↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Кьювентри
5 декабря 2022
Aa Aa
Пытаться предугадать смысл существования цивилизации в целом — не более осмысленно, чем пытаться предугадать его для одного-единственного индивидуума.
Вы хотя бы сами для себя определить его можете? Либо вы будете применять дико расплывчатые и обтекаемые выражения — что немногим будет отличаться от формулировки «смысл моего существования заключается в смысле моего существования» — либо быстро обнаружите, что любая конкретизация противоречит вашим интуитивным ощущениям.
Почему?
Потому что человеческий мозг — это тысячи разных поочерёдно вспыхивающих желаний, меж тем как наше сознание может последовательно воспринимать лишь малую часть их?
Потому что внутри нашей психики сидит Хитрый Торговец, который любую попытку кого-либо сформулировать для нас модель Смысла Жизни воспринимает как предложенную покупателем на рынке цену, которую обязательно надо тут же перебить своей и поторговаться?
Оба объяснения не взаимоисключающи.
Вполне вероятно, что Хитрый Торговец обитает внутри нашей психики именно потому, что моря ложкой не вычерпать. Мы подсознательно понимаем, что всех наших желаний нам заранее никогда не учесть, поэтому любую предложенную цену — любую модель «смысла жизни» — заранее принимаем в штыки.
Всегда.
Поэтому проблемы начинаются зачастую с попытки вычислить смысл существования цивилизации — и заставить её старательно этому смыслу следовать.
Классический сценарий антиутопии — появление могущественного диктатора или даже сверхчеловеческого ИИ, который реально может это осуществить.
Когда-то мне приходили на ум религиозно-эсхатологические фантазии на данную тему.
Боги и демоны из древних мифов и современного авраамического мировоззрения — не что иное как дружественные искусственные сверхинтеллекты из времён предыдущей постсингулярной цивилизации. Только вот критерии «дружественности» у них разные — если один ИИ запрограммирован на увеличение числа улыбающихся лиц в космосе, то другой ИИ запрограммирован увеличивать на Земле количество «очков культуры» или «очков образования».
Что мы в результате имеем?
Правильно, битву демонов, распаляющих гедонизм и потакающих суетным страстям, с ангелами, поощряющими аскетизм, супружескую верность и социальные скрепы.
Причём ни те, ни другие не могут пойти против человеческой свободы воли — мешают Законы Роботехники. Отсюда концепция «борьбы за души», пропагандистской войны.
Может быть также поставлен вопрос:
— почему эта война невидима?
Действительно, по идее ведь ничто не обязывает сверхчеловеческие доисторические интеллекты скрываться от нас. Здесь вспоминается рассказ Азимова «Как потерялся робот», где пропажа автомата с позитронным мозгом объяснялась лишь тем, что тот был запрограммирован чересчур трепетно относиться к человеческим приказам, а работающий с ним человек был не в духе и жёстко скомандовал роботу: «Уходи прочь, и чтобы я тебя больше не видел!»
Как знать:
— не отдал ли кто-то из нас слишком умело древним сверхавтоматам подобный приказ?
5 декабря 2022
19 комментариев из 32
Кьювентри, во-первых, надо отделить зёрна от плевел. Мотивации человека условно можно поделить на 3 категории:
1) Необходимое - то, без чего человек не может нормально жить и функционировать, активничать в целом
2) Полезное - то, что копит ресурсы, как для реализации категории 1, так и сверх, в избыток
3) Мотивации, которые тратят избыток ресурсов на что-то ещё

Смысл жизни и смыслоподобное относится исключительно к категории 3.

Тут есть тонкий момент, что к категории 1, к необходимому, относится много неочевидных вещей. Например, у человека есть потребность в общении. Или в сексе. Причём для некоторых людей есть уникальное необходимое, обусловленное отклонениями и психики от нормы. Необходимым от этого оно быть не перестаёт. Полезное, в свою очередь, относится не только к очевидному запасу еды, воды, денег, но и к свободному времени, к снятию усталости и повышению выносливости, к различным (не всем) типам саморазвития, позволяющим экономить ресурсы или прикладывать их в новых направлениях, в т.ч. к значительной части учёбы, осваивания навыков, к социальным связям и так далее. Это всё ресурсы, которые можно копить, чтобы потом потратить.

Ах да, баланс нейромедиаторов - это тоже необходимое, соответственно, если человек бахает себе дофаминчика от компьютерной игры после тяжёлого дня - это не категория 3, это категория 1. Большинство сиюминутных желаний - это 1 или 2. Не 3. Мозг - штука с защитой от дурака, пусть и кривой, поэтому категория 1 имеет много способов не просто всплыть, но и задоминировать человека. Что не является никаким "инстинктом самосохранения" - это целая куча лишь частично связанных механизмов, накопившихся во время эволюции и в современных условиях работающих зачастую криво.

Теперь, когда мы отсеяли 1 и 2, можно поговорить о 3. Это могут быть мелкие желания? Да, могут. В большинстве случаев их можно подвести под слаанеешитский смысл типа "получать больше удовольствия, в идеале яркого". Смысл? Смысл, только неосознанный. Найти его - это тоже найти смысл жизни, почему нет? Познание сверх необходимого и ресурсодобывательного? Тоже смысл. Помощь другим сверх 1 и 2? Тоже, почему нет. Вообще любая трата ресурсов сверх 1 и 2, причём не случайная-ошибочная и не принудительная (тогда переходит в категории 1 и/или 2 - то есть, человек тратит ресурсы, чтобы выжить или чтобы сэкономить ресурсы в дальнейшем, чтобы смочь тратить или зарабатывать их в будущем, ну, понятно, общественный договор, все дела), а систематическая, в идеале намеренно-осознанная - это смыслоподобное что-то. Иногда смысл/жизненная цель выражаются косвенно, через критерий, например, "хочу быть счастливым". Человек ещё не получил полноценную мотивацию, но имеет метамотивацию, с помощью которой может найти и мотивацию. Критерий: если реализуешь смысловую мотивацию, то ты счастлив.

Не обязательно в категории 3 единственная мотивация. Их может быть сколько угодно с любой сложности системой приоритетов. Почему нет? Но обычно люди всё-таки простые существа на этом уровне, поэтому если мотиваций несколько, то есть важнейшая (вплоть до уровня "пожертвую 1 и 2 полностью, в ноль ради реализации"), есть менее важная и так далее до самой последней, на которую ресурсы тратятся по совсем уж остаточному принципу.

Таким образом, "отсеивать" - это:
а) Отсеять 1 и 2
б) Установить приоритеты внутри 3
в) Возможно, в результате внутриличностного конфликта, погасить какие-то из 3, вероятно, самые низкоприоритетные. Такое бывает, если мотивации и/или их реализации противоречат друг другу (мне нравится мучить людей и одновременно я хочу быть источником милосердия - тупой пример, обычно всё сложнее, противоречия будут не прямые, даже не на уровне реализации, а на уровне косвенных последствий или на уровне нехватки ресурсов и пр.). Это, собственно, приводит к изменению человека, хотя это не единственный способ изменить 3, можно, например, влюбиться:)

Ещё есть различные баги психики, когнитивные искажения, психиатрические заболевания и так далее. Они как бы не относятся к схеме прямо, но всегда надо понимать, что под "мотивацией" может скрываться не мотивация, а просто баг. Возможно, такой, которые разорвёт психику на части...

Ну и, наконец, есть мотивации, есть потребности, а есть деятельность. На первый взгляд цивилизации тоже можно посортировать по 1-2-3, ну типа, эта работа - необходимое, эта копит ресурсы, а эти - тратят на что-то левое. Но это деятельность. Не мотивация. Мотивация приложима только к разумному или хотя бы близкоразумному существу. Приложение понятия потребности - шире, её уже и к дождевому червяку можно. Деятельность - вообще к любой системе можно приложить. Мотивация и потребность влечёт деятельность, но у неразумных систем нет мотивации. Потому что деятельность влечёт, собственно, не только мотивация:) У цивилизаций есть деятельность. А вот мотиваций у неё нет. Как и потребностей. По крайней мере, у реальной цивилизации. У гипотетических коллективно-разумных существ может быть иначе, но мы всё-таки про людей-с.
Показать полностью
Ну и добавлю, что у самых везучих особей человека есть волшебная мотивация, которая совмещает сразу 1, 2 и 3, значительно экономя ресурсы, поддерживая жизнь и вместе с тем реализуя личность. Например, любимая работа. Или семейная жизнь.
Asteroid Онлайн
Матемаг
Всё мимими, кроме:
У цивилизаций есть деятельность. А вот мотиваций у неё нет. Как и потребностей.
У цивилизации может быть потребность в, например, нефтересурсах, и она развязывает войну. У цивилизации может быть мотивация выжить, и она совершает невиданный до сих пор рывок вперёд, обгоняя почти всех, кто ранее далеко обгонял.
Ну, и в целом, считать, что сложные управленческие [парадигмы] могут существовать для отдельных людей, но не для множеств людей - это странно. Так как должно быть очевидно, что важность управления, при росте количества элементов структуры, только возрастает.
Т.е. совокупность клеток рандомно меняющих состояния можно считать агентом, а совокупность людей рандомно творящих какую-то херню - нет?

хмммм
Asteroid,
У цивилизации может быть потребность в, например, нефтересурсах, и она развязывает войну
Разница в терминах. Ты сейчас употребляешь в форму "цивилизация как надгосударство". А я - в смысле поста. "У человечества есть потребность в ресурсах и оно развязывает войну"... эм, с кем? С самим собой?:) Дык человечество агент только по отношению к холодному космосу и тёплой земельке вокруг, а да и то - не, не агент, не тянет даже близко.

У цивилизации может быть потребность
Даже в узком смысле - нет. Для этого нужно, чтобы цивилизация в узком смысле была не просто системой, а единым агентом. Хотя можно говорить о потребности какой-то узкой группы лиц, потому что она достаточно... хм, едина, чтобы быть агентом. Если эта группа лиц управляет цивилизацией, то...

считать, что сложные управленческие [парадигмы] могут существовать для отдельных людей, но не для множеств людей - это странно
Скорее дело в том, что таких штук много на одну цивилизацию. Т.е. цивилизация - это совокупность агентов, а не единый агент, даже если агентами подразумевать не людей, а тесно связанные группы, действующие как целое, преследующие собственные интересы. У племени могут быть потребности. У государства - уже нет, хотя у управляющей прослойки государства - могут, а могут и не быть, в зависимости от её монолитности.


Ногa
Т.е. совокупность клеток рандомно меняющих состояния можно считать агентом, а совокупность людей рандомно творящих какую-то херню - нет?
Ну на уровне клеток мозг - тоже не агент. Это зависит от масштаба среды ещё. Если продолжать раскрывать, то агент должен обладать частью признаков живого. Глубоко в эту сторону не задумывался, хм.
Показать полностью
А с мотивацией попроще. Можно за грубый, неприятный, но всё же удобный на практике признак взять просто наличие квалиа. Или, иначе, о мотивации можно говорить, когда агент обладает сознанием, пусть и слабеньким, т.е. как минимум способностью "отдавать себе отчёт в" и моделью себя, пусть и простенькой.
Asteroid
Это и не тебе ссылка.
Ногa
Т.е. совокупность клеток рандомно меняющих состояния можно считать агентом, а совокупность людей рандомно творящих какую-то херню - нет?
У них с наследованием все сложно
Asteroid Онлайн
Fluxius Secundus
Это и не тебе ссылка.
Лучше от этого она не становится. )
Asteroid
Ты не человек культуры, вот и все.
Asteroid Онлайн
Fluxius Secundus
Лол. Только если не гавнокультуры - тут согласен. А так, надо уточнять - человек какой именно культуры, они разные бывают.
Asteroid
>гавно
Я хотел смягчить выражение "как свинья в апельсинах", но дело твоё.
Asteroid Онлайн
Fluxius Secundus
Сам ты пидор.
Asteroid Онлайн
Матемаг
У племени могут быть потребности. У государства - уже нет,
С чего бы это?
Что племя, что государство - это структуры. У структур есть потребности. Если эти потребности не получается закрыть естественным ходом событий, то структура начинает мобилизовываться. В случае племени это происходит быстро: собрались в одном месте, побалакали, и решили план действий. В случае государств сказывается масштаб, похожие процессы идут дольше, но итог тот же - консолидация сил для достижение цели.
У структур есть потребности
На этом моменте я закончил читать коммент. Ну я говорю, что нет, ты говоришь, что есть. Что дальше? Моё "нет" - по построению, потребность - это психофизиологический процесс. Государство не может "ощущать" и не имеет физиологии, у него нет нервного центра, а его аналог может вовсе не получать адекватных откликов. Потребность - врождённая или осознанная, государство - не организм и не разум - и так далее. Племя может иметь потребность только и исключительно только в том смысле, что подавляющее большинство людей племени имеют эту потребность. И это ограничивается только первичными типа пить-есть-безопасность, дальше не работает. И на народ распространять я бы поотстерёгся.
Asteroid Онлайн
Матемаг
Ну я говорю, что нет, ты говоришь, что есть. Что дальше?
Дальше идут обоснуи и контр-обоснуи.

Если государство не имеет потребности в еде, то почему оно осуществляет продовольственные гос. программы? Если государство не осознает потребность в безопасности, то почему оно готовится к войне, видя нарастающее напряжение в мире? Государство даже может само эту напряженность создавать на ровном месте, желая лебенсраума.

Государство не может "ощущать" и не имеет физиологии, у него нет нервного центра, а его аналог может вовсе не получать адекватных откликов.
Так есть "нервный центр", или нет? Ты уж определись. ))

Племя может иметь потребность только и исключительно только в том смысле, что подавляющее большинство людей племени имеют эту потребность.
Целое больше, чем сумма его составляющих.
Если государство не имеет потребности в еде, то почему оно осуществляет продовольственные гос. программы?
Ммм, само рассмотрение государства как субъекта - довольно условная штука, ну да ладно. Почему неживые системы могут поддерживать гомеостаз, иначе говоря? Ну потому что есть обратные связи разного рода.

Если государство не осознает потребность в безопасности, то почему оно готовится к войне, видя нарастающее напряжение в мире?
Ты уже выбором слов пытаешься меня загипнотизировать? "не осознаёт потребность" означает, что есть потребность и может осознавать. Нет потребности, не может осознавать - и даже не "готовится", если строго говорить, потому что не обладает субъектностью. Но это ладно, условность, когда система не обладает субъектностью, но мы говорим, что она "ведёт себя" - это общая условность, "циклон выбрал это направление", ну, понятно, что циклон не может выбирать - просто фигура речи. Это допустим. Если избавиться от словесной шелухи, то ответ см. выше: потому что существуют обратные связи. Их, кстати, может не быть и государство может не готовиться, хотя напряжённость нарастает. Я хз, есть ли исторические примеры, но подозреваю, что должны быть.

желая
Ну, понятно, что я хочу на это сказать.

Так есть "нервный центр", или нет?
Может быть аналог. А может и не быть. В том и прикол, что у живого организма с развитой нервной системой он есть всегда. У государства - а когда как. И насколько он аналог-аналог - тоже когда как.

Целое больше, чем сумма его составляющих
В том и прикол, что для организма целостность и её сохранение - это прям неотъемлемое свойство, если его лишаешься - смерть большинства составляющих частей. Для государства? Нет, отнюдь. Потому что оно состоит из вполне самостоятельных организмов. Можно сравнить государство с экосистемой, что ли. Ты же не скажешь, что у экосистемы есть потребности? Хотя, безусловно, у неё есть входные и выходные потоки ресурсов, саморегуляция, устойчивость, некоторый гомеостаз, множество обратных связей, позволяющих "реагировать" на изменения, в некоторой мере под них подстраиваться, взаимодействовать с окружающими экосистемами, иногда - теснить их. Но потребности? Конечно, нет.
Показать полностью
Asteroid Онлайн
Матемаг
Почему неживые системы могут поддерживать гомеостаз, иначе говоря? Ну потому что есть обратные связи разного рода.
Подожди, ты не только в разумности, ты странам ещё и в жизни отказываешь? )

потому что не обладает субъектностью
Очень неопределенная штука, эта субьектность. Но ладно, давай посмотрим:
СУБЪЕКТНОСТЬ — способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни.
did.academic.ru
Сразу отбросим очевидный факт, что страна не может быть субьектной, потому что она не человек. )))
Что остается:
- стратегии - страны их применяют;
- мотивы - лебенсраум и зеленная энергетика невозможны без мотивов;
- страны самостоятельно выстраивают внешнюю и внутреннюю политику, и оценивают их резульат;
- планы - план Маршала. )))

сли избавиться от словесной шелухи, то ответ см. выше: потому что существуют обратные связи. Их, кстати, может не быть и государство может не готовиться, хотя напряжённость нарастает.
Есть некоторые люди, которые знают, что их будут бить, но они почему-то не готовятся - значит, все люди неразумны. Это просто обратные связи (что бы это ни было).

> желая
Ну, понятно, что я хочу на это сказать.
В фильме Иван Васильевич меняет профессию, хорошо показали, как одна страна очень сильно желает "Кенско волость!".

В том и прикол, что у живого организма с развитой нервной системой он есть всегда. У государства - а когда как.
Не у всех людей есть развитая нервная система. А из тех у кого она есть, не у всех есть нервный центр, иначе бы не было шизофреников. А уж гигантское количество ЖЮФ, где ггиня всю книгу мечется туда-сюда...

В том и прикол, что для организма целостность и её сохранение - это прям неотъемлемое свойство, если его лишаешься - смерть большинства составляющих частей.
Организм без рук, ног и почки прекрасно не умирает. Государство же иногда способно не умереть, даже если ему отчекрыжили голову. Ну, а червяк вообще лопатой размножается. Это всё в одном диапозоне.

Можно сравнить государство с экосистемой, что ли.
Забавная идея, первый раз вижу. )))
На неком раннем этапе развития оно вполне может быть на это похоже.

Ты же не скажешь, что у экосистемы есть потребности?
У неё - конечно же нет. Потому что это не единое целое. Государство же - да.
Во первых, в государстве отдельные сущности связаны взаимоотношением подчинения, в экосистеме такого нет - не заставляет медведь зайцев собирать ему малину.
Во-вторых, экосистема не способна принять волевое решение, и начать сама себя перестраивать, там это чисто гомеостаз. Государство же способно принять программу, например, освоения арктики, или космическую, или зеленую, и целенаправлено вбухать уйму сил в какой-нибудь проект. И в рамках этого проекта куча маленьких сущностей будут сложным образом сотрудничать, чтобы достигнуть запланированного результата.
Какая же это нафиг экосистема?

Так что, есть у государства потребности, есть.
Показать полностью
Подожди, ты не только в разумности, ты странам ещё и в жизни отказываешь?
Странам - тем более.

Сразу отбросим очевидный факт, что страна не может быть субьектной, потому что она не человек
Потому что неразумна, лол. Субъективность - это наличие квалиа, конечно. Даже разумность для этого не обязательна. Ну, в подразумеваемом мной смысле. Так-то субъектом в широком смысле может быть вообще что угодно, способное действовать/взаимодействовать, но я, конечно, не об этом.

мотивы - лебенсраум и зеленная энергетика невозможны без мотивов
Ты правда не понимаешь, что такое "мотивация разумного/живого существа"? 0_0 Вот прям правда-правда?
Любопытно также, что многим государствам бывают присущи многие признаки разума, но... на короткий промежуток времени. Полноценным непрерывным сознанием, которое есть у высших животных, в т.ч. людей никакое государство не обладает. Если будет обладать - это будет уже не государство. Между прочим, моя "Система" фоном затрагивает этот аспект.

Есть некоторые люди
значит, все люди неразумны
Идеальное натягивание. Есть некоторые люди - значит, все люди. Да, поскольку разум людей ограничен, то они не могут сознательно реагировать на все возможные проблемы (не говоря уж о багах разума). С другой стороны, устройство государств в принципе не подразумевает разумность, хотя они могут имитировать её на которых интервалах времени в ограниченном количестве вопросов. Разум - уже не тот чёрный ящик, каким был ранее, и государство - тем более не чёрный ящик, поэтому малоосмысленно сравнивать два нечёрноящика по 3,5 внешним, чёрноящиковым критериям. Так можно дойти и до того, что разумом обладают экосистемы, сложные устройства... или даже отдельные атомы. Натянуть-то можно, да зачем? Государство можно и нужно рассматривать как (активного) агента в определённых вопросах, но только в определённых. Например, где сработает теория игр там. Где можно считать, что государство обладает цельностью. И т.п. Но не субъекта, обладающего квалиа. Не разумное существо. Государство - это виртуальная сущность над множеством живых разумных гомо сапиенс. Штука, подобная культуре или цивилизации в этом плане, но со своими отличительными чертами. В некоторых вопросах можно пробовать рассматривать государство как живое, равно как и культуру, просто надо понимать ограниченность этих вопросов, не "оживляя" штуку, которая в принципе живой быть не может (см. признаки живого).

страна очень сильно желает
Желают люди. Я поэтому могу ещё натягивать на племя, когда людей прям мало и они прям отформатированы под один шаблон - да, можно пробовать натягивать туда.

Не у всех людей есть развитая нервная система
У всех. Не у всех она хорошо работает.

А из тех у кого она есть, не у всех есть нервный центр, иначе бы не было шизофреников
См. выше, есть люди, которые в некоторых вопросах неразумны, например, потому что мы - существа конечные, а ещё потому что у разума тоже есть различные баги. Хм, ты бы ещё сказал, что недавно мёртвые неразумны, ну, типа, у них вон есть нервная система - а они не действуют. Действительно. В ту же категорию попадают шизофреники в терминальной стадии (в нетерминальной и особенно под таблетками это вполне адекватные люди), люди в коме, люди во время сна и пр. Государства же могут имитировать разумность, когда, собственно, ими в данный конкретный момент в данном конкретном вопросе управляет, направляет разумный человек или горстка разумных людей с общей целью.

Организм без рук, ног и почки прекрасно не умирает. Государство же иногда способно не умереть, даже если ему отчекрыжили голову. Ну, а червяк вообще лопатой размножается. Это всё в одном диапозоне.
Ты плавно переходишь к вопросам о статусе живости крупных меметических структур. Я полагаю, что они подобны вирусам. Статус, конечно, спорный, но всё-таки - неживое. Проявляет некоторые признаки живого, находясь в организме-носителе, в нашем случае - в головах людей.

в государстве отдельные сущности связаны взаимоотношением подчинения, в экосистеме такого нет - не заставляет медведь зайцев собирать ему малину
В компьютере отдельные сущности тоже связаны отношением подчинения. И?

экосистема не способна принять волевое решение
Государство тоже не способно. Контролирующий его в данный момент в данной сфере человек - способен. Или горстка людей. Не более того.

и начать сама себя перестраивать
Самое забавное, что это ТОЖЕ признак против живости. Потому что живое не способно себя перестраивать. В отличие от информационных сущностей, ага. Разум, в теории, способен, но на практике - только локальные оптимизации, ИИ полноценного у нас нет. Т.о. государство как способное к перестройки в широчайших пределах, не является ни живым, ни разумным. Хех.

Государство же способно принять программу, например, освоения арктики, или космическую, или зеленую, и целенаправлено вбухать уйму сил в какой-нибудь проект.
Интересно, ты сейчас жертва той же когнитивной ошибки, что заставляла наших предков считать живыми молнии, обожествлять гром, одушевлять реки? Очень похоже на то. Люди даже не привыкли, а мозг так устроен (во славу социальности), что мы очень хорошо, лучше всего умеем моделировать других людей. Соответственно, когда у тебя в руках молоток, то всё кажется гвоздями. Считать другим человеком реку, грозу, лес, огонь, народ, государство - это "свести к модели по умолчанию". А уже ПОТОМ можно внести 100500 поправок к этой модели, потому что, ну, отметить-то настолько вросший образ тяжко, это ж надо себя покритиковать, это ж надо с нуля модель построить новую! А так - пусть государство будет разумным, но "особенным" разумным, ага, "очень удобный" подход.
Показать полностью
Asteroid Онлайн
Матемаг
Любопытно также, что многим государствам бывают присущи многие признаки разума, но... на короткий промежуток времени. Полноценным непрерывным сознанием, которое есть у высших животных, в т.ч. людей никакое государство не обладает.
Ещё как обладает. Почитай что такое доктрина нац. безопасности сша. Она плавно и непрерывно меняется, отражая желание сша.
Просто ты путаешь вещи, думая, сто страна - это имя сущности. Но это скорее фамилия, под которой сменяя друг друга живут разные сущности со своими желаниями, целями и планами. Особенно очевидно это по монархиям, когда смена монарха часто меняет и характер страны.

Ты правда не понимаешь, что такое "мотивация разумного/живого существа"?
Я-то понимаю. Давай возьмем какое-нибудь определение:
"Мотива́ция (от лат. movēre «двигать») — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. "
Отбросим чисто биологическое и посмотрим, что остается.
Потребности у стран есть. Ведь раз ты контрдовода не привел, значит считается утвержденным.
Итак, есть желание лебенсраум. Осознавая это желание страна ставит перед собой цель захватить земли соседа, самого соседа пустив под нож. Под это дело выделяется усиленное финансирование армий, строятся структуры, строятся конкретные планы войны, после чего идет собственно сама война.
Считаю наличие мотивации доказанным.

Идеальное натягивание. Есть некоторые люди - значит, все люди.
Так я показываю тебе применение твоей логики "раз страны не всегда разумны - значит все страны неразумны".

С другой стороны, устройство государств в принципе не подразумевает разумность, хотя они могут имитировать её на которых интервалах времени в ограниченном количестве вопросов.
И по каким критериям ты вычислил что это именно имитирование?

Разум - уже не тот чёрный ящик, каким был ранее, и государство - тем более не чёрный ящик, поэтому малоосмысленно сравнивать два нечёрноящика по 3,5 внешним, чёрноящиковым критериям.
Дело не в черноящиковости. Дело в оценке результатов деятельности обьекта. А это можно делать только по внешним критериям. Смотря внутрь черепа человека ты не поймешь, красива ли нарисованная им картина, надо смотреть только на картину.

Так можно дойти и до того, что разумом обладают экосистемы, сложные устройства... или даже отдельные атомы.
Нет, нельзя. Потому что они не проявляют критериев.

Государство - это виртуальная сущность над множеством живых разумных гомо сапиенс.
В наш век информационных технологий виртуальное от реального отличается не так уж и сильно. И оно вполне может быть разумным.

У всех. Не у всех она хорошо работает.
То же самое можно и о странах сказать. ))

Ты плавно переходишь к вопросам о статусе живости крупных меметических структур. Я полагаю, что они подобны вирусам. Статус, конечно, спорный, но всё-таки - неживое. Проявляет некоторые признаки живого, находясь в организме-носителе, в нашем случае - в головах людей.
Тема в целом интересная. Но к обсуждаемой имеет не сильно много отношения. Государство больше чем меметический вирус. Потому что вирус не создает структур с сложным поведением, планами и мотивацией.

В компьютере отдельные сущности тоже связаны отношением подчинения. И?
И ты подменяешь тезис.

Самое забавное, что это ТОЖЕ признак против живости. Потому что живое не способно себя перестраивать. В отличие от информационных сущностей, ага. Разум, в теории, способен, но на практике - только локальные оптимизации, ИИ полноценного у нас нет. Т.о. государство как способное к перестройки в широчайших пределах, не является ни живым, ни разумным. Хех.
Нет. Это не служит контрдоводом. От того, что большинство живых организмов не способно себя перестроить, не значит, что это признак отсутствия живости вообще. Люди вполне себе перестраивают себя. Или ты и им отказываешь в жизни?

Интересно, ты сейчас жертва той же когнитивной ошибки, что заставляла наших предков считать живыми молнии, обожествлять гром, одушевлять реки?
Нет. Потому что я основываюсь на более полном оценочном критерии. Их ошибка была не в том, что они выдвинули гипотезу о разумности, а том, что не проверили её как следует.

Вообще, ты много пишешь, но мало аргументируешь. Аналогия - это не аргумент, а только пояснение аргумента. И как-то так выходит, что от тебя только пояснения, без самих аргументов.
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть