↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Фанфики

16 произведений» 
Иди за мной
Джен, Мини, Закончен
416 32 32 3
Зови меня Стэн
Джен, Миди, Закончен
723 10 13
О мой генерал!
Джен, Мини, Закончен
388 5 19
Воздаяние
Джен, Мини, Закончен
1.2k 11 59
Диалог
Джен, Мини, Закончен
411 0 4

Подарки

2 подарка» 
ПодарокХорошая девочка Лида
От Pio XIII
ПодарокБелые лилии и резная шпилька
От Наиля Баннаева

Награды

19 наград» 
5 рекомендаций 5 рекомендаций
5 декабря 2024
4 года на сайте 4 года на сайте
18 февраля 2024
15 произведений 15 произведений
8 декабря 2023
10 000 просмотров 10 000 просмотров
9 мая 2023
3 года на сайте 3 года на сайте
18 февраля 2023

Блог » Поиск

До даты
#сериалы #тв #сверхъестественное #сезоны 13-15 #шиза #религия #метафизика #общий вывод #спойлеры

В общем, я досмотрел "Сверхъестественное". Недавно и почти пожалел об этом. Собрался и сделал. Долгое время я не мог, остановившись на сер. 13 сезона. Теперь досмотрел. В общем, шиза это в последних сезонах, а не повествование. Мистическая и метафизическая шиза. Попробую объяснить ,что имею в виду. Весь сериал в его итоговом виде представляет собой дикую эклектическую смесь из деизма, классического теизма, атеизма, дуализма, пантеизма, гностицизма и анти-теизма. Причем больше всего авторами сценария сезонов с 6 по 15 двигало желание чего-то сделать с христианством и вообще Библией. По сути то, что они сделали - это зеркальная инверсия библейского текста. Судите сами:

1. Бог.. Концепция Бога менялась. Если в 1-5 сезонах - это безвредный писатель, который просто пишет историю как он её видит и даже пугается, когда его находят, такой милый парень, в целом деистически-нейтральный, уставший от "управления Вселенной", да не христианский, но в целом благой и помогающий героям, то в 8-11 сезонах, "Бог" - это сначала странная невсемогущая дуалистическая Сила, у которой есть зеркальная сторона или "Сестра" в виде "Тьмы", а затем и вовсе просто какой-то мелкий, завистливый, злобный и мстительный вуайерист, который обладает всемогуществом, всезнанием и вездесущностью, но лишь когда помнит о них, а когда авторам выгодно по сюжету, то забывает. Да, Бог также создал Левиафанов (чудовищ) и в принципе был не против создания монстров. Он также в целом не против, что они бегают по мирам и творят чего хотят. А еще он лжив, не способен выполнять собственные обещания, убивает людей направо-налево (именно убивает, стирает их целиком из реальности вместе с душами), уничтожает миры (стмрая всю флору и фауну) и тому подобное. Ну и естественно Сэм и Дин думают, как бы им такое существо убить.
2. Люцифер и Ад. Люцифер описывается как архангел. Вообще в сериале странная ангельская иерахия, но не суть. Важно то, что Люциферу позволили создать ад и превратить души людей в демонов. И он еще и оказался прав в последних сезонах. Он-то всегда говорил ,что Бог - плохая сущность. Ну вот и оказался прав. Что касается Ада, то вообще непонятно, как эта вещь работает. В последних сезонах оказывается, что в аду полно душ праведников, которых туда запихал Бог. И вообще ад описывается вполне в русле дьяволопоклонничества - в аду демоны и злые души пытают менее злых и делают это вечно. То есть там нет справедливого наказания, а есть несправедливое.
3. Архангелы, ангелы и Небеса. Если первоначально архангелы и ангелы описывались как существа "пошедшие вразнос в результате того, что за ними Бог не смотрел" (1-5 сезон), то в поздних сезонах все они по сути - плохие. Даже хуже демонов. Нет ни одного архангела по сюжету кроме Гэбриэля, который вызывает симпатию. Кастиэль в конце совершает умышленно и неумышленно столько ошибок, что иногда кажется, что он специально хочет убить главных героев. Остальные архангелы и ангелы - это либо злобные фанатики, жаждущие истребить мир "во славу Бога", либо "себе на уме сущности", готовые предать доверие людей (конкретно главгероев) при первой возможности. В общем, это скорее не существа, а некие машины, совершенно лишенные этического компаса (за исключением Кастиэля, но в сериале прямо говорится, что это у него от людей). Рай для людей на Небесах воспринимаются (до конечного эпизода, где происходит "реформа Небес") как просто индивидуальная Матрица, где людям вечно крутят фантомные изображения их родственников и стирают память о том, что они умерли. В общем, в такой рай попадать бы никто по доброй воле не стал.
4. Нефилим. Ввод в сюжет полуангела-нефилима сначала казался свежим глотком воздуха. Потому как нефилимы лучше их библейского образа. В Библии - это злые гиганты, а тут это симпатичный юноша с человеческой душой и силами архангела. Но не тут-то было. Вообще оказывается, что всё, что говорил Бог (даже сильно потерявший в морали) про Нефилимов - правда. Нефилим Джек не может контролировать себя. В итоге он теряет свою душу, убивает мать Сэма и Дина (если что воскресшую уже) и в итоге осознаёт свою вину. Что делают Сэм и Дин, когда на их глазах Бог убивает Нефилима? Правильно, они пытаются убить Бога. Потому, что "Джек - это семья" - какая семья, где нахрен логика он только что убил вашу мать? И почему Бог должен при этом мерзко прихихикивать, говорить, что всё идёт по плану и всячески провоцировать главных героев, чтобы они ему не поверили? Авторы сценария забыли что они раньше рассказывали нам про Нефилимов (что это опасные существа, способные разрушить мир?). Но нет, не Джек-Нефилим становится плохим, плохим становится Бог. Который плохим как "Сила света" не может стать по определению (по определению лора сериала, не по моему определению). Позже нам специально показывают как Нефилим Джек возвращается из мертвых, дальше он поедает сердца каких-то ангелов из тайного общества, возвращается в Эдем, чтобы получить свою душу от Змея (да, Змей и Люцифер там разные сущности), договаривается со смертью и вообще ведёт себя как Антихрист. Да он по сути и есть Антихрист, только не библейский, а из околобиблейского фольклора. Так, например, Джек - это сын Люцифера и человеческой женщины ("Омен"), он обладает огромными силами, он теряет душу, но получает могущество, потом он получает душу, но от Змея (совершает грехопадение Адама заново), и наконец, он лишает Бога всех его сил и становится на Его место. И при этом он милый, пушистый, весь такой хомячок. И когда он творит зло машинально, по щелчку пальцев, нам объясняют, что это вроде как и не зло, он же раскаялся.
5. Люди. Люди - это отдельный кошмар сериала. Да, в сериале есть хорошие люди. Но это уже не касается главных героев. Они уже навлекли на Землю столько ужасов, пытаясь спасать друг друга и "своих" от смерти, что сами стали злыми. Как вышли из этого сценаристы? А просто - они просто были в плену злого Бога. Бог писал их историю, а у них не было свободы воли. Ну ладно, это главгеры, а что остальные? Можно вспомнить Кроули, который добровольно стал демонво и владыкой ада (да, потом его удалось героям перевоспитать, но изначально-то он был человеком), куча ангелов была до этого людьми. Адам и Ева описываются очень странно - Адам - это вечно закидывающийся наркотой мужик, который "300 тысяч лет мечтал отомстить Богу за изгнание из рая", а Ева - это вообще прародительница монстров (думаю, это была такая ирония, ну или так сценаристы понимают иронию). Можно еще Каина вспомнить и его печать. В Библии Каину печать даёт Бог, чтобы его не убили, для защиты. В сериале её даёт Люцифер именно чтобы Каин смог эффективно убивать и стал бы демоном в случае гибели. И да, Каин, как и Люцифер - это достаточно симпатичный персонаж. Злой, но симпатичный.

В общем, это шиза. Полная. То есть мы как бы постоянно остаёмся в рамках библейского повествования с добавлением гностических и древнеиудейских легенд. В качестве "фреймворка". Но туда мы напихиваем кучу своих фантазий про то, какой Бог плохой, нехороший и злой. Ранее сообщив ,что Бог - это Сила Света. Которая создала всё и меняться не может. Еще мы туда пихаем ретконы всех библейских персонажей. В Библии Михаил - глава ангельских сил, низвергнувший Люцифера, благой персонаж. В сериале - это либо поехавший фанатик, либо "верный Божий сын", у которого отключены мозги и который ведёт себя как машина. Габриэль или Гавриил в Библии приносит благую весть Марии. В сериале - это трикстер, играющий всеми как игрушками и притворяющийся языческим богом. В Библии Люцифер - это сила зла, в сериале - тоже. Но оказывается, что без него нельзя по сюжету обойтись и он - няшка. И еще он - отец одного из положительных персонажей. Ну а Антихрист тут вообще няша няшная (см. выше) и в конце побеждает Бога, занимает его место и уходит в закат. Повествование, которое начинал писать человек, понимающий мифы и легенды и если переиначивающий их, то честно, завершили люди, которые были одержимы рядом совершенно непонятных идей, в результате получилась какая-то странная каша из существ, Сущностей, которые ведут себя то так, а то иначе, без сюжетной логики и смысла. Ну его нафиг такое повествование. Сэм и Дин - это единственные, кто позволил мне всё это досмотреть в итоге. При этом они остались типичными американцами со всеми поюсами и минусами. И их персонажи, которые менялись в начале, в конце не особо изменились. Они как бы застыли во времени, вернулись к начальной точке. Грустно всё это.

P.S. О, "вишенка на торте", как я мог забыть. Когда нам впервые показывают "злую сторону Бога", то начинает играть песня Motorhead - God was never on your side ("Бог никогда не был на твоей стороне"). Я так понимаю, лидер группы уже был мёртв и не смог из могилы возразить купившим права сценаристам, что песня-то атеистическая и в песне говорится. о том что нет Бога, небес и ада и что если произойдёт космическая катастрофа, то верующие окажутся неправы. И сценаристы с режиссером пустили эту песню там, где показывается какой Бог злой и плохой и как он запустил очередной апокалипсис. Молодцы какие (это ирония, в смысле они уже даже тексты песен не читают дальше названий).
Свернуть сообщение
-
Показать полностью
Показать 15 комментариев
#лукьяненко #религия #линия_грёз #искатели_неба #диптаун

ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ! (циклы произведений указаны выше)

Фик не пишется, так что напишу-ка я про Лукьяненко. Про его непростые отношения с религией. Мне могут возразить, что во многих произведениях Лукьяненко религии нет. Но я хотел бы затронуть три его цикла - "Линия грёз" (1992-1996), "Искатели Неба" (1998-2000) и "Диптаун" (1997-2000). Вроде как связи между этими тремя циклами нет. А тем не менее она есть. Во всех этих циклах присутствует типичный для Лукьяненко главный герой. Я бы сказал, что этот герой "взыскует искупления". Он либо просто несовершенен, либо в его прошлом какая-то сильная травма, что-то ему мешает жить, он постоянно находит себя в состоянии внутреннего конфликта. Таков Кей Дач, наёмник-телохранитель не потерявший совесть, вор Ильмар, который следует своему собственному "кодексу чести" и дайвер Леонид. У всех трех - большие проблемы с законом в том смысле, что они хотят "на грани" и постоянно преследуемы законом. Далее все эти три цикла объединяет наличие "внешней силы", враждебной герою. В мире "Линии грёз" - это Империя людей и корпорация Кертиса Ван Кертиса. В мире Искателей неба - это "Держава" и её "Владетель" с одной стороны, а с другой также Пасынок Божий и Церковь Искупителя. В мире Диптауна - это корпорация Аль-Кабар и Дмитрий Дибенко. И наконец, везде присутствует "фигура Бога". Фигура Бога - это некое Существо или даже некая Реальность, которая должна дать наконец ответ на все вопросы. Она не обязательно персонифицирована. Так, в "Линии грёз", есть только "точка входа" в "пространство Бога" и всё. Встретит ли там человек Бога - зависит от его веры. В "Искателях неба" Искупитель, привязанный в некой холодной реальности к столбу, явно не является такой фигурой. Бог не явлен, он где-то далеко, трансцедентен, но без него вся история не имеет смысла. Он есть загадка, которую главному герою надо разгадать (в отличие от "Линии грёз", где Бог - это дар, который люди могут получить). Наконец, есть Диптаун. Я бы хотел сказать ,что там Богом является Глубина, по крайней мере главный герой молится ей. На деле Богом там является Неудачник, он же Альен (Чужой). Он является тем, кого все хотят иметь на своей стороне и видеть частью себя, кого все интерпретируют по разному. Он дарует силу. И это он парит в одиночестве космических пространств, "слушая тишину". Он человечнее всех остальных людей, морально и нравственно выше их на порядок. Его нельзя убить или уничтожить, он неуязвим. И он принимает тот облик, в котором его хотели бы видеть (явный привет Рэю Брэдбери и его рассказу "Мессия"). И во второй части именно он оказался способен создать "копию героя", т.е. еще и Творец к тому же.
Кстати, интересно , что Лукьяненко автор вообще-то крестился и стал православным христианином после написания "Искателей неба". Но тем не менее все эти произведения написаны не с религиозно-христианской точки зрения, а с какой-то совершенно иной.
Итак, перейдем к анализу собственно произведений. Мы видим, что главной проблемой у Лукьяненко в отношениях с "Богом" или тем, что условно можно назвать "Бог" является получение ответов на вопросы и получение силы. "Бог" у Лукьяненко - это всегда отражение человека, его собственных проблем, мучений и исканий, зеркало человека. В этом смысле "Бог" Лукьяненко в этих циклах - это "Бог" Л. Фейрбаха, философа-атеиста, который считал, что Бог является проекцией человеческих отношений. Осталось определить только, проекцией каких отношений является "Бог" Лукьяненко.
В мире "Линии грёз" Бог - это Существо, которое Дарит. Оно безвозмездно даёт каждому возможность прожить жизнь, как он того хочет. В этом смысле данный цикл похож на "Звездную тень", второй роман цикла "Звезды-холодные игрушки". С той только разницей, что он более метафизичен, чем "Звездная тень". Два основных дара "Бога" - это бессмертие и возможность "стать творцом своего мира". По сути "Бог" дарит людям Силу и Власть. Власть над жизнью, "будете как боги, знать добро и зло". В этом смысле, как ни парадоксально, дары "Бога" являются чуть ли не губительными. Единственный, кто выдерживает искус, Кей Дач. Его психика настолько сломана, что "даром" для него, попавшего в "пространство Бога" является "отсутствие даров" (см. рассказ "Проводник отсюда", где есть похожая идея). Дач вступает в пустой мир, в котором нет ничего, т.к. Кею ничего не нужно. Он выбрал ничто вместо Бога, дарующего Всевластие.
В мире "Искателей неба" Бог дарует людям Первого Пасынка Божия (Искупителя) и Слово. Первоначальное Слово - это возможность переносить материальные вещи в особое пространство ("Холод") и хранить там. Сила слова зависит от силы веры в Искупителя. Вор Ильмар оказывается человеком, который видит духовное рождение "нового Искупителя" или же "Искусителя", мальчика, который получил доступ к "Первому Слову" (от которого произошли остальные слова). Мальчик обретает Книгу, в которой есть Первое Слово и за ним начинают охотится все. В конце романа Ильмар разочаровывается в "новом Искупителе" и опознаёт его как Искусителя, так как даром "нового Искупителя" стало просто возвращение всех вещей из другого пространства назад. Так сказать, "равенство всех". Отныне каждый сможет получить в свою руки ту вещь, которая была положена в иное пространство другим человеком. Сам мир, который описан в дилогии - страшен. В мире "Искателей неба", настоящий Искупитель умер в младенчестве, Христа убил царь Ирод. Навсегда убил (Христос не воскрес). Место Христа занял простой Пасынок. И этот Пасынок совершил ошибку, получив Слово, он дал себя перенести в другой мир, думая, что воскреснет. Но в этом мире "Холода", который однозначно ад, он вечно мучается, привязанный к столбу. Выхода из этих мук у него нет. Бог - трансцедентен и ничем никому помочь не может. Этот цикл - цикл о "фальшивом мире, недостойном Бога", Лукьяненко осознаёт, что дары, полученные от Бога - никому оказались не нужны. И сам Бог оказался не нужен. И Бог в дилогии Лукьяненко сделал самую страшную вещь - оставил человечество совсем. Мир стал в смычку с "Холодом" (адом). И люди стали хранить в аду свои вещи. А главный герой просто бежит - в никуда. Ему мир оказывается более не нужен.
В мире "Диптауна" происходит инверсия старой проблемы, поставленной в "Искателях неба". В "Искателях неба" был людям не нужен "фальшивый мир" и бесконечное страдание Пасынка. В мире "Диптауна", человечество, погруженное в киберпанк-виртуальность, напротив, алчет и жаждет смысла. Хочет его получить любой ценой, т.к. смысла в существующем не видит никакого. И даже "Глубина", то есть пространство этой "Матрицы", опознаётся главным героем как нечто, во что можно лишь верить ("как верили в коммунизм"). И тут приходит Альен (Чужой). И все бросаются к нему, чтобы получить от него ответы. И единственный его ответ - живите как знаете, вам мои советы не пригодятся. Мы - слишком разные. Вы хотите от меня даров, но у меня их нет, "я просто устал быть один в тишине". Бог Диптауна - одинокий "Неудачник", который сталкивается с жестокостью и злом мира и как Лилу в "Пятом элементе" ранится этим злом. У него есть любовь - но он - бессилен. Он лишь проекция, тень, отражение надежд человечества.
Подводя итог, можно сказать, что Лукьяненко нарисовал нам очень страшную схему. Она примерно состоит из трёх частей. Вот как её можно сформулировать:

1) Если бы Бог явил вам Дары, Вы бы попытались сделать из этих Даров себе могилу и разрушили всё на свете.
2) Если Бог уйдёт от вас - вы окажетесь в замкнутом круге фальшивой веры и фальшивой надежды и поверите тому, кто придёт вместо Него.
3) Если Бог придёт к вам - вы окажетесь настолько чужды ему, что Он не сможет ничего вам дать.

Интересно, а чего Лукьяненко своей в жизни пережил, чтобы такое написать? Такое от хорошей жизни не напишешь. Всё это написано было с надрывом и местами с перебором. Одно описание геноцида в "Линии грёз" чего стоит. А описание уничтожения целых островов боевыми кораблями в "Искателях неба"? А описание виртуального борделя и "услуг Диптауна" в "Лабиринте отражений"? И "дип-психоз", когда человек не отличает Глубину от Реальности. Впрочем, идея "фальшивости любой ревльности и реальности иллюзий" - она впереди. А пока я заканчиваю.
Свернуть сообщение
-
Показать полностью
Показать 2 комментария
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть