Коллекции загружаются
#реал #философия
Есть ли свобода воли?Публичный опрос
Да Нет, потому что есть судьба Нет, потому что общество подавляет отдельного человека Нет, потому что человек подвержен пропаганде и рекламе Нет, потому что у человека много обязанностей Нет, потому что человек - продукт своей среды и жизненного опыта Нет, потому что восприятие не контролируется сознанием Нет, потому что эмоции определяются биохимией мозга Нет, потому что поведение определяется генами Нет, свой вариант Проголосовал 71 человек
Голосовать в опросе и просматривать результаты могут только зарегистрированные пользователи 14 марта 2021
|
M J Jason Онлайн
|
|
Чeрт
Показать полностью
О, хорошее определение :) А как насчет чего-то вроде "я сам три минуты назад" - "я сам полчаса назад" и пр? финикийский_торговец Да, это похоже :) А вы знакомы с теорией сложных динамических систем? Нужны оттуда всего две интуиции: - пресловутый "эффект бабочки": маленькие отличия в начальном состоянии приводят к большим отличиям в состояниях в будущем - не менее пресловутое замечание о том, что невозможно измерить состояние системы бесконечно точно Итого: маленькие отличия приводят к большим отличиям, а знать все с точностью до мельчайших отличий невозможно. То есть, детерминизм как бы есть, но как бы нет. BrightOne Это верно. Но здесь приходится положиться на интуицию. Мне понравилось, как черт сказал выше Zveird Да, случайность - это спасает. Но тогда вопрос такой. (Продолжая немного то, что выше написала) Допустим, что мы считаем, что все решения определяются активацией цепочки нейронов. Какая активировалась - туда и идем. Допустим, что, как у вас, существует "нейрон, подбрасывающий кости". Который с некоторой вероятностью активирует первую цепочку, а с некоторой - вторую. Достаточно ли этого, чтобы говорить про свободу выбора? |
А как насчет чего-то вроде "я сам три минуты назад" - "я сам полчаса назад" и пр? Нууу... нет, я еще не настолько преисполнился в познании. |
M J Jason
Достаточно ли этого, чтобы говорить про свободу выбора? Кмк да, с оговоркой о её ограниченности и некоторой условности. |
Да что оно такое эта ваша свобода воли, я не понимать. Или в мою голову встроен тру генератор случайных чисел, или нет. В обоих случаях я не свободен от устройства моей головы.
|
M J Jason Онлайн
|
|
Zveird
Чeрт Ты = твоя голова, в том и фича. Ну и что? Если встроен, обо мне можно рассуждать в духе "если выпадет один на генераторе, то он сделает это, если ноль то это". И в каком месте я здесь свободен в выборе? |
Она есть потому, что иначе юристам надо будет слишком многое переделывать.
1 |
M J Jason Онлайн
|
|
Нет, потому что "сознание в классическом понимании" не существует.
|
Нет, потому что человек формируется лишь двумя вещами: наследственностью и окружением. Ни над тем, ни над другим он не властен, ибо каждый возможный "выбор" продиктован этими двумя факторами.
1 |
Чeрт
Показать полностью
Если встроен, обо мне можно рассуждать в духе "если выпадет один на генераторе, то он сделает это, если ноль то это". Нюанс в том, что уже в рамках заданных условий появляется предсказуемая цепочка: ты ведь можешь предсказать собственные действия? Это говорит о том, что называть такой "генератор чисел" случайным уже нельзя.При этом он зависим от внешних параметров: сам набор (скажем, integer или float? Ограничения числового ряда?) является значительно более проблематичным для предсказуемости и при том детерминированным как минимум в силу реализованности. Так как эти внешние параметры заданы заведомо и не зависят от сознания, их нельзя называть частью свободы воли, но - как минимум за счёт пересечения множества факторов, временами противоречащих друг другу - у итогового продукта, изнутри, а не снаружи, периодически возникают локальные /почти/ равновероятностные ветки. Внешне твой выбор между, например, выйти из дома или остаться дома заведомо зависит от посторонних параметров, но внутренне, если набор так сложился, эти же вещи могут приобретать почти равное значение. До момента выбора, разумеется. Таким образом, я веду к тому, что свобода воли - это состояние системы в отсутствии факта выбора, само наличие его возможности. Именно поэтому мой ответ был "и да, и нет". |
Zveird
Показать полностью
Чeрт Нюанс в том, что уже в рамках заданных условий появляется предсказуемая цепочка: ты ведь можешь предсказать собственные действия? Это говорит о том, что называть такой "генератор чисел" случайным уже нельзя. При этом он зависим от внешних параметров: сам набор (скажем, integer или float? Ограничения числового ряда?) является значительно более проблематичным для предсказуемости и при том детерминированным как минимум в силу реализованности. Так как эти внешние параметры заданы заведомо и не зависят от сознания, их нельзя называть частью свободы воли, но - как минимум за счёт пересечения множества факторов, временами противоречащих друг другу - у итогового продукта, изнутри, а не снаружи, периодически возникают локальные /почти/ равновероятностные ветки. Внешне твой выбор между, например, выйти из дома или остаться дома заведомо зависит от посторонних параметров, но внутренне, если набор так сложился, эти же вещи могут приобретать почти равное значение. До момента выбора, разумеется. Таким образом, я веду к тому, что свобода воли - это состояние системы в отсутствии факта выбора, само наличие его возможности. Именно поэтому мой ответ был "и да, и нет". Нет, я не могу предсказать будет ли там один или ноль, и никто не может. Не понял как это вообще связано с моей зависимосттью от случайного вектора истинного генератора случайных чисел. Я полностью от него зависим Он говорит что мне делать, он предопределяет мои выборы. Поэтому в конечном итоге меня можно свести к детерминированной оболочке генератора случайных чисел. Это ли свобода воли? Ну хз как то интуитивно мне не кажется что это так Если у меня ничего такого не встроено, то я тем более детерминирован. Если взять мое внутренне состояние и и подать на него один и тот же входной сигнал то выбор будет один и тот же. |
Чeрт
Если ты рассматриваешь наличие/отсутствие свободы воли исходя только из детерминированности событий, то, кмк, постфактум определённо можно предположить только её отсутствие. моей зависимостью от случайного вектора истинного генератора случайных чисел Почему ты предполагаешь его существование? |
Чeрт
Показать полностью
Как ты говорила, выборы между 5% и 5.1% это ты просто встала на точку зрения существа с очень хорошими возможностями для предсказания людей. Скорее тут как и у тебя: «одна из возможностей» — я допускаю существование выборов, которые обладают схожим уровнем вероятности даже при идеальной точности прогноза, но находятся в рамках некоей выделенной зоны, как форма некоторого стохастизма, угу → в некоторых случаях эта вероятность гипотетически может быть равна (yep, это неполный, вероятностный детерминизм). И так как мы обсуждаем не просто некую механическую модель, но существо, обладающее условным сознанием, в этот конкретный момент — в момент существования неких равновероятных возможностей — у объекта есть и условный выбор.Возможно, этот выбор можно назвать «генератором случайных чисел». Если не учитывать сознания как переменную (будь это воля или цельный психо-генетический механизм). Но если мы учтём сознание, то получаем как раз некий сорт свободы воли, сорт моральной ответственности и тд. На счёт сабжа есть весьма занятные рассуждения Фишера. В этом контексте всё что я делаю, так это именую «свободой выбора» то, что у него называется «регулирующим контролем». О чём-то таком я говорила, когда упоминала, что твоя голова = ты: В соответствии с этим подходом механизм становится собственным механизмом человека в силу того, что у этого человека есть определённые убеждения относительно своих поступков и их влияния на мир, то есть в силу определённого взгляда на себя. С этой точки зрения индивид становится морально ответственным, когда берёт на себя ответственность (по крайней мере, отчасти); он делает свой механизм своим собственным, принимая ответственность за действия в соответствии с таким механизмом. Поэтому, в определённом смысле, человек обретает контроль, когда берёт контроль. Когда я поступаю согласно собственному соответствующим образом отзывчивому к доводам механизму, я поступаю по-своему. Ну и связь более жёсткого детерминизма со свободой воли он рассматривает довольно интересно. |
Все пункты сразу, кроме варианта про судьбу. Да, есть.
|
Если не учитывать сознания как переменную (будь это воля или цельный психо-генетический механизм). Но если мы учтём сознание, то получаем как раз некий сорт свободы воли, сорт моральной ответственности и тд. Я не очень понимаю как это учесть так чтобы изменить формулировку "генератор случайных чисел с детерминированной оболочкой". В соответствии с этим подходом механизм становится собственным механизмом человека в силу того, что у этого человека есть определённые убеждения относительно своих поступков и их влияния на мир, то есть в силу определённого взгляда на себя. С этой точки зрения индивид становится морально ответственным, когда берёт на себя ответственность (по крайней мере, отчасти); он делает свой механизм своим собственным, принимая ответственность за действия в соответствии с таким механизмом. Поэтому, в определённом смысле, человек обретает контроль, когда берёт контроль. Когда я поступаю согласно собственному соответствующим образом отзывчивому к доводам механизму, я поступаю по-своему. Это все просто воняет Марлаграмовским "Свобода воли это концепт удобный для регуляции общества". Вот например рассмотрим автомобиль с автопилотом... У него есть самосознание, он понимает где он находится, и как влияет на окружающий мир, он постоянно (в отличие от человека) осознает свои цели и действует в соответствии с ними. У него есть свобода воли? |
M J Jason Онлайн
|
|
Facensearo
А как насчёт того, что все залито раствором и есть броуновское движение? То есть, какой-то белок-гормон или белок-нейромедиатор плавает в этом растворе и иногда может наткнуться на рецептор, а иногда - нет. Чeрт Zveird Вот такой вопрос. Я могу прямо сейчас взять и подумать о чем-то страшном - и все в моем организме пойдёт так, как будто я действительно увидела страшное. Пульс станет чаще, будет нервно и пр. Как объяснить этот факт с позиции детерминизма? Машина. 1) кто-то задаёт ей алгоритм? Тогда нет. 2) если машина может сама выбирать маршрут (его оптимизировать, например), то я бы сказала, что у неё есть некая степень свободы воли. Но сильно меньше, чем у человека или даже мухи. |
M J Jason Онлайн
|
|
Чeрт
Ну казалось бы, что это не согласуется с моими целями, и даже, более того, скорее контрпродуктивно. То есть, предсказатель, который считает, что я поступаю целесообразно, этого предсказать не сможет. Предсказатель, который наблюдает только мою окружающую среду тоже ошибётся. Не ошибётся тот, который проследил за процессами в моей голове. Но даже он не сможет ответить, почему эти процессы начались. Так что вопрос. |
M J Jason Онлайн
|
|
Чeрт
Нет. Там кажется противоположное написано... |
M J Jason Онлайн
|
|
Чeрт
Кажется нет. Ничего во внешней среде этого поведения не вызвало. Впрочем, может быть, вы объясните, как можно предсказать такой эффект, не заглядывая в мозг? |
M J Jason
Да. Там написано то что написано. |
M J Jason Онлайн
|
|
Чeрт
Написано то, что написано, но, на всякий случай: и человек, и муха, и автоматическая машина обладают некоторой степенью свободы воли |
M J Jason
Чeрт Кто сказал что нельзя заглядывать в мозг? По крайней мере время от времениКажется нет. Ничего во внешней среде этого поведения не вызвало. Впрочем, может быть, вы объясните, как можно предсказать такой эффект, не заглядывая в мозг? Как идеальный случай можно проследить за развитием человека начиная с зиготы и тогда станет возможно. |
M J Jason Онлайн
|
|
Чeрт
Показать полностью
1) Развитие отчасти хаотично. Допустим у нас клетка, в клетке белки, которые контролируют, какая часть ДНК будет читаться (а такие есть). Теперь клетка делится. И разные белки могут разделиться между двумя новыми клетками разными способами. В какую сторону их броуновское движение принесло, там они и оказались. В зависимости от того, как они разделятся будут получаться разные две клетки. 2) Если заглядывать в мозг, то получится «то же самое через то же самое». То есть, если свобода воли - некий конкретный процесс в мозге, то отследив работу мозга полностью, мы отследим выполнение этого процесса. Чeрт Скорее разной степенью хаотичности. "идеальный" по этому параметру человек тоже будет как автомобиль, постоянно следовать своим полностью рациональным целям. Конечно мозг хаотичная штука и такого уровня самосогласованности как у автопилота человеку никогда не достичь Мне кажется, что у человека больше одной цели в каждый момент. Так что даже идеально рациональному человеку нужно расставлять каждую секунду приоритеты. И эти приоритеты могут и должны изменяться во времени. (Умираю с голоду vs. Только что хорошо покушал) |
M J Jason Онлайн
|
|
Чeрт
Но опять таки, утверждение о том, что процесс можно увидеть на скане, ничего не говорит нам о том, был этот процесс запущен снаружи (средой) или изнутри (волей). То есть, кажется, так нельзя доказать, что не существует нейронных процессов, которые запускаются изнутри мозга. То есть, как будто бы так нельзя доказать отсутствия/присутствия воли. Пример. Генерал отправил приказ. Приказ перехватили, и с его помощью могут точно предсказать движение армии. Значит ли это, что генерала не существует? "Следовать глобальной цели" - это хорошо. Но для того, чтобы ваше утверждение замкнулось нужно: 1) доказать, что не существует априори равноценных стратегий 2) доказать, что человек не может придумать совершенно новую стратегию сам 3) доказать, что человек никогда не меняет цели самопроизвольно |
Чeрт
Это все просто воняет Марлаграмовским "Свобода воли это концепт удобный для регуляции общества". Ну, связь между существованием социума и принятием свободы выбора за некую данность (не важно, насколько широкой она будет) я полагаю весьма значительной.Вот например рассмотрим автомобиль с автопилотом... У него есть самосознание, он понимает где он находится, и как влияет на окружающий мир, он постоянно (в отличие от человека) осознает свои цели и действует в соответствии с ними. У него есть свобода воли? Наличие самосознания важная штука. При этих вводных, полагаю, в момент, когда автопилот _решает_, повернуть ему налево или направо, он совершает акт свободной воли. Но без процесса принятия решения и, соответственно, без наличия некоего желания это бы не сработало.Впрочем, есть же взгляд на свободу воли только как на факт того, что агент становится причиной некоторых следствий… тоже вариант, в общем. |
То есть я имею в виду, это кажется неплохая интерпретация
|
M J Jason Онлайн
|
|
Чeрт
С той разницей что автомобиль не определяет цель сам :) Так что, как я и говорила выше: ...если машина может сама выбирать маршрут (его оптимизировать, например), то я бы сказала, что у неё есть некая степень свободы воли. Но сильно меньше, чем у человека или даже мухи. Разница есть. Так как наличие возможности построить коннектом ничего не доказывает. Это видно даже из вашего примера с машиной. |
Чeрт
Ну вот по сути да. |
M J Jason
Facensearo А достаточно ли у человека сложности, чтобы эти эффекты переходили в новое качество, а не оставались на уровне белого шума и унылой статистики? А как насчёт того, что все залито раствором и есть броуновское движение? То есть, какой-то белок-гормон или белок-нейромедиатор плавает в этом растворе и иногда может наткнуться на рецептор, а иногда - нет. Кмк нет, учитывая, что засада с детерминированностью поведения у нас на любом уровне абсолютно, от социальных взаимодействий до физики |
M J Jason Онлайн
|
|
Facensearo
Ну вот кажется, что в некоторых случаях это могут быть довольно важные эффекты. Представьте, если некоторые клетки вообще не считывают кусок ДНК никогда А это может быть так: не читать ДНК - не делать нужный рецептор - не воспринимать какой-то гормон или нейромедиатор как следует - макропоследствия |
M J Jason
Facensearo И это пиздец как жутко. Что если мои самые крупные убеждения/цели/настроения результат поломки одной-нескольких клеток в моем мозгу? Дайте мне полную самосогласованность и детерминизм пожалуйста, хочу быть как авто с автопилотомНу вот кажется, что в некоторых случаях это могут быть довольно важные эффекты. Представьте, если некоторые клетки вообще не считывают кусок ДНК никогда А это может быть так: не читать ДНК - не делать нужный рецептор - не воспринимать какой-то гормон или нейромедиатор как следует - макропоследствия |
M J Jason Онлайн
|
|
Чeрт
ахах, точно :) еще забавно, что если хочется добиться цели, то такое сомнение вредно... |