↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Скарапея Змея
27 декабря 2014
Aa Aa
Недавно я писала, что выданное на полном серьезе и с убежденностью: "Я сделаю тебя счастливой", "Ты сделаещь меня счастливой", "Он сделает/не сделает меня счастливой" - лишает для меня произведение, как минимум, половины привлекательности. Есть ещё одно дивное обещание, играющее ту же роль: "Обещай мне вернуться живым и здоровым" - "Обещаю!" (как вариант "Обещай вернуть его/её живым и здоровым"). Произносится перед отправлением в горячую точку, квест, на задание. Ну, ведь ясно же, что никто не может давать обещания, сдержать которые не в его власти. Люди отправляются в горячую точку, квест, на задание с определённой целью, ради которой будут жертвовать своей и не только своей жизнью. Если задача сохранить жизнь и здоровье приоритетна - не надо идти в квест и на задание. И требовать, чтобы человек давал обещание, выполнение которого зависит не от него, глупо и жестоко. Если Автор хочет показать возлюбленную/возлюбленного героя безмозглой, эгоистичной истеричкой, это удачный штришок для создания образа. Но если по сюжету персонаж умный, любящий и понимающий, такая фраза образ разрушит.
27 декабря 2014
20 комментариев из 28
Почему сразу приказ? Просьбе, заклинание - вербализация надежды и веры. Цель остающегося дать уверенность уходящему, что его ждут, очень ждут, ему есть, куда возвращаться, есть для чего выживать. А вот требование обещания - это попытка облегчить своё существование, за его счёт.

Конечно, мука. А как насчёт в "болезни и здравии, богатстве и бедности"? Как-то нехорошо оставлять себе только радость встреч, а тяжесть расставании перекладывать на другие плечи.
Я подозреваю, дети сбегают из дома как раз из-за таких вот неадекватных реакций родителей. И если родители не хотят, чтобы дети сбегали из дома, им стоит думать о том, что они говорят, что слышит их собеседник, какие выводы делает. Проблема не в отсутствии логики, а в не желании видеть хоть что-то кроме своего "Я".
А мне вот кажется, что в приказе тоже есть своя логика, пусть и немного ущербная. Они именно закладывают в подсознание приоритеты: "Сначала выжить - потом уже победить". То есть, человеку, кричащего солдату, который едет в горячую точку: "Вернись живым!", получается, пофиг на результаты войны (и, возможно, на данный момент ему действительно пофиг. И на то, что если проиграют, помрут миллионы людей - в этот момент "свое" дороже. Может, потом даже стыдно станет, но так бывает).
И он, этот человек, пытается передать это настроение уезжающему. Плюс состояние стресса и неспособности мыслить рационально и логично. Просто тупое желание "спасти и уберечь прямо сейчас".

Ну, дети сбегают и от очень хороших родителей. Эта тема обширная, почему они сбегают, и я в
ней не эксперт.

А у вас, значит, никогда не было ситуаций, когда тревога и ужас захлестывают с головой и говоришь вообще какую-то чушь, понимая, что все равно ни фига не изменить и никак не спасти? Если так, то вам повезло - вы человек, у которого разум всегда преобладает над эмоциями. Это редкость, вообще-то.
Скарапея Змея
Почему перекладывать?
Слова не всегда означают то, что высказано буквально. И люди, любящие друг друга, отлично понимают, что сказано, когда сказано что-то.

Кстати вспомнила. Вот "Жди меня" Симонова, это же не просто стихотворение было. Это молитва, заклинание. Его читали каждый для себя, каждый обращаясь к той, чьё ожидание должно спасти. Но дождаться отказалось не во власти той, кому оно адресовано((
Есть ключевые фразы, которые мы выслушиваем/произносим исключительно для самоуспокоения. Смысл не всегда тот, что заложен в словах.
А разве я пишу, что родители плохие? Они не могут выразить свои чувства так, чтобы их поняли, и получают соответствующую реакцию. Вместо того, чтобы разобраться в происшедшем, продолжают совершать те же ошибки - порочный круг. Разорвать его можно, лишь изменив своё поведение. Как говориться, любой может по ошибок сесть на муравейник, но только глупец останется на нем сидеть.
Вот забавно, всю жизнь меня обвиняли в излишней впечатлительности и эмоциональности, я потратила уйму сил и времени, чтобы научиться контролировать хотя бы поступки и слова, не скажу, что результат уже меня полностью устраивает, но определенного успеха все же добилась. А перспектива мотаться на волнах эмоций приводит меня в ужас. Но это лирика.
Я вообще-то о художественном тексте. Автор подумал и прописал диалог. Лично меня вот такой не вдохновляет.

Тать, Именно, что стихотворение Симонова заклинание, а пресловутое "обещай" давно уже затерто и сигнализирует о том, что Автор не прописал персонажей и диалоги. То есть, я допускаю, что кто-то где-то когда-то может передать с помощью этого штампа сильные чувства друг к другу, но я такого не встречала :-)
В стрессовых ситуациях вот такие штампы в памяти первыми всплывают.
Формулы, которые проговариваются от неожиданности, когда отказывают мозги.
Так и я о художественном тексте. Если "Вернись живым!" и есть фраза, которая часто звучит в реальной жизни из уст людей с любым складом характере - так автору и уместно ее использовать.
То, что мы тут все пытались доказать в аргументах - что она существует в реальной жизни и часто звучит из уст даже обычно "понимающих и умных" людей.

Вот если бы при прощании глав героиня, вся зареванная, говорила своему дорогому другу: "Не забывай, я жду тебя, и желательно целым" - это мне показалось бы наигранным. Или я бы подумала, что она не так уж его и любит. Либо что она какая-то суперволевая тетка, прославившаяся способностью держать "нервы в коробочке" (хотя такие чаще всего и срываются в достаточно тяжелой ситуации).
По-моему более реалистичны выкрики даже из уст обычно спокойного человека: "Вернись живым, слышишь?! Обещай, ради всего святого, обещай мне, что вернешься!"


А вообще, Скарапея Змея, я тут еще раз перечитала ваши сообщения и не могу понять: вы за то, что нормальный (умный, любящий и понимающий) человек НЕ СТАЛ БЫ никогда использовать такие фразы или за то, что такие фразы только мешают тому, кому говорятся?

Потому что если первое - ну вроде как мы все пришли к консенсусу, что такое в жизни часто звучит от любых людей. Если второе - ну да, наверное, мешают, но автор тут ни при чем, потомушшо он просто описал естественную реакцию человека.
Показать полностью
Потому что надо отвечать "сделаю всё, что в моих силах", причём не уточняя, в каком направлении будут эти силы приложены, но неявно подразумевая "...силах, чтобы выполнить задачу и, если очень повезёт, остаться в живых/сохранить жизнь N"
То есть это должно выглядеть так.
- Дорогой, только вернись! обещай мне, слышишь! - истерически трясет она своего возлюбленного, заливая пол слезами от бесконечных рыданий.
- Дорогая, - отстраняя ее от себя, произносит он. - Ты же знаешь, что мы не должны давать заведомо ложных обещаний. Вероятность того, что я вернусь живым равна вероятности того, что стену нашей квартиры снесет сельскохозяйственный комбайн, учитывая, что мы живем в мегаполисе на 16 этаже. Ты это знаешь и я это знаю, что все мы смертны и поэтому я приготовился заранее. Вот возьми, - протянул он ей толстую исписанную тетрадь.
- Что это? - взяла она ее, сползая по стенке, в которую должен был въехать комбайн. Она уже почувствовала тяжесть в груди, но мужественно терпела, потому что не хотела расстраивать своего возлюбленного.
- Это список того, что нужно сделать к моим похоронам. Вот на второй странице, например, я записал снятые вчера мерки для гроба, а на следующей странице какой именно гроб нужно приобрести. Учти, что обивка должна быть цвета хаки и никаких рюшечек. Вот примерное меню на первый день поминок. Никаких морепродуктов, ты же знаешь, у меня на них аллергия. Вот примерный список скорбящих. А вот этого не зови. Он будет скорбеть по-настоящему и испортит вам весь праздник. Дорогая, что с тобой?
Ночью в реанимации:
- Инфаркт у нее, понимаешь. Даже список не приготовила.
Занавес.
Показать полностью
Amarenthe,
Ржу )))
Какая безответственная героиня! Только о себе и думает! А вот каково ему теперь, и так сложно, ситуация опасная, а тут еще теперь расстраиваться из-за ее смерти. Причем она-то померла в совершенно безопасной ситуации... Безмозглая, эгоистичная истеричка, что с нее взять. И нафиг она ему такая нужна?
WIntertime, ну примерно так оно и есть))
Макса, все же есть разница между критической ситуацией (например, собака бросилась на ребёнка) и сценой прощания, когда непосредственной опасности нет, исключительно переживания о возможном будущем - здесь мы как раз подбираем слова. Впрочем, штампы, которые приходят на ум первыми характеризуют литературные предпочтения, как минимум.

Wintertime, давайте будем внимательней. "Вернись живым" я приводила как положительны пример - фраза-заклятье, выражающее надежду и веру того, кто ещё произносит. Я противопоставлял ее требованию: "Обещай вернуться живым". Разница в том, что во втором случае требующий хочет, чтобы ЕГО успокоили, а в первом даёт стимул для возвращения (То есть, "Вернись живым" = ты мне важен, постарайтесь выжить; "Обещай вернуться живым"=сделай так, чтобы мне было ненапряжно).
Вот интересно, а почему зареванная?! Что-то мне Кабаниха вспоминается - хорошая жена при прощагии должна выть, бросаться на землю, причитать. Патамучта иначе люди плохо подумают. Массовая культура, конечно, усиленно внедряет в сознание мысль, что сила чувства напрямую связана с бурностью их проявлений. Лично мне результат не нравится - под предлогом, 'Ах, я так переживаю' некоторые позволяют себе истерики, хамство, прилюдное сюсюканье, даже не пытаясь задуматья, а как все это 'нравится' объекту переживаний. На мой взгляд, такое поведение - эгоистично, инфантильно и малопривлекательно. Однако судя по популярности мыльных опер (и вариаций в это жанре в фанфикшене) я нахожуь в меньшинств. Впрочем, в первоначальном посте я написала "лишает для МЕНЯ привллеательности".
Показать полностью
Матемаг, о том и речь. И умная женщина прекрасно это понимает, поэтому требовать вернуться живым не будет, а скажет, что любит, ждёт и верит в него.

Amarenthe, по-моему такой особе так и стоило ответить. Ну, противная же тетка! Получила то, на то усиленно нарывалась. Мир стал чуточку лучше - мужику дать медаль:-)
>>сценой прощания, когда непосредственной опасности нет, исключительно переживания о возможном будущем - здесь мы как раз подбираем слова.

Нифига не подбирается.
Но когда есть в голове где-то есть определенный набор слов и действий, которые как программа в отключившихся мозгах всплывают и позволяют легче пережить стрессовую ситуацию.
Ну, а если серьёзно. Я обратила внимание на такой любопытный нюанс - Wintertime и Amarenthe очень настойчиво возвращают внимание к ЕЕ переживаниям, у неё стресс, у неё чувства, она может не пережить бури страстей - то есть, в фокусе - ОНА, он - лишь объект, на который направлены ещё чувства, он может ещё успокоить либо, наоборот, расстроить, доведя до инфаркта, его чувства и переживания вообще не учитывается. Это и есть эгоцентризм героини, с которой себя отождествил читатель. Лично меня такая авторская позиция бесит. Разумеется, своя рубашка ближе к телу, для героини вполне естественно прислушиваться в первую очередь к своим чувствам, но когда с ней солидарен Автор лично мне становится и скучно и грустно.
О, а для меня такой диалог из серии "обещай - обещаю!" отчетливо голливудщиной отдает. Градус сочувствия героям сразу падает куда-то до нуля. Абсолютного. Ибо нефиг - ищите свои слова, дорогой автор, не надо чужие клише тянуть.
Но если люди и впрямь уже и чувствовать привыкли голливудскими штампами, то это как-то... совсем грустно.
otium, я, признаться, опустила в первоначальном посте логическую связку: сам диалог - это штамп, отдающий голливудщиной - Автор то ли небрежен, то ли мыслит штампами - слепленный из подобных штампов персонаж вызывает у меня отторжение и представляется недалеким, инфантильны эгоцентриком. К моему удивлению в ходе дискуссии выяснилось, что штампы дороги многим. Лично меня пугает Человек Запрограмированный - при расставании выдать фразу из боевика, на свидании - из романтической комедии... И зависнуть, не в силах обнаружить предписанную масс-медиа реакцию, если ситуация необычна. Человек (тот, о котором мне читать интересно) способен на рефлексию, он осознаёт свои чувства и может выразить их.
Хм-м... вынуждена исправиться: кажется, так уже не делают даже в Голливудах. Недавно прочитала книжку, где количество пафосных прощаний на единицу текста по сюжету вообще зашкаливало, но даже там конструкцию "обещай, что ты выживешь" себе позволила только одна героиня: умирающая на глазах у ГГ. Т.е. это было такое "обещай, что я умираю не напрасно, и ты выживешь". Все остальное человечество выражало свои чувства несколько иначе. :)
И это радует!
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть