↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Belkina
23 августа 2021
Aa Aa
#опера #длиннопост
Бородатый анекдот
В театре.
– Тише, увертюра!
– От увертюры слышу!


В завершение поговорим о том, с чего опера обычно начинается.
Увертюра (прелюдия, интродукция) – инструментальное вступление к спектаклю, которое исполняется перед началом действия.

Типичная увертюра звучит так.

Хлопанье двери в оркестровой яме, шаги дирижера, неуверенные аплодисменты.
Оркестр (величественно). Та-да-дам!
Испуганный голос в зале. А!!! Что? Уже началось?
Оркестр. Ту-ру-ру, ру-ру, ру-ру-ру!
Возмущенный голос. …да-да, вот так прямо и сказала, представляешь?
Деловитый голос. …еще бутылку игристого и бумажные полотенца! Все, отбой, я в театре!
Телефон в зале. Уно-уно-уно, дос, куатро!
Оркестр (крещендо). Ту-ру-ру! Дзыннь!! БА-БАХ!!!
Потрясенная пауза.
Телефон (робко). Уно-уно-уно…
Взволнованный голос. Алло! Алло! Я потом перезвоню, я в театре! В театре, говорю… в оперном! Нет, реально… Что значит вру? Ничего не вру! А? Что? Я перезвоню!
Звук удара то ли по барабану, то ли по чьей-то голове.
Тишина.
Скрипки в оркестре (светло и нежно). Ля, ля-ля-ля-ля, ля-ля!
Недовольный голос. Уберите руку с моего подлокотника!
Деловитый голос. ...бумажные полотенца? Сколько брать? Ну, пару упаковок возьми.
Зычный голос. Эй, народ, потише нельзя?
Тромбон (угрожающе). Ту-рум, ту-рум!
Звуки борьбы в дверях, затем торжествующий топот опоздавших по проходу между креслами.
Вежливый голос. Извините, но вы, кажется, сидите на моем месте.
Невежливый голос. Ничего не знаю, отойдите, вы мне мешаете!
Вежливый голос. Это с хрена ли мне-то отойти?! Ну-ка зад свой поднял и свалил отсюда на фиг!
Деловитый голос. …да к чертям полотенца, игристое-то взяли?
Оркестр. Уы-ы-ы-ы-ы… Ы-ы-ы! ТРАМ-ТАРАРАМ-ТАМ-ТАМ!!!

Таков наиболее обычный вид увертюры. Исполняется во всех театрах мира с небольшими вариациями.



Самой ранней оперной увертюрой считается токката в «Орфее» Монтеверди (1607 год). Об «Орфее» уже была речь в прошлый раз, а вот тут можно послушать эту первую в истории увертюру (и, как верно подмечает комментатор на ютьюбе, взглянуть на Хагрида, бьющего в барабан).
С конца 18 века установилась традиция использовать в оркестровом вступлении музыкальные темы самой оперы. Например, в увертюре к «Дон Жуану» звучат тяжелые шаги Командора – мотив, которым затем откроется эффектная финальная сцена. Но бывает и так, что увертюра представляет собой совершенно самостоятельное произведение и легко может перекочевать из одной оперы в другую.
А вот Пуччини считал, что музыка и действие в опере должны быть неразрывны, и поэтому увертюр вообще не писал. Так что в нашу подборку он не попадет, и кто ему виноват? :-Р

Подлинное происшествие
Джоаккино Россини не выносил музыки Рихарда Вагнера. Однажды, когда после обеда в обществе Россини все уселись на террасе с бокалами сладкого вина, из столовой донесся невообразимый шум. Послышался звон, стук, грохот, треск, гул и, наконец, стон и скрежет. Гости замерли в изумлении. Россини побежал в столовую. Через минуту вышел с улыбкой:
– Благодарение Богу, – это служанка зацепила скатерть и опрокинула всю сервировку, а я думал, что кто-то осмелился в моем доме сыграть увертюру к «Тангейзеру»!


Упомянутая увертюра к «Тангейзеру», если что, звучит вот так. Приходится признать, что Россини был немного несправедлив (или происшествие это не такое уж и подлинное).
Впрочем, и Вагнер не оставался в долгу, именуя музыку Россини «засахаренной скукой». Они абсолютные антиподы – во всем. И если Россини запросто мог менять местами увертюры в своих операх без ущерба для замысла, то у Вагнера это невозможно.
Увертюры Вагнера – философские и мистические трактаты, изложенные на языке музыки и тесно связанные с содержанием оперы. Вообще у него главную роль в музыкальной драме играет оркестр, а вовсе не певцы. Последним приходится нелегко: вокальные партии, написанные Вагнером, требуют незаурядной силы голоса и просто физической выносливости. Его оперная музыка – океан с мощными течениями и цунами… Как исполнителям не сгинуть в этой бездне – это уж их дело. Проблемы певцов композитора не волнуют. :|

И еще одна забавная (или драматическая?) история.

Опера «Евгений Онегин» начинается с сольного пиццикато контрабасов. И только после этого звучат знаменитые, фрактально расползающиеся секвенции, из которых построена вся интродукция. Очень жаль, что публика это пиццикато почти не слышит, потому что в это время еще притирается к креслам и поскрипывает сиденьями и шейными позвонками, поворачивая голову от своей спутницы (или спутника) к поднявшему руки дирижеру. Все-таки насколько эффективнее в этом плане увертюра к «Кармен», которая начинается с удара тарелок и бодрого tutti всего оркестра. Кстати, именно на этом основана история о том, как однажды опаздывающий и в последнюю секунду вбежавший в оркестровую яму ударник успел-таки вжарить свое тарелочное соло, не зная, что в этот вечер вместо «Кармен» идет «Онегин».
Владимир Зисман. Путеводитель по оркестру и его задворкам

Чтобы вообразить себе эту душераздирающую картину в полной мере, сравним две увертюры: вот «Онегин» и вот знаменитое начало «Кармен».
…Как говорил Марк Твен, опустим завесу жалости над концом этой сцены.
И перейдем к традиционному списку.


1. «Дон Жуан» Моцарта
Говорят, что эту увертюру Моцарт написал за одну ночь. Причем это была ночь накануне премьеры, так что музыканты получили ноты прямо перед выходом на сцену. Что ж, из множества мифов о Моцарте один, пожалуй, близок к реальности: он действительно писал легко и вдохновенно.
Волнующая двойственность, которая и делает «Дон Жуана» столь привлекательным, заявлена уже в увертюре. Минорное вступление, грозное и решительное, предвестник мрачного финала… А затем – праздничный, пьянящий, брызжущий радостью мажор. Перед нами ведь opera buffa, то есть шуточная опера (ну и шуточки у тебя, Моцарт! О_О), и dramma giocoso – веселая драма.

2. «Севильский цирюльник» Россини
А вот еще один раздолбай легкомысленный композитор. Если Моцарт – дедлайнер, то Россини просто пофигист.
Изначально у «Цирюльника» была другая увертюра, но ее партитура потерялась вскоре после премьеры. Россини поленился сочинять новую и вместо этого откопал у себя в сундуке увертюру, написанную давным-давно к совсем другой опере. Причем эту музыку он уже разок использовал в аналогичной ситуации… Зачем напрягаться, когда можно перелицевать и пустить в дело какое-нибудь приличное на вид старье? И вот увертюра обрела новую жизнь – уже в третьей по счету опере!
И прижилась она, кстати, в «Цирюльнике» замечательно: оптимизм и чистая радость бытия – ровно то, что здесь было нужно.

3. «Вильгельм Телль» Россини
Эта увертюра, как и предыдущая, вполне самостоятельна. Перед нами целая симфоническая поэма в четырех частях.
Первая часть – поэтический пейзаж, пасторальное умиротворение.
Вторая – надвигающаяся гроза, первые капли дождя (слышите их? вот эти флейточки-пикколо)… И вот оно, грандиозное и упоительное: В этом крике – жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике!
Третья часть – мелодия альпийского горна (дело ведь происходит в Швейцарии).
И знаменитая четвертая часть – стремительный галоп, победный и ликующий.
Изобразительная сила этой музыки настойчиво требовала соответствующей картинки. И уже в 1935 году был создан диснеевский мультфильм The Band Concert. Мое знакомство с «Вильгельмом Теллем» началось именно с Диснея, и я по сей день считаю, что это прекрасное начало. Так что рекомендую.

4. «Сорока-воровка» Россини
Да-да, все никак не расстанемся с Россини. «Сорока-воровка» – опера малоизвестная. Ее редко ставят, но эта бравурная масштабная увертюра по-прежнему любима как исполнителями, так и слушателями.
А если вам покажется, что вы это уже где-то слышали, то, возможно, дело в том, что вы смотрели «Шерлока» – и досмотрели его как минимум до «Рейхенбахского водопада». Помните, как Мориарти идет грабить Тауэр?

5. «Валькирия» Вагнера
Если уж вслед за Россини сравнивать музыку Вагнера с грохотом разбитой посуды, то лучше выбрать вот этот симфонический фрагмент.
«Полет валькирий» – вещь известная, но чаще всего мы слышим его как самостоятельное произведение. Между тем это тоже… ну, строго говоря, не увертюра, но все же оркестровое вступление: с него начинается третий акт оперы.
И вообще-то в опере звучат голоса исполнительниц – воинственные выкрики восьми валькирий, собирающихся после боя. Впрочем, их все равно едва слышно за этим звоном и громовыми раскатами… Это ведь Вагнер. Исполнителями можно пренебречь.

6. «Риголетто» Верди
Совсем короткое оркестровое вступление. Не увертюра, а именно вступление. Не картина, а пара штрихов. Не рассказ, а возглас… даже, наверное, вопль. Нависшее над героями проклятие, сжатая до упора пружина, средоточие мрака и напряжения.

7. «Кармен» Бизе
Ссылка на саму увертюру уже была выше. Но в «Кармен» каждое из четырех действий предваряется собственным оркестровым вступлением. Я больше всего люблю вот это, в начале четвертого акта.
Основная часть этой мучительной истории позади, впереди лишь финальный всплеск темных страстей и трагическая развязка. Безумие сгустилось до предела, уже нечем дышать, как перед грозой. И тут вдруг этот музыкальный вихрь – сияющий и свежий, как порыв ветра, как неожиданное освобождение.

8. «Пиковая дама» Чайковского
Если кто любит мрачное и грозовое – вам сюда!
В этом вступлении ясно звучат главные темы оперы. Зловещий тон рассказчика – помните балладу Томского? Тяжелые вздохи и высказанное не в добрый час желание Графини: «О боже, о боже… я все бы могла отыграть…» Тема рока и неминуемой расплаты. И тема страстной любви, переходящей в одержимость.

9. «Руслан и Людмила» Глинки
А если вы любите жизнеутверждающее и верите в победу светлых сил – прошу сюда!
Здесь, как и в моцартовском «Дон Жуане», тема финала возникает уже в увертюре. Только если у Моцарта это предчувствие гибели, то у Глинки – радость и ликование. И хотя в обоих случаях перед нами, в общем-то, мотив героического преодоления, но очень уж разные герои, и финал их ожидает разный.
У Глинки – торжество жизни и любви, богатырское мужество, восторженная приподнятость, ясность и цельность. И легкая тень тревоги в центральной части так и остается тенью, которая развеется без следа, ничего по-настоящему не омрачив.

10. «Царская невеста» Римского-Корсакова
А здесь темы, прозвучавшие в увертюре, дальше уже не появятся. Но сами образы оперы обрисованы узнаваемо: главная тема – предстоящие драматические события, побочная – линия Марфы, лирическая и напевная.
Одна из самых ярких увертюр в русской опере: напряженная, богатая контрастными красками, решительная и безоглядная.

11. «Сельская честь» Масканьи
Нельзя обойти вниманием эту известнейшую оркестровую пьесу, хотя это не увертюра, а интермеццо – вставная часть, лирическое отступление по ходу действия. Опера Масканьи одноактная, и эта симфоническая вставка делит ее на две части, давая зрителю перевести дыхание и оглядеться. Такие чистые и прозрачные краски кругом, такая ласковая южная природа (дело происходит на Сицилии), на дворе весна и все празднуют Пасху… Безмятежность и умиротворение.
И почти болезненный, с трудом выносимый контраст с безысходным трагизмом, которым пронизано все, что было до, и все, что будет после.

12. «Сила судьбы» Верди
Возможно, лучшая из увертюр Верди. А если вы спросите меня, то просто лучшая из увертюр.
Опера, которой побаиваются суеверные исполнители, написанная, между прочим, по заказу для русского театра. Трагический и очень странный сюжет. Странные даже по оперным меркам герои. И гениальная музыка.
Послушайте хотя бы первые две минуты. Вращение неумолимого колеса, движение маховика судьбы, ход безжалостной машины, отчаянные возгласы скрипок, и затем нежная мелодия – мольба о прощении и примирении (вот из этого дуэта Карлоса и Альваро, помните?).
Верди, как уже было сказано, даже в самых мрачных своих вещах дарит утешение. Задача оперы – не только усыплять развлекать и поражать. Она утешает, будто принимая на себя ту боль, которую бывает тяжело перенести в реальной жизни.


БОНУС
Баян такой древний, что не грех и вспомнить.
CD «Шумовые эффекты оперного театра»
Track 01 – Падение вставной челюсти на литавры (беспорядочные затухающие подпрыгивания, шамкающий мат литавриста).
Track 02 – Мобильный телефон в кармане валторниста (звонок мобильного телефона, свист дирижерской палочки в воздухе, удар дирижерской палочкой по лысине валторниста, выключение мобильного телефона).
Track 03 – Пчела в оркестровой яме (жужжание пчелы, свист смычков в воздухе, жужжание пчелы, свист гобоя в воздухе, жужжание пчелы, посадка на спину скрипача, удар виолончелью по спине, жужжание пчелы).
Track 04 – Мышь на платье певицы-сопрано (вокал фа-диез второй октавы, писк мыши, вокал си четвертой октавы, обморок).
Track 05 – Отключение электроэнергии в концертном зале (щелчок рубильника, скомканный финал второго акта «Руслана и Людмилы», ропот оркестрантов, чирканье зажигалки, треск тлеющего платья флейтистки, визг флейтистки, гогот валторниста, топот, огнетушитель, визг).
Track 06 – Падение арфистки с инструментом (скрип каблука по банановой кожуре, падение арфистки, падение арфы, похороны духовой секции).
Track 07 – Крики зрителей (шум зала, крик из восьмого ряда: «"Группу крови" давай!», свист виолончели в воздухе, удар виолончели о кресла пятого ряда).
Track 08 – Бросок помидором в певицу-сопрано (свист помидора в воздухе, шлепок помидора о лицо, скомканный финал арии Мадам Баттерфляй, аплодисменты).
Track 09 – Падение осветителя с колосников в открытый рояль (свист тела в воздухе, падение тела в рояль, захлопывание крышки рояля, треск ломающихся ножек рояля, падение рояля на пол, сдавленный мат (8 мин.), fade out).
Track 10 – Выстрел в дирижера (стук дирижерской палочкой о пюпитр, взведение курка в районе духовой секции, выстрел, падение тела дирижера, менуэт Моцарта).
Track 11 – Пианиста возят носом по роялю (гамма до-мажор шестьдесят четвертыми).
Track 12 – Падение певицы-сопрано в оркестровую яму (падение тела в яму, треск балок и перекрытий, грохот ломающихся инструментов, ссыпание инструментов в образовавшуюся яму, падение контрабаса на голову, звон битого стекла, мужской голос в тишине: «Люся?»).
Track 13 – Симфонический оркестр на утреннем представлении «Щелкунчика» первого января (Состав: литавры, тромбон, губная гармоника, бутылочное стекло. Невнятное бренчание (42 мин.)).



Ссылки на предыдущие посты
Как слушать оперу
Тенора
Баритоны
Женские голоса
Басы
Ансамбли и хор
Опера в России
Барочная опера

На этом, пожалуй, и закончим.
Спасибо всем, кто читал! Мне это очень приятно. :)
23 августа 2021
13 комментариев
Помню, я так запала на увертюру к Царской невесте, что решила дать опере ещё один шанс. Потому что предыдущее посещение оперы закончилось плачевно)
Самая любимая - увертюра к "Свадьбе Фигаро" Моцарта))
Спасибо!
Прошу прощения за оффтоп, но все-таки рискну спросить.

Наткнулся я недавно на Ютубе на онлайн-лекции Анны Виленской. Вопрос такой: имеет ли смысл пытаться их смотреть, чтобы просветиться в базовых понятиях музыки вообще и классической в частности. Пока впечатление очень двойственное. С одной стороны, сама Анна подкупает своей эмоциональной подачей материала и своей увлеченностью, а с другой - такое ощущение, что "входной порог" для понимания материала там довольно высок и я его уже (или еще) не осиливаю.
П_Пашкевич
Виленская объясняет очень доступно. Если что-то не поняли в одной лекции, поймете в другой.
rewaQ
Попробую еще, спасибо!
Замечательно!
Спасибо.
И как странно думать, что Россини и Вагнер -- современники...
rewaQ
Да, увертюра к "Царской невесте" прекрасная, у меня тоже одна из любимых. Такая смелость и такая стройность... (с)

П_Пашкевич
Это совершенно не оффтоп! Очень интересная тема.
Насчет Виленской - на мой взгляд, она неплохо рассказывает именно на популярном уровне. Намного проще, например, чем Ляля Кандаурова - великолепный лектор, тонкий знаток музыки... который, как это бывает со специалистами, немного переоценивает уровень подготовки слушателей. Так что Виленскую я бы рекомендовала. У нее разные выступления есть, попробуйте еще, может, попадется что-то более подходящее. Тут ведь, как в любом новом деле, главное не зацикливаться на непонятных деталях и радостно подмечать то, что понятно. Как в изучении иностранного, например. :)
Еще неплохие лекции есть на канале Петербургской филармонии, можно там посмотреть, если захотите еще продвинуться.
t.modestova
И вам спасибо!
Да, современники, хотя Россини и помладше... Но разрыв между ними огромный, прямо пропасть, хотя по факту - всего каких-то 15-20 лет.
Belkina
Спасибо!
Буду пробовать. :)
Я немножко умерла :D
Божечки, я обожаю ваши посты!))
А еще обожаю музыку и все эти увертюры: пойду переслушивать...
Спасибо, что собрали все в одном месте!))
Как увлекательно! И читать и слушать! Отличная подборка! Спасибо! А "Сорока-воровка" с Мориарти, бесподобна :)))
Мне нравится увертюра "Сила судьбы" Верди. Любимая опера и увертюра из неё - "Евгений онегин", первая опера, увиденная в театре)
Viara species
Спасибо, очень рада! :)
Эх, как бы самой удержаться и не начать их переслушивать по кругу в сотый раз? Вот так включишь на одну только минуточку - а очнешься через два часа. %)

Rainiya
О, и у меня "Онегин" первый был! Как и у большинства, кажется, в русскоязычном пространстве. :)
"Сороку-воровку" очень остроумно в "Шерлоке" использовали: ну натурально же Мориарти как сорока - вышел на охоту за блестящими цацками! И сам этот дурашливый, легкомысленный (и затаенно драматический) тон. Опера, в общем, трагикомическая - как и сериал, и конкретно этот эпизод...
Belkina
Наткнулась на это, делюсь;)
https://youtu.be/mVUpKIFHqZk
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть