofie Alavnir, Вам, видимо, кривая аннотация попалась :(
Там основная сюжетная линия начинается в 1910-тые -- и завершается аж после войны. Главный герой там -- мальчик, осиротевший в революцию, вырос в детдоме. Стал летчиком -- это один капитан, капитан воздушного судна.
Но однажды в детстве он случайно нашел сумку с письмами моряка, который возглавил арктическую экспедицию и не вернулся. Эти письма очень сильно повлияли на главного героя -- поэтому и "Два капитана". Фактически, он, уже будучи взрослым, впоследствии расследует причины гибели той экспедиции.
Sofie Alavnir Онлайн
Эллия Айсард

А, значит Википедия мне наврала, хорошо, спасибо. Стало быть, эту книгу точно предварительно возьму на прочтение, раз её все так разом вспомнили в тему.
Sofie Alavnir, и Открытую книгу. И плюсую к Четвертой высоте
И мне всегда казалось, что МиМ - это конец 20-х
Sofie Alavnir Онлайн
Габитус
И мне всегда казалось, что МиМ - это конец 20-х
Действие романа разворачивается в двух сюжетных пластах — московском (середина 1930-х годов...
Насколько я помню в ранних черновиках Булгакова вообще планировалось, что сюжет романа будет происходить в недалёком будущем, и этим, например, объясняется наличие трамвайных путей на Патриарших прудах, где их в действительности никогда не было, мол, в будущем построят.

Этим же, кстати, объясняется облик альтернативной Москвы 30-х, выбранный для фильма 2024 года, поскольку это должна быть не столько исторически достоверная Москва того времени, сколько такая Москва, какую хотели возвести, но жизнь потом внесла свои коррективы.

В целом многие, на первый взгляд, сомнительные решения того фильма, выглядящие как чистый фанфик, объясняются вдохновением изначальными черновиками, но это уже так, лирика, у меня нет желания начинать новую волну срача на тему этого фильма, просто вспомнилось сейчас.
Sofie Alavnir, спасибо. Всегда была уверена, что это 20-е. Фильм - клюква. Но не будем.
Фильм фуфло, вот в сериале Бортко много прикольного из оригинала %) Вечерние гулянья, коммуналки, транспорт, комичная пропаганда, кадры кинохроники, порционные судачки а ля натюрель %)
Грызун Онлайн
Sofie Alavnir
В целом многие, на первый взгляд, сомнительные решения того фильма, выглядящие как чистый фанфик, объясняются вдохновением изначальными черновиками, но это уже так, лирика, у меня нет желания начинать новую волну срача на тему этого фильма, просто вспомнилось сейчас.
Там ещё и биографию самого Булгакова добавили от души, помимо черновиков.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть