↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Varenie
23 декабря 2014
Aa Aa
#писательское #просьба_о_помощи
Пишу свой первый фик, очень нужен совет. Матерые, помогите)
Я сознательно выбрала повествование от первого лица с точки зрения главного героя. Столкнулась с проблемой - как входить в диалоги и грамотно их заканчивать? Без постоянных "я сказал", "она спросила"?
23 декабря 2014
46 комментариев
Нуу, помимо "сказал" и "спросила" еще дохренилион глаголов, описывающих различный характер речи. Если попытаться поискать подходящие синонимы, то написать увесистый диалог и ни разу не повториться в авторской речи - как два байта переслать.
ситуация та же, что и с повествованием от третьего лица, только местоимения другие же.
Я еще разгрузить текст можно за счет того, что в мелких диалогах с двумя конкретно названными участниками и короткими фразами можно вообще опускать слова автора.
Eternal Phobia, спасибо за ответ! Проблема даже не столько в синонимах, а в постоянной отсылке к повествующему.
Когда пишешь от третьего лица диалог легко идет в формате
-..
-...
-..
А когда пишу от первого, постоянно скатываюсь в видение повествующего, типа:
-.., - и тут я заметил,
- ...,
-.., - я увидел как у него
- ...
- .., - я обратил внимание
И это постоянное я-я-я-я меня очень смущает.
ReFeRy, правда можно? И это не потеря фокала? Не взгляд на диалог двух героев извне?
Например, тут кратко и понятно описывается создание диалога:
http://prozakonkurs.ru/articles/article7.php

А это ваще-то первая ссылка, что выдал мне гугл по запросу "как написать диалог в книге" и, я уверена, есть еще до фига даже лучших пособий.
Ничего это не потеря фокала.
И вообще можно не упоминать "Я заметила", "он сказал", если в этом нет особой необходимости.
Сейчас будет идиотский романсный пример, сюжет бредовый, но сам принцип:

Люциус казался чем-то обеспокоенным.
- Что-то случилось?
- Нет, ничего.
Он нахмурился и отошёл к окну. Пытаться разговорить его сейчас было бесполезно. С ним всегда было тяжело, но в последнее время характер у Малфоя совсем испортился. Я уже жалела, что дала втравить себя в эту авантюру. "Провести вместе выходные" - как же! Выходные на фоне обысков в поместье, непонятных разговоров за закрытыми дверьми и вечно хмурого Люциуса, обращавшего на меня не больше внимания, чем на мебель. С тем же успехом можно было не приезжать вообще.
- Тогда я пойду.
Он снова ничего не ответил.
simmons271
не писать "я сказал" и "она спросила"
WIntertime, спасибо за ссылку. Но там не совсем то - все диалоги от третьего лица, автор смотрит на героев со стороны. Мой вопрос был про другое.
вредность mode on
Интересно, а скоро появятся сообщения: "Привет, пишет моя мама. Я хочу написать фанфик, но не умею писать, помогите выучить буквы.
вредность mode off
Постоянная отсылка к "я" - это нормально для повествования от первого лица. И не бросается в глаза при прочтении. Кроме того, "я" можно тупо опускать в 60% случаев. Например, вместо "- Уверен в этом, - сказал я и вздохнул про себя" писать "- Уверен в этом, - сказал и вздохнул про себя". Во-первых, само по себе отсутствие подлежащего подразумевает, что это "я", во-вторых, если рядом что-то из разряда фокала ("вздохнул про себя") - читатель автоматически понимает, что это именно тот, с точки зрения кого говорит - "я".

Далее, можно заменять "я сказал" и все аналоги на некоторые действия. Или вообще опускать, как верно подсказал Рефери. Вместо "- Уверен в этом, - сказал я и вздохнул про себя" писать, например, "- Уверен в этом, - и вздохнул про себя". Никакого "сказал", даже без "я", но всё понятно, верно?:) А если речь идёт о мысли, то опускать можно и от третьего лица. Вместо ""- Уверен в этом, - сказал я." будет "- Уверен в этом, - а так ли уверен? Но посмотрим, что он ответит..."
Kompot
Так а в чем разница-то, от какого лица? Речь о диалогах, а не о пресловутом фокале и прочем.
Например там в той ссылке есть такое:

"
— Я пошла в магазин, — сказала Маша.

— Не забудь купить сушек, — сказала бабушка, отсчитав ей деньги.

— А мне конфет! — сказал папа из-за двери.

Не стоит раз за разом повторять одинаковые атрибутивные глаголы, иначе внимание читателя зафиксируется именно на этих словах. Если вам сложно подобрать атрибутивный глагол, вставьте фразу, которая будет описывать действие героя, а потом — его реплику.

— Я пошла в магазин, — сказала Маша.

Бабушка отсчитала ей деньги.

— Не забудь купить сушек.

— А мне конфет! — послышался папин голос из-за двери. "

Подставьте вместо "Маша" - "я" и ноу поблем. Да хоть вместо бабушки или папы подставте "я".
WIntertime
Вместо папы - ваще шикарно =))))))
"- А мне конфет, - послышался мой голос из-за двери" ;))))
А чего бы и нет если "сказал я из-за двери".
А с "послышался мой голос" - это ваще гениально. Тут надо дальше, что все офигевают, включая и папу, который ваще-то рядом с Машей, потом они идут открывать дверь... А там пустота... И темнота... Вот уже и намечается сюжет хоррора, например.
Ага, как в тех "самых коротких страшилках" - "Не ходи, я тоже это слышала"
>>ReFeRy, правда можно? И это не потеря фокала? Не взгляд на диалог двух героев извне?

Kompot, вы книжек что ли не читатете? Глаголы атрибуции опускаются вне зависимости от фокала. Да и с фокалом это не связано ни как.
Отрывок из "Капитанской дочки", там от повествование от первого лица, как раз ваш случай.

День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги.

День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги.
- Не забудь, Андрей Петрович, - сказала матушка, - поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.

- Что за вздор! - отвечал батюшка нахмурясь. - К какой стати стану я писать к князю Б.?

- Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши?

- Ну, а там что?

- Да ведь начальник Петрушин - князь Б. Ведь Петруша записан в Семеновский полк.

- Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт? подай его сюда.

Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в ее шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочел его со вниманием, положил перед собою на стол и начал свое письмо.
Показать полностью
WIntertime, хотите помочь - я буду благодарна и рада, а вредничать не нужно (и бесполезно). Надеюсь, вредность действительно уже mode off, и мы можем общаться дальше))
Матемаг, flamarina спасибо. Все понятно и по вопросу.
DarkCarol, спасибо за ответ. В вашем примере из Капитанской дочки описан диалог, в котором главный герой не учавствует, а наблюдает со стороны за двумя другими персонажами. Мой же вопрос был как исправить диалоги, где сам ГГ (от лица которого идет повествование) общается с другими персонажами и убрать оттуда "я-повторы".
Kompot, тоже самое. Вот вам пример из всё той же капитанской дочки, когда герой уже сам общается с ямщиком.

Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по следу, проложенному крестьянскими санями. Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал:

- Барин, не прикажешь ли воротиться?

- Это зачем?

- Время ненадежно: ветер слегка подымается; вишь, как он сметает порошу.

- Что ж за беда!

- А видишь там что? (Ямщик указал кнутом на восток.)

- Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба.

- А вон - вон: это облачко.

Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдаленный холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.


Пушкин тут вообще без атрибуции обходится.
DarkCarol, теперь вижу, спасибо!
ради богов, не надо очередного POV, которые невозможно читать
uncleroot, я стараюсь изо всех сил, чтобы это был читаемый POV) вот, даже вопросы задаю, в попытках улучшить текст)))
Я в POV вообще "я" чаще опускаю. И пишу в настоящем времени...
В настоящем времени пристойно выглядит едва 1 фанфик из 50.
Сложное это дело.
для меня POV как класс нечитаемы, почти единственные исключения - "молчаливый" и "время яблонь", да и то, токмо из интереса к сюжету
Термин "POV" не нужен. Поскольку двузначен. В первом смысле - фокал вообще, вне зависимости лица, во втором - фокал первого лица. Понять, что имеет в виду использующий сокращение, сходу удаётся не всегда. Лучше русские развёрнутые аналоги. Ибо нефиг.
я не знаю в русском языке слова "фокал"
Заимствованное же. Но юзать всюду термин "точка зрения" тоже неудобно - он тупо длинный.
"focal (point)" в значении "точка зрения" тоже НЕ употребляется
Once was a boy named Harry
ПОВ в настоящем времени хорошо пишут единицы, да еще при этом часто у них за спиной гигантский багаж знаний и опыта.
Рекомендую начать с повествования от третьего лица: труднее скатиться в совсем уж нечитаемый ООС с проекцией и прочими гадостями.
Поверьте, знаю, о чем говорю, сама начинала именно с ПОВ-ов и очень зря.
uncleroot, предложите свой вариант короткого термина, которыми можно заменить длинное "точка зрения повествования в тексте". Надеюсь, это не аббревиатура ТЗПТ.
(с улыбкой чеширского кота) POV вполне справляется с данной задачей, означая "повествование от первого лица";
приклеивать сюда "фокал вообще" я считаю бессмысленным процессом;
То есть, термина "точка зрения от какого-либо лица", для вас не существует? Только конкретика, только хардкор, подобно одному из языков народов северных стран, где есть названия 100500 видов снега, но сказать "снег вообще" нельзя?
термин "точка зрения от какого-либо лица" может находиться всего в двух состояниях - (1) "повествование от первого лица";
или
(2) "повествование от автора (третьего лица)";
второй случай является способом изложения "по умолчанию" и не требует дополнительной детализации;
соответственно, явно индицировать нужно только "от первого лица";
Имхо, хуже всего, когда во время повествования от третьего лица вдруг пишут POV *кого-то там* и начинается повествование от первого лица. А уж если оно еще и от лица "второй половины" ГГ...
Так что у меня (как и у многих, думаю) на эту аббревиатуру аллергия) Слово "фокал" как-то более нейтрально.
Никто не заставляет вот прямо в тексте это именовать чьим-то внезапным POVом.
Бывают же рассказы, письма, дневники и прочая ерунда.
uncleroot, эм. Ну я, конечно, не магистр литературоведенья. Но как бы есть от одна от первого лица, есть три точки зрения от третьего лица (всеведущего автора, от лица персонажа и сферического в вакууме наблюдателя), одна от второго лица (хз, может, больше, но от второго лица так мало текстов, что...). Итого имеем пять точек зрения. Наверняка что-то пропустил.

Всегда считал, что ни одна из них не является "случаем по умолчанию".
(чуть не подавившись кофе) Матемаг, давайте не будем путать сюжетные приемы и оформление прямой речи!
(2) насколько я знаю, pov автора и pov "сферического наблюдателя" - это одно и то же; и мне очень интересно, по каким признакам вы отличаете pov "третьего лица персонажа" от pov наблюдателя;
(3) как в пределах русского языка можно изобрести "точку зрения от второго лица" - я решительно не представляю; пожалуйста, найдите хотя бы один пример;
uncleroot, позвольте вставлю свои пять копеек. Я не претендую на экспертность, сама сейчас пытаюсь разобраться в теме и терминологии, поэтому просто ловите ссылки с примерами, которые я сама изучала. Тут есть и про повествование от второго лица:
http://www.sochinitell.ru/node/329
http://vk.com/topic-37309141_27053860
(проглядев тексты) я бы все-таки не стал выделять указаные примеры "повествования от второго лица" в отдельный класс, по моему сугубому мнению, это грамматическая разновидность "от третьего лица";
Если я правильно понимаю, это принятая теория, но лучше спросить литературоведов))
uncleroot, например, от второго лица (опустите всякие прологи): http://flibusta.net/b/133257/read Выглядит, надо сказать, занимательно, но писать такое - надо талант иметь. Да, как точка зрения - это точка зрения персонажа. Собственно, рассматривая как разные точки зрения, мы можем объединить три от первого, второго и третьего лиц в "с чьей-то точки зрения, разным стилистическим оформлением" плюс точку зрения автора плюс точку зрения наблюдателя - всего три разных. Можно и так классифицировать, да.

Эм. Мы сейчас что, об оформлении говорим? И уж тем более не о конкретно прямой речи. И, нет, точку повествования я не назвал бы и сюжетным приёмом. Стилистика, скорее. В общем понимании стилистики, ближе к стилю текста.

"это одно и то же" - нет. Оформление в смысле использования местоимений - да, это тоже "он/она/они", но вид - отличается. Смотреть на мир с точки зрения персонажа, с точки зрения автора и с точки зрения сферического в вакууме наблюдателя - по-разному выглядит и по-разному пишется. Погуглите про точки зрения, мне лень искать ссылки на статьи, если честно.
Как я понимаю, с точки зрения персонажа, это когда описываются в том числе и мысли с ощущениями. С точки зрения наблюдателя - только события. А с точки зрения автора - всякие "но наш персонаж еще не знал, что..." и подобные.
Кстати, фэнтези обычно существует:
1) в виде точки зрения ГГ + описания
Это когда иногда надо кратенько показать, чем другие люди в его отсутствие занимаются, но там никакой рефлексии, только "сказал - ответила - отрубил голову"
2) в виде мультифокала, будь он неладен.
Описание в п.1 от наблюдателя с сокращением?
Мультифокал? Это когда в одной главе 20 переходов от персонажа к персонажу и прочих хардкор?
Матемаг
Мультифокал - это как в Ведьмаке: есть с точки зрения Геральта, есть - с точки зрения Цири.
Есть небольшие куски с точки зрения Йеннифер, Лютика, Эмгыра.
А также хренова туча маленьких фрагментов, которые показаны вообще от лица эпизодических персонажей на один раз.
О, то есть, просто полноценный роман, подразумевающий несколько фокалов? Ясно.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть