↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Lados Онлайн
28 марта 2019
Aa Aa
#чушь_в_каноне #в_каноне #книги
Узнал, что за бугром аналог нашей "Каши из топора" используют как иллюстрацию к важности совместной работы, где каждый вкладывает понемногу, и в результате выходит нечто годное.
Прочтение "хитрый чувак обманул жадных деревенских жителей и заставил хоть так исполнить долг гостеприимства" считается очень альтернативным и выдающим в человеке некоторые проблемы с восприятием информации.
28 марта 2019
66 комментариев
Культурная деформация - прочитала название сказки с ударением на второй слог, долго втыкала что же там в Каши стряслось.
Lados Онлайн
miledinecromant , охота ответить - ничего нового, там уже почти всё встречалось...
А кто там учил варить суп из всего понемножку? Какой-то пророк же? Или у меня в башке каша?
Видимо, сказки сильно разные. Поскольку от нашей перейти к совместной работе и усилиям не реально
Lados Онлайн
EnGhost , да нет, в общем не сильно.
Разница в том, что у нас это была одна старуха с "нет ничего", а там вся деревня.
И про "нет ничего" врали в обоих случаях.
Lados
Имхо, разница здесь очень существенна. Поскольку во втором случае это уже аналог с миру по нитке. А не каши из топора. Хотя все зависит от того, как подать.
Lados Онлайн
EnGhost , эм, так второй вариант начинается с того, что он обещает сделать кашу из топора/суп из камня, наливает воду, кладёт туда камень и далее стандартно, просто разные ингредиенты приносит не одна старуха, а разные жители деревни.
(Кста, у нас и такая версия есть, просто с одной старухой известнее.)
А всегда была именно такая трактовка, или это современные веяния?
Lados Онлайн
Maryn , хз.
Это просто из сопроводиловки к психологическому тесту стандартному. У нас просят объяснить пословицы, у них - вывести мораль из сказки. Проверяется умственное развитие, умение извлекать метафоры и т.д.
Так из нашей "каши из топора" вывод о пользе совместных усилий просто не сделать: старуха-то одна. А вариант с деревней может быть интерпретирован и так, и так.
miledinecromant
Так в слове каша ударение и ставится на первый слог, не?
Lados
Если деревенские чуваки в условиях не были жадными мудаками, сидящими на мешках с едой, а действительно бедными, тогда интерпретация очень правильная - если совместно поскрести по сусекам, можно что угодно выпечь.

Ну а наш солдатик старушку именно наебал, заставив раскрыть закрома.

Кстати, а можешь кинуть ссылку на более-менее релевантный текст? Интересно взглянуть на нюансы, действительно ли там инопланетная логика или всё ведёт к коллективным усилиям?
Подпишусь, но недоумеваю. Тут же наеб, местные ведь недобровольно кашу варят, не?
Так в нашей ещё и топор спиздили или меня источники обманывают?
Asteni
Ага, типа "не доварился".
----
Есть, кстати, ещё итальянская (?) сказка "Похлёбка из камней". Там всё как у Али-бабы, хорошая и бедная сестра, и богатая сучка. Ну и старшая всячески эксплуатирует младшую, заставляя её вкалывать не просто за еду, а за мизерную еду. Ну и младшая поделилась своим скудным хлебом со странником, который уже и помог старшую наебать.

Там воцарение справедливости, обман, но в стиле Робин Гуда.

апд. Неа, стоять! Нагуглил сказку, пробежал глазами. Похоже, я уже крепко подзабыл. Старик оказался волшебником и камни превратил в мясо, а старшей сестре послал анальные кары.
Читатель 1111, это скорее про делегирование полномочий.
Lados Онлайн
Desmоnd , так это, вики в помощь: https://en.wikipedia.org/wiki/Stone_Soup

Там именно что жадные, а не бедные.
Lados
Я читал версию. Она явно русская. И там именно жадная семья. Муж и жена. ОЧЕНЬ богаты. А солдат есть хотел. И сыграл на их жадности. Они то сами прекрасно приготовить могли. Но НЕ ДЛЯ СОЛДАТА
Lados Онлайн
Читатель 1111 , ты сейчас вообще о чём, чувак?
Я какбэ знаю эту сказку, наверное.
Lados
Просто в том варианте который читал я . там не старуха. Но и других жителей деревни тоже не помню..
Lados
Почитал на вики. Там типичное "с миру по нитке", в отличие от каши из топора, которая "коготок увяз, всей птичке пропасть". И, очевидно, почему мораль не "наебать жителей", а "делиться хорошо".

Finally, the stone (being inedible) is removed from the pot, and a delicious and nourishing pot of soup is enjoyed by travelers and villagers alike. Although the travelers have thus tricked the villagers into sharing their food with them, they have successfully transformed it into a tasty meal which they share with the donors.



Но позырил на источники, есть вариации "каменного супа" практически 1:1 с "кашей из топора".
http://www.pitt.edu/~dash/type1548.html#stonesoup

Кстати, в "каше из топора" особый момент с наебалогом из-за того, что бабка солдатика всё-таки приютила, пустила переночевать, а тот её не только развёл на хавку, но ещё и топор спиздил.
Desmоnd
Вот кстати да! камни то просто выбросили..
Lados Онлайн
Desmоnd , в принципе солдат таки в своём праве - он гость.
Не пустить гостя под кров - это уж совсем через край.
Lados
Кхе! Вы пустите любого кто попросится переночевать?
Lados
Ну, не знаю, не знаю. Може было и принято пускать кого угодно. Может было и принято вываливать все свои запасы перед каждым голодранцем, который постучал в дверь. Но для этого гостя спиздить топор, поправ гостеприимство - говноедство 80 лвл.
Lados Онлайн
Desmоnd , ну ващет было принято, да.
И кормить. И поить.
Вы бы там не знаю, про Филемона и Бавкиду читнули, или про язморглад историю.
советская "каша из топора" это явная отсылка к социальному конфликту раскулачивания, к экспроприациям и продразвёрсткам

типа зажиточные крестьяне даже имея запасы еды старались прятать её и притворяться бедными

тем более зажиточные крестьяне не хотели кормить солдат которые в период гражданской войны не далеко ушли от бандитов

при этом правительство конечно было заинтересовано в изъятии любых излишков и прячущих еду крестьян объявляло злодеями
__

имхо, в других странах тамошние аналоги сказки тоже являются отсылками к тамошним аналогичным социально-политическим конфликтам

бедные крестьяне прячущие еду от лихих бродяг это архетип
nadeys
А "Каша из топора" - она точно советская, не более ранняя?
П_Пашкевич
я видел советский мультфильм и там был характерный солдат периода первой мировой

но по сути да, сам архетип гораздо более древний ибо как я уже сказал - крестьяне испокон веков прятали еду от лихих бродяг и бродячих солдат
Lados
Да ладно! Про Филемона и Бавкиду я, разумеется, читал (это которых Зевс превратил в дуб и ясень, если правильно помню). Но, насколько помню, там было далеко от "принято", старички были исключением из правил, за что ништяков и получили.

К тому же, древнегреческие обычаи (про язморглад не в курсе, гугль показывает страничку на дайрях с фикотелегой), и обычаи совсем недалёких времён в другом конце света коррелируют... Ну, не сказал бы "никак", но уж точно слабо.

Кстати, мы вроде на "ты".
Lados Онлайн
nadeys , что-то ржу конём, вы знаете, сколько лет этой сказке?
Lados Онлайн
Desmоnd , эм, вам бы перечитать, что ли.
Там соль была в том, что эти двое - в отличие от прочих - выполнили свой долг.
Впрочем, полагаю, проще будет отослать к Мартину, он закон гостеприимства очень широко использовал.
Если что и ты не в курсе, это общее место в целом человеческой цивилизации, которое начало отваливаться аж в конце ХХ века, и то не везде.

Человек просит крова - положено пустить. И накормить, да.
Lados
Ну, Мартина приводить в качестве чего-либо - это так себе идея. Худло с вымышленным миром, насколько бы оно не соприкасалось с историческими реалиями, это худло с вымышленным миром.

Я в курсе гостеприимства, но также в курсе, что степень от культуры к культуре разнилась, равно как и обязанности хозяина.

А в каких культурах было, кстати, принято гостям пиздить вещи хозяев? Где именно это не считалось позором не меньшим, чем милая выходка Уолдера Фрея?
Дык солдат-то - немного трикстер. Посмотрите хоть на Тиля Уленшпигеля - только не на декостеровского, а на оригинального - там такое найдёте, что солдат ангелом небесным покажется.
Lados Онлайн
Desmоnd , ты сейчас явно не в адеквате и начинаешь разговаривать не со мной (т.е. отвечать не мне, а какому-то воображаемому оппоненту), так что пойди выдохни, что ли, и только потом возвращайся.

Что до степени от культуры к культуре - ну ты там я не знаю, задумайся, схрена ли у нас базовый принцип общения с Бабой-Ягой - напомнить её обязанности, а она не скандалит, а их исполняет?

Ну а что до кражи - так это не кража. Это моральная компенсация. Если что, регулярный мотив, только там как правило не солдат, а боги или жрецы, ибо форма наказания за жадность.

З.Ы.: чот я начинаю вспоминать бессмертное "американцы не могли признать, что за жадность и нежелание делиться добычей можно наказывать". Если что - нейтральная цитата из статьи фольклориста-американца, а не какой-нибудь патриотический сайт.
Lados
Э? Какая жадность вообще? Это МОЙ дом. МОИ запасы. если каждый будет просить у меня есть. То у меня ничего и не останется!
Lados Онлайн
Читатель 1111 , ну так ты живёшь в современности и в мегаполисе (вероятнее всего; в любом случае не в деревне). Другой мир, другие сложности и другие правила.
А в деревне, кстати, оно вполне живое. Не пустить на ночлег, не дать поесть, если просит - считается дном.

(Надо будет как-нибудь написать про пережитое мной чудо.)
Lados
ты сейчас явно не в адеквате

О_о
Ебануться. Ладно, досвидос.
Lados Онлайн
Desmоnd , человек, который так страстно ругается, передёргивает и просто не читает реплики оппонента - не в адеквате, извини.
Lados
просто если бы это правило бы действовало. Был бы коммунизм. Богатых бы не было. Вот богач. Вот бедняки. Идут к богачу. Один . Два. Десять ,Сто. На каком можно отказать?
Lados
Ты прекрасно описал самого себя.
Ладно, на этой ноте отпишусь, пожалуй, от поста.

Пиздить шмотки хозяев - всего лишь компенсация в случае, если не полностью удовлетворён постоем. Вот эту прекрасную мысль я, напоследок, унесу с собой в самом сердце.
Lados Онлайн
Читатель 1111 , меня неизменно восхищает то, как ты искусно теоретизируешь в полном, абсолютном отрыве от реальности и реальной практики...
(Так и ходили. Ещё сто лет назад ходили, тащемта, а не у нас - и сорок лет назад тоже. Там такая разница в доходе, что оно особо не мешало.)

Пиздить шмотки хозяев - всего лишь компенсация в случае, если не полностью удовлетворён постоем. Вот эту прекрасную мысль я, напоследок, унесу с собой в самом сердце.

Я верю, что однажды придёт день, когда ты перестанешь путать разъяснение позиции коллективного (или не коллективного) автора и мнение собеседника.
Но до него пока далеко.
Lados
Там такая разница в доходе, что оно особо не мешало.)
А как же раскулачивание? Комбеды всякие?
Lados Онлайн
Читатель 1111 , а какое отношение это имеет к закону гостеприимства?
Lados
Такое что ДО раскулачивания таки разница доходов была. И если надо соблюдать закон гостеприимства.. Вот я деревенский белняк. Мне нечего ест. А поблизости живет кулак. Что я сделаю? Я пойду в гости. И соседи пойдут в гости. И ВСЯ деревня пойдет в гости. И если нам не отказать у кулака НИЧЕГО не останется.
Lados Онлайн
Читатель 1111 , что-то мнится мне, ты вообще не догоняешь, что это за закон, лол.
Lados
А чёрствый хлеб и пресная вода тоже считаются достаточными угощениями гостю? Если да, то так можно годами всю деревню кормить, и не обеднеть))
Читатель 1111
я таки встряну, чтобы разъяснить про гостеприимство. Ходить в гости соседям - это немного не то. Соседу не нужен кров. Он не путник с долгой дороги. Да, ему положено вежливое приветствие, но ясно же, что он поговорил о погоде и пошел себе в соседний дом.

А закон гостеприимства про людей, которые с дороги, не спавши, не жравши. И если хозяин такого человека не пустит, воды не подаст, и в крайнем случае спать на сеновал хотя бы не положит, то это будет жестоко. Вот где работает этот закон. Соседи тут не при чем.
в контексте солдатской сказки, кстати, я понимаю позицию хозяев. Потому что каждого такого солдатика покормишь с дороги - и голым останешься (да и без крова сам). Но там солдатик - трикстер, и вся сказка шальная, типо, смотрите, как ловко я натянул тех, кто считал себя ловкими.
Дети увидят, что скупиться нельзя, если есть что подать на стол, а взрослые и больше увидят.
natoth
Ага.. Так логичнее. Нет я знаю что люди часто приветливы и могут приютить по доброте душевной. Но чтобы ОБЯЗАННОСТЬ была... А если деревня на тракте? Трактир зачем?
Lados Онлайн
Марк Маркович , вообще не считаются, но...
natoth
Я читал ребенком и видел именно ограбление хозяев. Богатых хозяев да. Типа как бедняк обманул жадных богачей
Lados Онлайн
Читатель 1111 , того, у кого на трактир есть деньги, и пускать не обязательно.
Но вот реально, ты настолько не можешь вообразить ситуацию, что немного смешно и странно глядеть, как ты пытаешься отрицать существование обычая, который пропал только недавно, основываясь на доводах, которые никак не касаются ни обычая, ни его правоприменения.
Читатель 1111
эти законы древние. И не зря их соблюдали свято. Есть деревни на тракте, а есть хутора в глуши, где потом на сто верст ни одной живой души кроме медведей. Есть пустыни и оазисы. И там закон "гостя прими, накорми, напои, спать уложи (и в баньке попарь) - вопрос жизни и смерти". Если ты человека на улице в мороз ночью оставил, кто ты после этого?

Соответственно, гостя в доме не обижают, куском не попрекают, если еду разделили, то уже нельзя ссориться итп. Это очень древние правила, общие у многих народов.
natoth
Хутор в глуши да. как правило на заимках в лесу. Оставь еду когда уходищь. Вдруг кому понадобится?
Читатель 1111
ну вот, это все оно же, гостеприимство. И дрова чтобы были всегда - попользовался - заготовь новые. И еду оставь взамен съеденной, если есть что оставить. Это нормально.

У гостей тоже есть свои обязанности и правила, которые они должны соблюдать. А дальше уже вопрос совести людей.
Грабили и будут грабить. Нарушители законов есть всегда.
И чем экстремальнее условия жизни у людей, тем строже соблюдаются эти законы (гостеприимства). В городе ты не пропадешь и не умрешь с голоду, пойдешь и в другой дом постучишься. А на хуторе - кто кроме тебя гостю поможет?
Lados
как я и сказал - архетип "осёдлые крестьяне не хотят делиться едой с лихими бродягами" наверняка возник в архидревние времена

причём как водится, у добывающих пищу в поте лица крестьян не было ни времени, ни фантазии для праздного сочинения сказок

самыми главными рассказывальщиками развлекательных историй и трансляторами культурного лора как раз таки и были бродяги

бродяги преподносили слушателям ситуацию со своей точки зрения и поучали что "жадность это плохо и с бродягой надо поделиться, иначе накажут боги/карма/трикстер"


при этом важно понимать что фольклор ни в коем случае не отражают принятую в обществе тотальную этическую норму - накормить усталого путника это может и доброе дело, но ни в коем случае не закон и не обязательство

в большинстве случаев незнакомцу могут дать место в сарае в дождливую ночь, да булку чёрствого хлеба

но времена тогда были дикие, в иных местах незнакомого бродягу запросто прогоняли прямо от околицы, а кое-где и превентивно убивали чтобы не шлялся по округе, кур не воровал, да девок не смущал


в конце концов истории про людоедку бабу-ягу покушающуюся на убийство доброго молодца тоже не на пустом месте возникли
Показать полностью
Lados Онлайн
nadeys , эмммм... скажем так, вы настолько мимо реальности, что я даж не знаю, откуда оно на вас упало.
Народ, не забывайте, что речь об обычае, даже не юридическом законе, и уж тем более не программной команде. Область применения в любом случае плюс-минус лапоть.
Ну и гостепреимец от гостя тоже что-то получает, как минимум свежие новости.
Грабежа и убийства в таких ситуациях есть смысл опасаться _обоим_, так что такое правило реально работало на снижение уровня ненужного насилия.
Тут вопрос в том, кто считается гостем(путешественником, причем совершающим путешествие по социально одобряемой причине), а кто - человек не шибко любимый (солдат во время рекрутчины стоящий скорее на стороне угнетателя для крестьянства).
Ну и пожелаю Читатель 1111 вспомнить когда произошло окончательное разделение деревенской общины на фракции, и что жили они в оном поселении и потому в статус гостя-путешественника беднота (батраки) попасть не могли.
Читатель 1111
ЗАЧЕМ ВЫ КАПСОМ
Altra Realta
Каким капсом?
Читатель 1111
Уже никаким :)))
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть