↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
ReidaLinn
15 декабря 2021
Aa Aa
Я привык смотреть на сексистские пассажи в некоторых книгах К. С. Льюиса, как на слабости и недостатки самых близких нам людей - они огорчают нас сильнее, чем недостатки посторонних, но зато, вместо того, чтобы пытаться их проигнорировать или найти им извинение, мы можем просто бросить эти недостатки на весы против личных достоинств этого же человека. Соразмерить всю ничтожность этих слабостей с масштабом и качеством присущих человеку добродетелей. К тому же, все познается в сравнении. Льюис выглядит сексистом только до тех пор, пока не начинаешь сравнивать его хотя бы с Толкиеном - представителем того же круга и той же среды. А потом разница между этими двумя людьми выступает в полный рост.

Льюиса-писателя женщины интересовали не меньше, чем мужчины - они точно такие же активные субъекты любой его истории, как и мужчины, и нередко в приключениях именно они проявляют больше мудрости, отваги и авантюризма. У Толкиена же женские персонажи занимают то же положение, что героини древних саг - они нарисованы на заднике и что-нибудь символизируют, но думать, действовать и чувствовать им не дано. Они полностью лишены "субьектности".
Льюис-исследователь и Льюис-публицист охотно переписывался с женщинами в совершенно одинаковых выражениях благодарил за помощь в работе над его книгами и женщин, и мужчин, и если женские имена в этих списках встречаются редко, то виновато в этом скорее состояние современной Льюису академической среды.
Наконец, в личных отношениях Льюис был человеком несравненно более чутким, открытым и демократичным, чем Толкиен, который, если говорить без реверансов, попросту ужасен - заставил свою жену принять католичество, которое она ненавидела, обесценивал ее музыкальные занятия, которыми она гордилась, полностью подчинил её жизнь собственным интересам и потребностям, а потом велел выбить на ее могиле "Лютиэнь", немало не заботясь, что она к его фантазиям о Средиземье относилась без особого восторга.

В процессе работы над главой о рыцарском романе мои мысли на тему "Льюис и сексизм" приобрели неожиданное развитие. Вот, например, как сюжет "Эрика и Эниды" воспринимает советский исследователь А. Д. Михайлов, чья книга "Французский рыцарский роман" вышла в 1976 году в СССР - стране, официально отрицавшей всякое неравенство между полами (но, конечно, исключительно декларативно) :

"Первая часть романа идиллична. Это история пылкой юношеской любви, сразу встретившей ответное чувство и легко завершившейся счастливым браком" (с)

В таком описании брак Эрека выглядит безоблачно, неправда ли? А вот что говорит о той же самой части книги Льюис:

"В «Эреке», произведении, почти наверняка раннем, куртуазные законы грубо попираются на каждом шагу ... Эрек встретил Эниду в доме ее отца и полюбил. Между героями не происходит никаких любовных сцен; он не проявляет подобострастия, она — своеволия. Непонятно даже, видятся ли они вообще. Когда он является в дом, дама по приказу отца отводит его коня в стойло и собственноручно ухаживает за ним. Затем, расположившись поуютнее, отец и гость говорят о ней в ее присутствии, словно она ребенок или животное. Эрек просит у отца ее руки, и отец соглашается. Кажется, влюбленному даже не приходит в голову, что мнение дамы может иметь хоть какое‑то значение в этом деле. Нам дают понять, что она довольна, но с ее стороны ожидается, или же ей дозволена, только пассивная реакция. Вся эта сцена, хотя она, быть может, и рисует нам подлинные обычаи того времени, неожиданно архаична по сравнению с новыми идеалами любви. Мы снова в том мире, где женщина лишь бессловесный объект дарения или обмена, причем не только в глазах родителей, но и в глазах влюбленного" (с)

Просто вдумайтесь. Один человек увидел "идиллию" и "пылкую юношескую любовь", там где другой, нахмурившись, сказал, что к во всей этой части к женщине относятся, как будто она "ребёнок или животное", если только не вещь, которую можно дарить или менять.

Этим дело не кончается. Так же по-разному Михайлов с Льюисом воспринимают и дальнейшие события.

Михайлов пишет: "В ходе этих авантюр подвергаются проверке не только смелость и сноровистость Эрека, но и любовь Эниды".

Он видит в этих испытаниях высокую поэзию:

"Можно предположить, как много передумала и перестрадала Энида, пока она сидела всю ночь напролет не смыкая глаз у изголовья спящего на земле Эрека, вконец измученного непрерывными поединками и схватками. Одна в мрачном лесу, под вой ветра и крик ночных птиц..."

И, наконец, развязка видится ему "торжеством всепобеждающей любви" - "Если Эрек из нежного и любящего стал резким и грубым, то Энида осталась прежней. Ее любовь выдерживает все испытания. Любовь Эниды — это торжествующая, всепобеждающая любовь. Но любовь столь же сильна и в сердце Эрека. Он пытался подавить ее, на время изгнать из своего сердца. Но в конце концов и здесь любовь торжествует победу"

Льюис видит нечто принципиально иное:

"Рассказ принадлежит к тому же типу, что история Гризельды: это повесть о смирении жены, преодолевающем испытания, чинимые безотчетно жестоким мужем. Этот сюжет невозможно примирить даже с самым умеренным вариантом куртуазности. Неучтивость Эрека переходит границы необходимых испытаний супруги. Перед свадьбой он отправляет ее чистить своего коня, а в их странствиях оставляет следить за конем на ночлеге, сам же спит, как ни в чем не бывало, под плащом, которым она же, сняв с себя, и укрывает его"

Здесь, на мой взгляд, важны нюансы.
Михайлов, например, воображая себе молодую женщину, которая сидит над спящим мужем в страшном темном лесу, сочувствует Эреку едва ли не больше, чем ей - бедняга, он "вконец измучен непрерывными поединками и схватками". Льюис бы, скорее всего, поразился такому подходу. Он его однажды высмеял в образе Юстаса в "Покорителе зари" (на корабле, где все страдают от жажды, и воду выдают умеренными порциями, Юстас пишет в своём дневнике - "Люси принесла мне часть своей воды. Она сказала, что девочки легче переносят жажду, чем мальчики. Мне и самому это приходило в голову"). Льюис сравнивает поведение Эрека с поступками мужа Гризельды (это жёсткое сравнение) и теннисоновского Герейнта, и буквально за несколько абзацев успевает назвать его "грубым", "неучтивым", "безотчетно жестоким" и категорически некуртуазным. А "некуртуазный" в смысловом пространстве рыцарской литературы и на том языке, который хорошо понятен Льюису, который этот язык знал, любил и говорил на нём, значит гораздо больше, чем просто "невежливый". Это значит - "неблагородный", "низменный", "мужланский", "подлый".

В общем, никакой возвышенной и поэтической любви и "торжества" такой любви - совсем даже наоборот.

Это навело меня на более глобальную идею.

Льюис был консерватором редкого типа - тем, кто (как и вообще любые консерваторы) чаще всего в упор не видит парадоксов и несправедливостей своей эпохи или прошлого, но, к его чести, скорее возмутится несправедливости, касающейся других, чем той, которая коснулась его самого.

Его даже нельзя по-настоящему вместить в шкалу "консерватизм-либерализм", поскольку его взгляды поражают ТО своей абсурдной архаичностью, ТО своей тонкостью и прогрессивностью. Но покоряет то, что Льюис ВСЕГДА, прежде всего, интеллектуально честный и (в тех рамках, которые допускает слабость человеческой природы) морально безупречный человек.

Реформаторский пыл или присущая революционеру ярость перед лицом несправедливости, которая требует немедленно вступить в борьбу с этой несправедливостью, Льюису совершенно чужды - но, к его чести, не из трусости и не от равнодушия к несправедливости, а потому, что его слишком сильно поглощают другие темы, образы и мысли. Среди всех несправедливостей на свете его меньше всего занимают те, которые коснулись его самого. К примеру, в его автобиографии, где он рассказывает об английской частной школе со всеми ее обыденными ужасами, лишь однажды прорывается нечто похожее на раздражение - при упоминании о культе спорта и спортивных состязаний, которые отнимали слишком много его времени. Негодования или гнева не будет никогда - о самых жутких вещах, имевшим к нему непосредственное отношение, Льюис пишет очень спокойно, ничуть не умаляя их кошмарности и не впадая в пафосное одобрение и пылкую защиту вещей, которые травмировали его психику (как часто поступают консерваторы), но в то же время как бы не считая это чем-то интересным или важным, и сосредотачиваясь на совсем других вещах.
15 декабря 2021
34 комментария
Два замечания.
1) У Толкина всё определенно не так уж плохо. Дело не в Халет, не в Галадриэли и даже не в Эовин. Посмотрите на Лютиэн! Да она как раз перетянула на себя всю историю, на ее фоне Берен получился бледной тенью.
2) Творчество Толкина в той или степени следует традиции мифа. Почему мифы такие "маскулинные" - вопрос отдельный (ответа на который я дать не готов), но я бы корни смещения его внимания в сторону именно мужских персонаже искал именно там.
П_Пашкевич
Видимо, корни отношения Толкиена к собственной жене тоже нужно искать в мифах и сагах) Но я скажу так - вы поступайте, как вам угодно, а я буду корни творчества и корни деталей биографии одинаково искать в личности, мышлении и восприятии автора
ReidaLinn
А так ли много об этом отношении мы знаем? Нет, я читал ту статью, краткий пересказ которой попал в предисловие к первому тому "Кистямура", вышедшего на рубеже 80-х и 90-х. Я никого не защищаю и не обвиняю, но мне показалось, что там больше домыслов, чем фактов. Но вот во что я напрочь не верю, так это в то, что надписи "Берен" и "Лютиэн" на могильном памятнике Профессора и Эдит были хорошей миной при плохой игре.
П_Пашкевич
Я не читал ту статью, о которой вы говорите. А свое рассуждение основываю на нескольких прочитанных мной биографиях Толкиена, последней из которых была, кажется, книга Майкла Уайта
Справедливости ради, как раз Лютиен действительно достаточно активный женский персонаж у Толкина, так что неверно будет говорить, что у Толкина исключительно средневековые-дамы-функции
я бесполезен
А какова Лобелия Саквиль-Бэггинс! :)
П_Пашкевич
два замечания: Лобелия и Лютиен - из разных тем
Лютиен героиня мифа
второе - как активный женский персонаж выступает еще и та же нежно любимая мной Галадриэль ака Нэрвен
она сдала феанорычей Мелиан, например
Очень любопытное исследование, я аж взглянула на Льюиса по-новому. Обожаю, когда кто-то ломает традиционный взгляд на рыцарские романы. Только у Толкина и вправду с женщинам худо лишь в "Хоббите" и ВК. В Сильме и черновиках... Не полно, но имеются сильные и независимые.
7th bird of Simurg
Ну...
Как бы два взгляда (причем оба авторских) на один мир. Причем как бы в разные эпохи. И про Берена и Лютиэн, естественно, написано другим слогом, с другой расстановкой акцентов. Но разве от этого образ Лютиэн становится хуже?

А Лобелия - она же эпизодический персонаж, у которого многое остается за кадром. А за кадром осталось неигрушечное, пусть и наивное, с совершенно нерассчитанными силами, ее противостояние ни много ни мало Саруману! :) Над этим можно посмеяться - но вообще-то, подозреваю, досталось ей по-настоящему.

Про Галадриэль помню.
Не знаю, в "ВК" женские персонажи воспринимались как часть мифа, пусть несколько статичные, но сильные и уважаемые. Не было ощущения какой-то жуткой несправедливости по отношению к персонажу, в отличие от "Последнйей битвы" Льюиса и того, во что превратился персонаж Сьюзан(
Arandomork
А во что она превратилась? Я читала очень давно, и мне казалось, что они с Питером забыли Нарнию, потому что повзрослели. Но еще смутно помню что-то про девственность, что ее утрата как-то повлияла, но это не точно)
Jane W.
Она ж типа пошла по наклонной- нравилось наряжаться, мужики и все такое.
У меня как то так отложилось в памяти.
7th bird of Simurg
Мужики стали нравиться?! Ууууу, гадость какая!))) Как так можно вообще?!
Jane W.
Не-не, про девственность не было ничего) Просто Сьюзан внезапно стала "плохой" и забыла Нарнию, потому что её стали интересовать только "нейлоновые чулки и губная помада" (чтобы это ни значило, но грех ужасный, да). "Последняя битва" - это Апокалипсис на минималках с Антихристом (Антиасланом) и прочим, и в итоге все (вот прям все, реально все, даже кто в Нарнии не был) ее родственники умерли и отправились в Нарниевский рай. А она осталась в Англии, видимо, хоронить...
Arandomork
Меня вот этот финал Нарнии просто убил - особенно вкупе с гибелью самой Нарнии... Нет, я, конечно, относительно Иоанна Богослова и Апокалипсиса в курсе (даже без "Ласкового дождя"), но тем не менее...
Arandomork
Значит, это уже мой подростковый мозг додумал, мол, где чулки - там и девственность)) Видимо, связал с мифами об единорогах) Апокалипсис помню, это да. И что все умерли тоже. Но меня, насколько я помню, в этом всем больше раздражали очень нарочитые религиозные мотивы. Ну и в целом этот безумный день сурка, когда герои проживают в Нарнии целую жизнь, а потом возвращаются домой и снова становятся детьми, потом опять попадают в Нарнию, потом опять возвращаются домой... Я бы свихнулась)
Jane W.
Вообще, на мой взгляд Нарния довольно хорошо читается вначале, а вот потом... И, да, по-моему, там чересчур много от проповеди. Автор, конечно, вправе нести читателям свои убеждения - но у Льюиса это вышло как-то уж очень прямолинейно.
П_Пашкевич
Да, я такое явное морализаторство и религиозную пропаганду не люблю, даже в сказках)
Финал у нарнии был для меня бесконечно грустным, и я не понял до сих пор, зачем вообще так надо было делать.
Нет, элементы светлой грусти всегда были в нарнии, но финал...
Jane W.
Так а сказка из-за этого перестаёт быть сказкой.
я бесполезен
Светлая грусть - это как раз финал "Властелина колец". А в "Нарнии" он темен, вымученному оптимизму Льюиса не верится напрочь. Опять же мое оценочное суждение. :)

Эх... Не договорил я - заработал ЧС. Ну... Смотрите. Можно завести другую тему, если продолжать с моим участием. Либо продолжайте без меня :)
П_Пашкевич
Ну, я про моменты из предыдущих книг, а не из последней. Вон к примеру финал истории Каспиана и Рипичипа меня всегда повергал в меланхолию.
А финал это просто за гранью.
Scaverius Онлайн
П_Пашкевич
Jane W.
Вообще, на мой взгляд Нарния довольно хорошо читается вначале, а вот потом... И, да, по-моему, там чересчур много от проповеди. Автор, конечно, вправе нести читателям свои убеждения - но у Льюиса это вышло как-то уж очень прямолинейно.

Я бы сказал, что там не только проповедь. Там еще и попытка философского осмысления христианства. Причем везде к христианству что-то добавляется, а не просто пересказывается. Объясняется "что и почему" там, где у западного среднего читателя стоит большой пробел.
Scaverius Онлайн
я бесполезен
Финал у нарнии был для меня бесконечно грустным, и я не понял до сих пор, зачем вообще так надо было делать.
Нет, элементы светлой грусти всегда были в нарнии, но финал...

Финал печален, да. Для Сьюзен. Для всех остальных он радостен. Не, я понимаю, почему финал печален для читателей-атеистов, те даже в воображаемом мире не готовы допустить (всего лишь допустить!) что смерть не конец всего. Интересно, что те же люди умиляются истории Берена и Лютиэн, хотя там по сути еще хуже, они дважды умирали, причем второй раз - насовсем.
И да, кстати, а Льюис вполне себе дело говорит - все миры конечны, планету Земля ждёт та же судьба, что Нарнию. И даже шире, всю эту Вселенную ждёт кирдык. Ученые установили, это не фантазии религиозных людей, конец неминуем, а если константы изменятся, то будет еще и ускорен. Почему-то этот факт никому ужаса не внушает (как и факт собственной неизбежной смерти, причем гораздо раньше смерти Земли, Вселенной и проч.).
Scaverius Онлайн
П_Пашкевич
Jane W.
Так а сказка из-за этого перестаёт быть сказкой.

А кто вообще сказал, что "Хроники Нарнии" - сказка? Это - миф. Это не фэнтези, не сказка, а миф (если кто не знает, миф - это "взрослый вариант" сказки, а почти любая сказка - это сильно редуцированный и покоцанный миф).
Scaverius
Я, конечно, уже позабывал почти всё, но последняя битва для меня выглядела как злая пародия на самое себя. И я никогда не забуду трудяг-гномов, оставшихся вечными чукчами сидеть в плену неизвестно от чего возникших иллюзий в черном сарае.
Scaverius Онлайн
я бесполезен
Scaverius
Я, конечно, уже позабывал почти всё, но последняя битва для меня выглядела как злая пародия на самое себя. И я никогда не забуду трудяг-гномов, оставшихся вечными чукчами сидеть в плену неизвестно от чего возникших иллюзий в черном сарае.

Ну, они отрицают загробную жизнь. Поэтому для них её просто нет. Но и отрицать собственное существование они при этом не могут. Льюис не придумал ничего лучше сарая в этом смысле - да, мог бы что-то грандиознее придумать. Тульпу какую-нибудь.
Scaverius
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: лютое ИМХО
А, ну тогда я вспомнил, что меня настолько выбесило - мне кажется, что подобное отсутствие веры - не причина вот так оставаться в сарае, пока мир сгорает.
Если уж настают последние дни, то оставлять кого-то томиться в иллюзиях - подло, кмк. Я не совсем понимаю, почему, но это вызывает во мне дикое отторжение. Это как будто бы в Дагор Дагорат Том Бомбадил продолжил бы делать вид, что все идёт по прежнему. Как будто бы Локи в Рагнарёк отказался поверить в то, что смог освободиться, а Сигюнн бы его бросила.
Jane W.
Arandomork
ну я тогда поняла это так, что Сьюзен предпочла сугубо мирское духовному
отсюда и ее отношение как к сказкам и играм - емнип, это прямо как то так и звучало
ну и вот
каждому свое как бы)
7th bird of Simurg
Только нам не показали и не объяснили, почему. И девочке интересоваться чисто женскими вещами - это, конечно грех. Гораздо хуже, чем предать всех Белой Колдунье за сладости. Второе можно понять и простить, первое - нет, угу.
Arandomork
девочке интересоваться чисто женскими вещами - это, конечно грех. Гораздо хуже, чем предать всех Белой Колдунье за сладости. Второе можно понять и простить, первое - нет, угу.
А вот это как раз просто: Эдмунд же раскаялся и понял, что был неправ и все такое. А Сьюзен - нет. Она сознательно предпочла соблазн мирского и телесного.
Как бы.
Scaverius Онлайн
я бесполезен
Scaverius
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: лютое ИМХО
А, ну тогда я вспомнил, что меня настолько выбесило - мне кажется, что подобное отсутствие веры - не причина вот так оставаться в сарае, пока мир сгорает.
Если уж настают последние дни, то оставлять кого-то томиться в иллюзиях - подло, кмк. .

Вы не поняли, они так в Вечность попали, ПОСЛЕ того как мир сгорел. А не до.
Ваши посты интересно и приятно читать - спасибо!
Adelaidetweetie
Очень рад, что это кому-то откликается!)
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть