↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Belkina
24 июля 2020
Aa Aa
#книги
Недавним разговором о Джейн Остен навеяло.
Есть такое известное читательское развлечение – отвечать на глупые вопросы типа «кто вам больше нравится из этих двоих?» Толстой или Достоевский? Пастернак или Мандельштам? Мистер Дарси или мистер Рочестер Джейн Остен или Шарлотта Бронте?

Прелесть этих вопросов, конечно, в том, что выбор ответа ни к чему не обязывает, можно в равной степени любить (или не любить) то и другое, но это хороший повод для ссоры драки разрыва отношений разговора.
Между романами Бронте и Остен есть совершенно очевидные различия – и столь же очевидное сходство. Это книги не только и не столько о любви, сколько о мужестве, верности себе и принятии судьбы. При этом нельзя не заметить, что героини Остен, идущие по жизни со спокойным достоинством, которое вроде бы самоценно, в финале непременно получают награду за правильное поведение. А у Бронте? О Джейн Эйр можно сказать то же. А вот Люси Сноу из «Городка» в финале (спойлер) неожиданно теряет свое долгожданное и уже такое близкое, уже осязаемое счастье. Жизнь несправедлива, и не всякий, кто заслуживает награды, ее получает.

Ирония и спокойное здравомыслие мне симпатичнее, чем горячечная эмоциональная приподнятость (поэтому когда-то с трудом дочитала «Грозовой перевал» с его р-р-роковыми стр-р-растями, хотя признаю все его литературные достоинства). Но вот Шарлотта Бронте задевает меня за живое. Джейн Эйр – странная девочка, замкнутая и вспыльчивая, то образцово сдержанная, то неожиданно откровенная. Книги, страшные рассказы по вечерам, комната с привидением. Школа и специфические школьные порядочки, до боли узнаваемые сквозь толщу лет и культурных различий. Наивные пафосные рисунки и готовность с полуслова поддержать разговор о маленьких зеленых человечках, пляшущих при свете луны… Если Джейн Остен успокаивает и умиротворяет, то Шарлотта Бронте тревожит. И поэтому, может быть, трогает сильнее.
24 июля 2020
55 комментариев из 59
Belkina
почему то сразу вспомнился пиквикский клуб
люблю его нежно всем сердцем
Просто Ханя
Да! Мое любимое у Диккенса. <3
Тут сложно. Шарлотту Бронте я искренне уважаю. То, что она сумела практически в одиночку сделать с жанром романа воспитания - это вах. Но вот прям любить - наверное, нет. А Остен люблю, хотя на данный момент и переросла все ее романы, кроме "Чувства и чувствительности". Она настолько на своей волне, что каждый раз любуешься.
Эмили Джейн
Да, Остен как-то по-особенному гармонична, совершенна и самодостаточна, невозможно не залюбоваться. :) Но я ее прочитала сравнительно поздно, уже в юности, а вот Шарлотту Бронте - в детстве. Может, поэтому питаю к ней такую привязанность. Так бывает с книгами из детства (с некоторыми из них) - возьмешься перечитывать уже во взрослой жизни, и не можешь понять - это тебя сам текст по-прежнему волнует или эти страницы просто возвращают твое собственное тепло, которыми когда-то пропитались?
Остен уважаю, и произведения у неё хорошие, но вот как-то не цепляют они меня, что ли. Я тупо путаю персонажей разных её книг, до того они мне кажутся одинаковыми xD Возможно, это ещё и из-за однообразно хороших финалов. "Джейн Эйр" тоже не очень впечатлила. Не знаю, может, это я такая пессимистка, но мне ХЭ в этой книге кажется каким-то вымученным и притянутым за уши. А вот "Городок" люблю нежно и перечитываю стабильно раз в год.
Viola ambigua Онлайн
"странная девочка, замкнутая и вспыльчивая, то образцово сдержанная, то неожиданно откровенная"

Я недавно читала отзывы к "Городку" и оказалось, что многие читатели такую героиню воспринимают с трудом. Люси Сноу неоднократно назвали вялой, безэмоциональной, скучной серой мышью. В самом деле?! Девушку, которая без денег, друзей и знания языка уехала в другую страну, сумела там устроиться, справиться с тинейджерами в школе и публично скандалит с местным Снейпом? Ну я не знаю тогда, что у них не вялость...

Так бывает с книгами из детства (с некоторыми из них) - возьмешься перечитывать уже во взрослой жизни, и не можешь понять - это тебя сам текст по-прежнему волнует или эти страницы просто возвращают твое собственное тепло, которыми когда-то пропитались?
Да, это о Джейн Эйр)
Bella Blanca
Я у Остен позорно путаю Уикхэма из ГиП и Уиллоуби из "Чувства и чувствительности". Вот в них точно есть некая однотипность! :)
"Городок" очень люблю, но почему-то редко встречаю других любителей.

Viola mirabilis
Я недавно читала отзывы к "Городку" и оказалось, что многие читатели такую героиню воспринимают с трудом. Люси Сноу неоднократно назвали вялой, безэмоциональной, скучной серой мышью.
Слушайте, точно, вот я, кажется, те же отзывы читала! О_о Ну или похожие, их много таких. И, наверное, они на чем-то основаны, но вот на чем?.. Люси как раз девушка с характером, с волей, принципами, наблюдательностью, живой реакцией. Как можно этого не замечать? Загадка.
В Городке прекрасно все, кроме финала
Эмили Джейн
Он вам не нравится с художественной точки зрения? Как сюжетный ход?
Belkina
Он мне не нравится как никуда толком не ведущая ВНЕЗАПНОСТЬ. Выглядит так, будто у автора ближе к финалу вдруг развилась спонтанная аллергия на хэппи-энды, и он, пребывая в растрепанных чувствах, решил не оканчивать роман ничем.

Тут надо оговорить, что я не из тех читателей, кого сквикают мрачные или неопределенные финалы. Но он должен быть как-то подготовлен, стать драматической кульминацией, а не возникнуть ни с фига.
Viola ambigua Онлайн
Эмили Джейн
У меня есть подруга, которая не любит ХЭ, потому что они "не как в жизни". В целом у меня от финала было такое же впечатление, как у вас, но зато уж он точно "как в жизни")
Эмили Джейн
Понятно. А мне финал нравится как раз - трагедии часто случаются внезапно, жизнь к ним не готовит. А тут оно даже не то чтоб совсем внезапно... Там задолго до финала в повествовании звучит явная горечь, особенно в описании чужого семейного счастья. И уже подсознательно ждешь, что у самой Люси его не будет - она ведь пишет из настоящего, оглядываясь на прошлое, и пишет с печалью. И, подобравшись вплотную к рассказу и своем горе, не может договорить до конца.
Дык будь жизнь литературой, 90 % ее никто не стал бы читать. Причем не потому, что слишком жестокая, а потому, что неинтересно.

Я вообще этот финал списываю на личное-биографическое автора, которая не сумела построить успешные отношения с прототипом главгероя.
Эмили Джейн
Разве же в "Городке" внезапный финал? По-моему, подготовка к такому финалу началась ещё с истории мисс Марчмонт, а это почти самое начало.
Bella Blanca
Не знаю. Для меня был (в каждое из трех прочтений) вот прям ВНЕЗАПНЫМ. Нет, я не думала, что там будет "долго и счастливо". Но не думала и что будет... вот это на последней паре страниц. Это было бы хорошо как одна из глав в конце. Но не как сам конец же, блин. Мы столько жили с Люси, а потом бросили ее в самый трудный для нее момент.
Эмили Джейн
Дык будь жизнь литературой, 90 % ее никто не стал бы читать. Причем не потому, что слишком жестокая, а потому, что неинтересно
Ну, «Городок» - это в любом случае литературное произведение, а не случайный фотографический снимок реальности. И финал его - это элемент композиции, в котором можно увидеть определенную логику и смысл. Или не увидеть. Я понимаю, почему он вызывает разную реакцию.
Вот у Остен, кстати, композиция всегда стройная и выверенная, никаких сомнительных поворотов, не подкопаешься. То есть я не нахожу, к чему бы подкопаться.
Но Бронте этой своей неправильностью царапает и запоминается.
Не знаю-2 ))) По мне лучше запоминаться чем-то другим. Это... почти как в отечественном фильме "Русалочка", где героиня в финале ни с чего погибла в случайном ДТП, а режиссер и сценарист потом оправдывали это аргументами типа "а вы знаете, сколько человек в Москве ежегодно гибнет в случайных ДТП?". Притом что было кристалльно ясно, что они просто должны были ее убить, ибо священные рельсы андерсоновского канона, но при этом поленились придумать менее тупой вариант (
Эмили Джейн
Не знаю-2 ))) По мне лучше запоминаться чем-то другим. Это... почти как в отечественном фильме "Русалочка", где героиня в финале ни с чего погибла в случайном ДТП, а режиссер и сценарист потом оправдывали это аргументами типа "а вы знаете, сколько человек в Москве ежегодно гибнет в случайных ДТП?". Притом что было кристалльно ясно, что они просто должны были ее убить, ибо священные рельсы андерсоновского канона, но при этом поленились придумать менее тупой вариант (
А кто сказал что Русалочка обязана погибнуть? Вот Дисней против)))
Bella Blanca
Остен уважаю, и произведения у неё хорошие, но вот как-то не цепляют они меня, что ли. Я тупо путаю персонажей разных её книг, до того они мне кажутся одинаковыми xD Возможно, это ещё и из-за однообразно хороших финалов. "Джейн Эйр" тоже не очень впечатлила. Не знаю, может, это я такая пессимистка, но мне ХЭ в этой книге кажется каким-то вымученным и притянутым за уши. А вот "Городок" люблю нежно и перечитываю стабильно раз в год.
А нету там хэппи энда. Вообще нету
Читатель 1111
В смысле - нету?
Bella Blanca
Читатель 1111
В смысле - нету?
В смысле? Что мы видим? Джейн влюбляется в рочестера. Тот ПРЕДЛАГАЕТ ВЗЯТЬ ЕЕ ЗАМУЖ, И по тогдашним законам.. Если бы "свадьба" состоялась родились дети а потом выяснилась правда? Потом она САМОСТОЯТЕЛЬНО богатеет. А потом приезжает.. Когда ему стало плохо.. Э..Зачем он ей сдался? странная история. Если бы она просто приехала и жила бы без замужа было бы лучше а так ВСЕ ее деньги принадлежат ЕМУ. Он ее уже раз предал.. Э...
"Все ее деньги" с т.з. его уровня благосостояния - это гроши. Богатством они даже гувернантке не особо кажутся. То, что у помещика сгорел господский дом в усадьбе, не означает разорения. Рочестер по-прежнему богат, и без этой тысячи фунтов прекрасно обошелся бы.
Эмили Джейн
"Все ее деньги" с т.з. его уровня благосостояния - это гроши. Богатством они даже гувернантке не особо кажутся. То, что у помещика сгорел господский дом в усадьбе, не означает разорения. Рочестер по-прежнему богат, и без этой тысячи фунтов прекрасно обошелся бы.
Хм... 1000 фунтов?
Эмили Джейн
В середине XIX века горничная среднего звена получала 6–8 фунтов в год, не считая денег на чай, сахар и пиво.
Мистер Рочестер - альфонс! Или нет, не альфонс. Бальзаминов! Женившийся на деньгах. :)
Вот мы его и вывели на чистую воду... окончательно.
Эмили Джейн
Её личность раскрывается, после чего Сент-Джон сообщает ей, что их мать была урождённой Эйр, то есть, она была сестрой отца Джейн и, соответственно, она и есть та самая их кузина, которая унаследовала от их общего дяди всё состояние — огромную по тем временам сумму в 20000 фунтов.
И да не 1000 а целых ДВАДЦАТЬ ТЫСЯЧ фунтов
Viola ambigua Онлайн
Читатель 1111
Пять. Она же разделила наследство с Риверсами.

Belkina не-не, все уже украдено до нас. Я недавно читала статью "Рочестер - брачный аферист"))
Viola ambigua Онлайн
Читатель 1111
И да, Джейн получала не 6, а 30 фунтов в год. Короче, изучайте матчасть, двойка))
Viola mirabilis
Читатель 1111
Пять. Она же разделила наследство с Риверсами.

Belkina не-не, все уже украдено до нас. Я недавно читала статью "Рочестер - брачный аферист"))
А ну да..Но все раввно. Если он любил ее. Почему не разыскал? Почему ЗОВ мистический пошел когда ЕМУ стало плохо?
Viola mirabilis
Читатель 1111
И да, Джейн получала не 6, а 30 фунтов в год. Короче, изучайте матчасть, двойка))
Я не про Джейн))
а про средние тогда зарплаты)))
Ну, ок, пять тысяч, а не тысяча. Очень приличная сумма для гувернантки, вполне скромная по средним меркам мелкопоместного дворянства (вспомним Остен: выгодные невесты - эт те, которые с приданым от 10 тыс.), и еще более скромная для Рочестера.
Эмили Джейн
Ну, ок, пять тысяч, а не тысяча. Очень приличная сумма для гувернантки, вполне скромная для мелкопоместного дворянства (вспомним Остен: выгоднве невесты - эт те, которые с приданым от 10 тыс.), и еще более скромная для Рочестера.
Но вот то что выше?А ну да..Но все раввно. Если он любил ее. Почему не разыскал? Почему ЗОВ мистический пошел когда ЕМУ стало плохо?
Viola ambigua Онлайн
Читатель 1111
Гувернантка сбежала за два месяца до этого, и хотя мистер Рочестер разыскивал ее, как какое-то сокровище, ему ничего не удалось узнать про нее, и он прямо-таки обезумел от горя; он никогда не был тихого нрава, а как ее потерял, начал прямо на людей кидаться, никого не желал видеть.
Матчасть
Чего вы вообще спорите о книге, которую вам явно Рабинович напел?))
Viola mirabilis
Читатель 1111
Матчасть
Ясно)))
Читатель 1111
Если он любил ее. Почему не разыскал?
Потому что подозревал, что ей нафиг не нужен инвалид и обманщик? Потому что она вполне сознательно шифровалась и разыскать ее было не просто?

Не говоря уже о том, что Зов пришел сильно позже, чем ему "стало плохо", в решающий момент ЕЕ, а не его жизни.
Читатель 1111
Если он любил ее. Почему не разыскал?
На мистере Рочестере достаточно грехов, чтобы приписывать ему то, в чем он не виноват.
Он искал Джейн, но безуспешно.

Viola mirabilis
Ту же цитату несла. :)
Мне в этом романе очень нравится момент прозрения Джейн. Когда она с отчетливостью понимает, что, если она уедет с Рочестером за границу, она не просто "падет" в морально-нравственном смысле, но и с высокой степенью вероятности в будущем окажется жертвой поматросинг-и-бросинга, просто еще одной в череде его любовниц. Очень трезвый взгляд для молоденькой девушки.
Да, у нее очень здравый взгляд на вещи, несмотря на весь романтико-мистический флер. И в отношении Сент-Джона тоже (разве что предложение поехать с ним не в качестве жены, а в качестве товарища с ее стороны было как-то неожиданно наивно).
Читатель 1111
>> Джейн влюбляется в рочестера. Тот ПРЕДЛАГАЕТ ВЗЯТЬ ЕЕ ЗАМУЖ, И по тогдашним законам.. Если бы "свадьба" состоялась родились дети а потом выяснилась правда?

...то Рочестер пошёл бы под суд, получил бы уголовку, и, вероятнее всего, был бы вынужден по решению суда либо содержать Джейн, либо заплатить ей крупные отступные. Вы хоть немного с законами того времени ознакомились бы сначала) Двоежёнство как бы статья, причём не для обманутой жены, а для двоежёнца.
Bella Blanca
Читатель 1111
Двоежёнство как бы статья, причём не для обманутой жены, а для двоежёнца.
Статья да? Взять, например, такое преступление, как двоеженство (двоемужие). Бигамия была противозаконной, но встречалась совсем не так редко. Например, в 1845 году рабочего Томаса Холла привлекли в суд по этому обвинению. Его жена сбежала, а поскольку кто-то должен был присматривать за маленькими детьми, Холл женился повторно. Чтобы получить развод, требовалось разрешение парламента — дорогостоящая процедура, на которую у подсудимого не хватило бы денег. Принимая во внимание все смягчающие обстоятельства, суд приговорил его к одному дню заключения.
Читатель 1111
Сравнили хрен с пальцем, серьезно :( Бедняк, у которого младенцы без пригляда, и богатый светский человек, обманом соблазнивший сироту. Даже если бы он откупился от суда и от Джейн, его не пустили бы ни в один приличный дом.
Читатель 1111
Ну вы и сравнили работягу, которому нечего терять, кроме последних штанов (и те дырявые), и уважаемого человека с деньгами и статусом. Это как если бы сегодня в каких-нибудь домогательствах обвинили Васю-слесаря и местного политика. Причём ещё и не голословно, а с пачкой доказательств, со свидетелями, с экспертизой. Угадайте, кому как с гуся вода, а кому - карьера по женскому органу?
Пыталась читать Бронте, но не зашло. "Джен Эйр" осилила примерно четверть, "Агнес Грей" - треть, а с "Городком" вообще странно как-то вышло, у меня было чувство, что я ее домучила-таки до конца, но тут все поминают печальный конец, а я его в упор не помню, видимо, все же не дочитала((
"Грозовой перевал" так и вовсе пару лет возглавлял мой личный список ненависти, пока его не подвинул "Улисс" Так вот и не сложились у меня отношения с сестрами Бронте, ни с одной из(
Зато Остен - это просто гармония и утешение.
"Грозовой перевал" в списке ненависти? Да еще и в одной куче с Улиссом? КАК?!!!! ((((((
Viola ambigua Онлайн
Я тоже к Грозовому перевалу много лет испытывала активную неприязнь. Потом решила перечитать, ну герои стали бесить меньше, и он превратился из предмета ненависти в просто не моё.
Меня во многом тоже бесят герои (точнее - бесят обе Кэти). Но не отменяет того факта, что это поразительная ломающая рамки вещь. На фоне английской литературы того времени. На фоне романтической литературы вообще.

Про фон семьи вообще не говорю. Скучно-правильная "Агнес Грей" Энн. Талантливые, но очень академичные романы Шарлотты. И вдруг это.
Viola ambigua Онлайн
А как же Незнакомка из Уайлдфелл-Холла? Не такая уж и правильная.
Viola mirabilis
Формально - возможно. Но в основе там то же самое нравоучение, слегка вышедшее из-под авторского контроля вследствие выбора сложной темы, но от того никуда не девшееся. Вот это плохо, вот это хорошо, вот тут героиня ошиблась, вот тут поступила правильно - бинго. Плюс пороки общества.
Viola ambigua Онлайн
Эмили Джейн
Что ж, как минимум Грозовой перевал у многих/некоторых вызывает бурные эмоции, не позволяя отстранённо оценивать себя, как литературное явление)) Как Достоевский, например, что недавно в очередной раз выяснилось)))
Люди ведь обычно любят книги не потому, что это новое слово в литературе. Точнее, не только поэтому. :) Читателям нравятся или не нравятся герои, сюжет, стиль, атмосфера и все такое. Для своего времени книга может быть новаторской, нестандартной, скандальной... Но вне этого контекста читатель воспринимает ее просто как книгу, как рассказанную историю. (Если только он не рассматривает ее с позиций литературоведения.)
И раздражение, которое вызывает конкретная Кэти (Анна Каренина, Настасья Филипповна и пр.), может напрочь отшибить способность наслаждаться литературными достоинствами всего романа.
Я чувствую в "Грозовом перевале" свежесть и смелость, но полюбить его не могу. Не мое, и все тут.
Belkina
Ну, мне-то он не новаторством в самом начале понравился ) Зарослями вереска, собаками у огня, предчувствием грозы, мрачностью без безысходности, удивительной искренностью и силой чувств без их идеализации и превознесения, тем, что в кои-то веки конфликт проходит не между плохими-хорошими, положительными-отрицательными героями, а между сильными-слабыми, яркими-бледными, но при этом автор, в отличие от большинства романтиков, не становится явно на сторону ярких и сильных, а потому можно, сопереживая Хитклиффу, одновременно ничуть не меньше сопереживать и Эдгару (или наоборот).

...Хотя нет, понравился именно новаторством. Просто тогда я не имела достаточно знаний, чтобы определить вот это все как новаторство.
Эмили Джейн
Заросли вереска и предчувствие грозы - это мне тоже понравилось, к таким штукам я чувствительна. :)
Эмили Джейн
"Грозовой перевал" в списке ненависти? Да еще и в одной куче с Улиссом? КАК?!!!! ((((((
Меня ужасно бесило, что все там какие-то на всю голову ушибленные с этими страстями. И что никто из героев не вызывал у меня сочувствия (или даже желания посочувствовать). Просто лично для меня всегда на первом месте герои, превыше сеттинга, или атмосферы, или стиля. И нет, им не обязательно быть хорошими или яркими, чтобы вызывать отклик.
Вот у той же Остен хочется сочувствовать даже откровенно стремным персонажам, всяким там мисс Бингли, Джону Дэшвуду или миссис Норрис...
Fink-nottle
Мне и в Перевале сочувствуется всем :) Даже тем, кого не люблю. Это ведь как ловушка. Вот, ты нормальное такое животное, стихийный негодяй, который, не будь в его жизни любви, прожил бы вполне счастливую жизнь стихийного негодяя, гордо идя по головам с удовольствием давя врагов. Но ты... любишь. И эта любовь, вопреки романтическим сказкам, не способна сделать тебя лучше, изменить, исправить. Не способна сделать тебя милостивым, пусть хотя бы только к объекту любви. Не пробуждает рефлексии, не делает из животного человека. Она просто есть, и от этого больно, как больно от гниющей раны. Только рана может зажить, а от любви не освобождает даже смерть.
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть