Коллекции загружаются
#чушь_в_каноне #в_каноне #книги
Узнал, что за бугром аналог нашей "Каши из топора" используют как иллюстрацию к важности совместной работы, где каждый вкладывает понемногу, и в результате выходит нечто годное. Прочтение "хитрый чувак обманул жадных деревенских жителей и заставил хоть так исполнить долг гостеприимства" считается очень альтернативным и выдающим в человеке некоторые проблемы с восприятием информации. 28 марта 2019
8 |
nadeys
А "Каша из топора" - она точно советская, не более ранняя? |
П_Пашкевич
я видел советский мультфильм и там был характерный солдат периода первой мировой но по сути да, сам архетип гораздо более древний ибо как я уже сказал - крестьяне испокон веков прятали еду от лихих бродяг и бродячих солдат |
Lados
Да ладно! Про Филемона и Бавкиду я, разумеется, читал (это которых Зевс превратил в дуб и ясень, если правильно помню). Но, насколько помню, там было далеко от "принято", старички были исключением из правил, за что ништяков и получили. К тому же, древнегреческие обычаи (про язморглад не в курсе, гугль показывает страничку на дайрях с фикотелегой), и обычаи совсем недалёких времён в другом конце света коррелируют... Ну, не сказал бы "никак", но уж точно слабо. Кстати, мы вроде на "ты". |
Lados Онлайн
|
|
nadeys , что-то ржу конём, вы знаете, сколько лет этой сказке?
1 |
Lados Онлайн
|
|
Desmоnd , эм, вам бы перечитать, что ли.
Там соль была в том, что эти двое - в отличие от прочих - выполнили свой долг. Впрочем, полагаю, проще будет отослать к Мартину, он закон гостеприимства очень широко использовал. Если что и ты не в курсе, это общее место в целом человеческой цивилизации, которое начало отваливаться аж в конце ХХ века, и то не везде. Человек просит крова - положено пустить. И накормить, да. |
Lados
Ну, Мартина приводить в качестве чего-либо - это так себе идея. Худло с вымышленным миром, насколько бы оно не соприкасалось с историческими реалиями, это худло с вымышленным миром. Я в курсе гостеприимства, но также в курсе, что степень от культуры к культуре разнилась, равно как и обязанности хозяина. А в каких культурах было, кстати, принято гостям пиздить вещи хозяев? Где именно это не считалось позором не меньшим, чем милая выходка Уолдера Фрея? |
Дык солдат-то - немного трикстер. Посмотрите хоть на Тиля Уленшпигеля - только не на декостеровского, а на оригинального - там такое найдёте, что солдат ангелом небесным покажется.
|
Lados Онлайн
|
|
Desmоnd , ты сейчас явно не в адеквате и начинаешь разговаривать не со мной (т.е. отвечать не мне, а какому-то воображаемому оппоненту), так что пойди выдохни, что ли, и только потом возвращайся.
Что до степени от культуры к культуре - ну ты там я не знаю, задумайся, схрена ли у нас базовый принцип общения с Бабой-Ягой - напомнить её обязанности, а она не скандалит, а их исполняет? Ну а что до кражи - так это не кража. Это моральная компенсация. Если что, регулярный мотив, только там как правило не солдат, а боги или жрецы, ибо форма наказания за жадность. З.Ы.: чот я начинаю вспоминать бессмертное "американцы не могли признать, что за жадность и нежелание делиться добычей можно наказывать". Если что - нейтральная цитата из статьи фольклориста-американца, а не какой-нибудь патриотический сайт. 1 |
Читатель 1111 Онлайн
|
|
Lados
Э? Какая жадность вообще? Это МОЙ дом. МОИ запасы. если каждый будет просить у меня есть. То у меня ничего и не останется! 1 |
Lados Онлайн
|
|
Читатель 1111 , ну так ты живёшь в современности и в мегаполисе (вероятнее всего; в любом случае не в деревне). Другой мир, другие сложности и другие правила.
А в деревне, кстати, оно вполне живое. Не пустить на ночлег, не дать поесть, если просит - считается дном. (Надо будет как-нибудь написать про пережитое мной чудо.) 1 |
Lados Онлайн
|
|
Desmоnd , человек, который так страстно ругается, передёргивает и просто не читает реплики оппонента - не в адеквате, извини.
|
Читатель 1111 Онлайн
|
|
Lados
просто если бы это правило бы действовало. Был бы коммунизм. Богатых бы не было. Вот богач. Вот бедняки. Идут к богачу. Один . Два. Десять ,Сто. На каком можно отказать? 1 |
Lados
Ты прекрасно описал самого себя. Ладно, на этой ноте отпишусь, пожалуй, от поста. Пиздить шмотки хозяев - всего лишь компенсация в случае, если не полностью удовлетворён постоем. Вот эту прекрасную мысль я, напоследок, унесу с собой в самом сердце. 1 |
Lados Онлайн
|
|
Читатель 1111 , меня неизменно восхищает то, как ты искусно теоретизируешь в полном, абсолютном отрыве от реальности и реальной практики...
(Так и ходили. Ещё сто лет назад ходили, тащемта, а не у нас - и сорок лет назад тоже. Там такая разница в доходе, что оно особо не мешало.) Пиздить шмотки хозяев - всего лишь компенсация в случае, если не полностью удовлетворён постоем. Вот эту прекрасную мысль я, напоследок, унесу с собой в самом сердце. Я верю, что однажды придёт день, когда ты перестанешь путать разъяснение позиции коллективного (или не коллективного) автора и мнение собеседника. Но до него пока далеко. |
Читатель 1111 Онлайн
|
|
Lados
Там такая разница в доходе, что оно особо не мешало.) А как же раскулачивание? Комбеды всякие? |
Lados Онлайн
|
|
Читатель 1111 , а какое отношение это имеет к закону гостеприимства?
|
Читатель 1111 Онлайн
|
|
Lados
Такое что ДО раскулачивания таки разница доходов была. И если надо соблюдать закон гостеприимства.. Вот я деревенский белняк. Мне нечего ест. А поблизости живет кулак. Что я сделаю? Я пойду в гости. И соседи пойдут в гости. И ВСЯ деревня пойдет в гости. И если нам не отказать у кулака НИЧЕГО не останется. |
Lados Онлайн
|
|
Читатель 1111 , что-то мнится мне, ты вообще не догоняешь, что это за закон, лол.
|
Lados
А чёрствый хлеб и пресная вода тоже считаются достаточными угощениями гостю? Если да, то так можно годами всю деревню кормить, и не обеднеть)) |
Читатель 1111
я таки встряну, чтобы разъяснить про гостеприимство. Ходить в гости соседям - это немного не то. Соседу не нужен кров. Он не путник с долгой дороги. Да, ему положено вежливое приветствие, но ясно же, что он поговорил о погоде и пошел себе в соседний дом. А закон гостеприимства про людей, которые с дороги, не спавши, не жравши. И если хозяин такого человека не пустит, воды не подаст, и в крайнем случае спать на сеновал хотя бы не положит, то это будет жестоко. Вот где работает этот закон. Соседи тут не при чем. 5 |
Читатель 1111 Онлайн
|
|
natoth
Ага.. Так логичнее. Нет я знаю что люди часто приветливы и могут приютить по доброте душевной. Но чтобы ОБЯЗАННОСТЬ была... А если деревня на тракте? Трактир зачем? |
Lados Онлайн
|
|
Марк Маркович , вообще не считаются, но...
|
Читатель 1111 Онлайн
|
|
natoth
Я читал ребенком и видел именно ограбление хозяев. Богатых хозяев да. Типа как бедняк обманул жадных богачей |
Lados Онлайн
|
|
Читатель 1111 , того, у кого на трактир есть деньги, и пускать не обязательно.
Но вот реально, ты настолько не можешь вообразить ситуацию, что немного смешно и странно глядеть, как ты пытаешься отрицать существование обычая, который пропал только недавно, основываясь на доводах, которые никак не касаются ни обычая, ни его правоприменения. 3 |
Читатель 1111
эти законы древние. И не зря их соблюдали свято. Есть деревни на тракте, а есть хутора в глуши, где потом на сто верст ни одной живой души кроме медведей. Есть пустыни и оазисы. И там закон "гостя прими, накорми, напои, спать уложи (и в баньке попарь) - вопрос жизни и смерти". Если ты человека на улице в мороз ночью оставил, кто ты после этого? Соответственно, гостя в доме не обижают, куском не попрекают, если еду разделили, то уже нельзя ссориться итп. Это очень древние правила, общие у многих народов. 4 |
Читатель 1111 Онлайн
|
|
natoth
Хутор в глуши да. как правило на заимках в лесу. Оставь еду когда уходищь. Вдруг кому понадобится? |
Читатель 1111
ну вот, это все оно же, гостеприимство. И дрова чтобы были всегда - попользовался - заготовь новые. И еду оставь взамен съеденной, если есть что оставить. Это нормально. У гостей тоже есть свои обязанности и правила, которые они должны соблюдать. А дальше уже вопрос совести людей. Грабили и будут грабить. Нарушители законов есть всегда. 1 |
Lados
Показать полностью
как я и сказал - архетип "осёдлые крестьяне не хотят делиться едой с лихими бродягами" наверняка возник в архидревние времена причём как водится, у добывающих пищу в поте лица крестьян не было ни времени, ни фантазии для праздного сочинения сказок самыми главными рассказывальщиками развлекательных историй и трансляторами культурного лора как раз таки и были бродяги бродяги преподносили слушателям ситуацию со своей точки зрения и поучали что "жадность это плохо и с бродягой надо поделиться, иначе накажут боги/карма/трикстер" при этом важно понимать что фольклор ни в коем случае не отражают принятую в обществе тотальную этическую норму - накормить усталого путника это может и доброе дело, но ни в коем случае не закон и не обязательство в большинстве случаев незнакомцу могут дать место в сарае в дождливую ночь, да булку чёрствого хлеба но времена тогда были дикие, в иных местах незнакомого бродягу запросто прогоняли прямо от околицы, а кое-где и превентивно убивали чтобы не шлялся по округе, кур не воровал, да девок не смущал в конце концов истории про людоедку бабу-ягу покушающуюся на убийство доброго молодца тоже не на пустом месте возникли 1 |
Lados Онлайн
|
|
nadeys , эмммм... скажем так, вы настолько мимо реальности, что я даж не знаю, откуда оно на вас упало.
|
Тут вопрос в том, кто считается гостем(путешественником, причем совершающим путешествие по социально одобряемой причине), а кто - человек не шибко любимый (солдат во время рекрутчины стоящий скорее на стороне угнетателя для крестьянства).
Ну и пожелаю Читатель 1111 вспомнить когда произошло окончательное разделение деревенской общины на фракции, и что жили они в оном поселении и потому в статус гостя-путешественника беднота (батраки) попасть не могли. 5 |
Altra Realta Онлайн
|
|
Читатель 1111
ЗАЧЕМ ВЫ КАПСОМ |
Читатель 1111 Онлайн
|
|
Altra Realta
Каким капсом? |
Altra Realta Онлайн
|
|
Читатель 1111
Уже никаким :))) |