↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Asteroid
1 апреля 2019
Aa Aa
#размышления #писательское
Недавний спор об моральной оценке некого текста, навёл на интересную мысль: в том, что читатели часто начинают заниматься интернет-телепатией, виноват школьный курс литературы.
Разверну мысль.
Нас регулярно заставляли писать сочинения, где надо было ответить на вопрос: «Что автор хотел сказать своим текстом?» Это само по себе не совсем корректно и, по сути, и есть та самая интернет-телепатия, ведь мы не можем на самом деле это знать. Но, более того, после ответа на этот вопрос читатель неизбежно сделает выводы о самом авторе.
А если взять некий среднего качества фанфик, автор которого и сам не знает, что хочет выразить в тексте, то, не найдя ответа на вопрос: «Что хотел сказать автор?», и видя неприятную сцену, читатель неизбежно переходит к вопросу: «Почему автор так написал?» и приходит к ответу: «Потому что автор – [шаблон: очень нехороший человек]».

На мой взгляд, это почти неизбежно при таком подходе. Но каков мог бы быть более правильный подход?
Читавшие моё исследование феномена МС могут догадаться, что при анализе надо выкинуть из двойки «автор+текст» автора, и добавить туда читателя.
Получим, что анализировать надо связку «текст+читатель», или другими словами «текст в глазах читающего». Тогда правильный вопрос звучит так: «Что я увидел в этом тексте?»
При таком подходе читатель сначала делает тот же первичный вывод, что и при ответе на исходный вопрос об авторской позиции. Но в этой постановке характер автора полностью исключен из рассмотрения, мысленный взгляд читателя направлен только на текст. А после он вероятнее свернёт не на автора, а на вопросы: «А почему я увидел именно это?», «Что это говорит обо мне?».
И вот такая рефлексия, на мой взгляд, более полезна для читателя, чем вывод о характере автора.
1 апреля 2019
47 комментариев из 75 (показать все)
Desmоnd
Да, знакомство с произведением - это уже информация об авторе.
Автор книги "Уже написан Вертер" знаком, вероятно, с "Вертером" Гете, а также со стихами Пастернака. Это кое-что нам о нем говорит.
У автора книги "Моя семья и другие звери" есть чувство юмора. Не читая книги, мы не можем сказать, что это - добрая шутка или злая насмешка, а все-таки кое-что уже понятно.

Этого мало, вы хотите сказать? Да, немного. Совсем крупицы. Ну так и странно было бы из одного лишь заголовка извлечь нечто глобальное, мы же не ярмарочные фокусы тут показываем.
В современной литературе наличие в книге цитаты с блеском доказывает, что автор (или бета автора, или гамма, или целая альфа группа читателей) умеют гуглить. Прогресс не хило мешает анализировать авторов через нетленки)
lliixa
Чтобы что-то найти, надо знать, что искать. Поэтому не вижу особого влияния прогресса.
Desmоnd Онлайн
sophie-jenkins
К примеру, "сборники афоризмов" :)
lliixa
Во-первых, литература была и до эпохи гугла. И неплохая местами. :) И там тоже есть что анализировать.
Во-вторых, чтобы автор мог использовать цитату, он должен знать (или хотя бы предполагать), что эта самая цитата существует. Просить у гугла "принеси то - не знаю что" можно, но в общем случае странновато.
В-третьих, выявление цитат и аллюзий - лишь один (и далеко не главный) из множества инструментов анализа.
лично для меня актуальной проблемой является диагностирование феминизма в современных книгах

потому что одно дело когда авторка феминистка которая описывает в тексте похождения сильной уверенной в себе женщины и тем выражает своё желание слезть с иглы мужского одобрения и сесть на мужское лицо

и совершенно другое дело когда автор мужчина пишет про женщину потому что он нормальный гетеросексуальный мужик и хочет визуализировать бабу


вроде бы есть тонкие различия по которым можно полуинтуитивно детектировать кто есть кто, но с другой стороны, никогда не знаешь что там за дерьмо творится у автора в голове
Belkina
Во-первых, вы уверены, что цитату нашел автор, а не авторская бета или кто-то из группы читателей, что первыми зачли нетленку?
Во-вторых, у изданных книг есть такая штука - редактор и вот иногда, чтобы книга издалась, необходимо громкое название. Так что порой присобачивании цитат и нелепых названий напрямую участвуют те, кто книгу издает.
В-третьих, иногда цитаты и названия появляются случайно.
Пример - у меня в профиле на фикбуке висит цитата из книги. Книгу не читала, автора не знаю, но цитата попалась на глаза в каком-то фанфике и понравилась.
А ведь кто-то может увидеть в ней какие-то аллюзии и начать анализировать...
При желании можно анализировать что угодно, не вопрос. Весь смысл в осмысленности такого анализа и в его необходимости. Сейчас над книгами и фанфиками работают группы людей, очень редко, когда автор не пользуется помощью беты, гаммы и группы читателей. Я уже молу об авторах заявок, по которым пишут фанфики и о соавторских группах.
Потому анализ личности автора через текст превращается в шоу "Битва Экстрасенсов". Развлекает, но пользы никакой. Лучше все-таки анализировать сам текст и оставить автора в покое.
Показать полностью
Desmоnd Онлайн
lliixa
Как говорили в RU.GAME.RPG, когда шли споры о ролеплее и является ли та или иная игра РПГ, а довод был "ну так можно отыгрывать персонажа!11".

Отыгрывать можно даже фигурку от тетриса.

И эти анализы - типичные СПГС.

Кстати, насчёт анализов текста. Ещё раз напоминаю о Донцовой и Катаеве, а ведь над анализом "Белеет парус" трудилась целая толпа искателей смыслов.
nadeys
>своё желание слезть с иглы мужского одобрения и сесть на мужское лицо

Мой пошлый разум не может разглядеть никакого другого смысла кроме банального. Пояснишь? )))
lliixa
Да, некоторые авторы используют расхожие цитаты, не зная первоисточника и не особо вдумываясь в их смысл. И зачастую читателю это заметно. И в таком случае это тоже может что-то сказать нам об авторе.

Update. На всякий случай: я не призываю анализировать личность автора. Я лишь хочу сказать, что она в той или иной мере неизбежно отражается в его тексте. Всегда. Но можно фокусироваться не на ней, а на самом тексте.
Asteroid
некоторое время назад одна феминистка участвовавшая в рекламной акции Reebok выложила весьма провокационую рекламу

реклама привлекла много внимания, идиотский слоган стал ассоциироваться с феминизмом вообще и в
целом получился короткоживующий МЕМ

наделали много фотожаб и фотожаб
nadeys
Смысла первичной фразы я тоже не вижу. Это что-то типа: жопой по морде?
Belkina
Осталось только угадать, какой автор не знает первоисточник расхожей цитаты, если, конечно, не рассматривать авторское чистосердечное признание)))
lliixa
Поверьте, чаще всего это видно.
nadeys
"лично для меня актуальной проблемой является диагностирование феминизма в современных книгах"

Мне кажется, что в этом случае совершенно неважно, кто писал текст, мужчина или женщина. Если текст - агитка, это видно по тексту. Автором может быть как феминистка, так и вполне гетеросексуальный мужик, которому, к примеру, заказали текст с определенными требованиями.
Если героиня получилась живой и убедительной, ткань произведения - тоже, мантры соответствующего "изма" отсутствуют, то, в общем, плевать, чего там автор изначально хотел.
sophie-jenkins
Не получается верить.) Совсем недавно здесь пронзали авторскую личность по раставленным бетой запятым. )
lliixa
Не о постановке диагнозов и не о психопортрете автора, но все же об отражении автора в тексте: из блога wlana, которая угадывает анонимов на конкурсах с попаданием где-то 99 из 100.
https://fanfics.me/message272445
https://fanfics.me/message279040
InCome
Авторский стиль это немного другое. Он ничего не говорит о личности автора и всего лишь характеризует манеру писать. При этом сам автор как личность остаётся за кадром и речь только о тексте.
Desmоnd Онлайн
lliixa
Автора идентифицировать может и скрипт частотного и семантического анализа.
Desmоnd
Именно, более того, некоторое время назад подобная развлекуха была на СИ, и, прогнав текст через программу, можно было пристроиться к классикам и узнать, что ты на 50% Толстой. Не знаю работает ли игрушка сейчас, давно на СИ не выкладывалась.
lliixa Авторский стиль и манера писать ничего не говорят о личности автора? Хм, для меня это утверждение спорно.
InCome
О личности ничего. Авторский стиль - по сути набор повторяющихся фрагментов и по этому признаку можно объединять тексты в группки и говорить, что все они, очевидно, принадлежат перу одного автора. Но о личности самого автора авторский стиль не говорит ни слова, лишь позволяет выявить похожие тексты. Пример с Толстым - программа выявила, что на сколько-то процентов мой текст может принадлежать Толстому, так как есть схожие элементы и фрагменты. Но есть ли во мне, как в авторе, хоть грамм Тостого?)))))
Desmоnd Онлайн
InCome
Ник и аватарка (а также отсутствие оной) говорят "что-то". К примеру, о грамотности. Но отнюдь не то, что обычно имеют в виду. А ведь каждый "анализатор" готов утверждать: "что хотел сказать Валентин Катаев", в итоге получаются синие занавески.

А чо? Законом не запрещено, то, что эти выводы - полная и абсолютная херня, не только не наказуемо, но даже недоказуемо, к тому же всегда можно гордо уйти в закат.
Desmоnd, более того, "что хотел сказать автор" и "что сказал автор" - это тоже разные вещи.
rational_sith
И даже более того, кто-то (как бы не Набоков) говорил, что автор порой сам не осознает, что он сказал на самом деле.
Потому даёшь каждому автору филолуха-шифровальщика!
lliixa
Насчет Толстого: а вдруг;)

Desmоnd
Честно, ни разу не стронник я школолольной традиции именно что вешать на авторов ярлыки. Тем более приравнивать автора к персонажам.
Но читая текст, который мне нравится (манерой речи, образностью и богатством языка, юмором, трактовкой темы и персонажей, изгибами логики), я вижу в авторе интересного собеседника. Если это так, я наверняка пойду читать и другие его тексты, ожидая найти этого же собеседника и там.
lliixa, тогда уж дешифровщика.
rational_sith
Нет, там как раз смысл в том, чтобы найти/придумать, зашифровать и выдать читателю с пояснениями, где оно торчит и как расшифровывается. Сами простые смертные авторский смысл не разгадают, раз уж автор без помощи филолуха-шифровальщика не постиг, что же понаписал.
Ольга Эдельберта
>>>Если текст - агитка, это видно по тексту. Автором может быть как феминистка, так и вполне гетеросексуальный мужик, которому, к примеру, заказали текст с определенными требованиями.

ненене, если текст - агитационный это совершенно другое я такое вообще практически не читаю

читаю же я англоязычные фанфики на Червя и поскольку там феминизм очень актуален, то во многих фиках персонажки утверждают Женскую Власть(тм) абсолютно искренне и незамутнённо
А потом эти люди и в жизни везде видят "синие занавески" из школьных сочинений. В любой фразе, в любом жесте ищут скрытый второй, третий, пятый смыслы. К тридцатнику — зачатки паранойи, к полтиннику, если доживают, возможна полновесная шиза. Проще надо быть, потому что большая часть общения не несёт в себе ничего, кроме того, что было сказано прямым текстом. Хотя, с другой стороны, воспитанные на "синих занавесках" люди и сами начинают их вокруг себя развешивать… Крч, я запутался.
Noncraft > Крч, я запутался.
На мой взгляд, есть "области вранья" (и все связанное с сексом одна из них), которые искажены в своей основе. В основных смыслах и значениях слов.
И есть "области правды", где "сон - это просто сон".
Областей вранья, вообще-то не так уж и много. "Секс", "история", "государство", "политика"... Да и все пожалуй.
Серый Кот, ну так эти области вранья тоже не самозарождаются же, а развиваются в результате воспитания. Потому что ну вроде принято так, стесняться, что занимаешься сексом, мастурбируешь или берёшь взятки. И в то же время, все понимают, что из тех, кто может этим заниматься, так делает если и не каждый, то подавляющее большинство. Вот и вырастает эдакая извращённая толерантность: с одной стороны, "ну не буду же я перед этими убогими хвастаться, как у меня всё хорошо в этом плане", а с другой — "ну не будем же мы хорошего человека обижать, подозревая его во всяком разном".
Noncraft > так эти области вранья тоже не самозарождаются же, а развиваются в результате воспитания.
Нет, индивидуальное воспитание, к сожалению не достаточно. Иначе все было бы проще...
Тут, в первую очередь, очень инерционная эволюция общества в целом.
Это да, воспитание индивида позволяет иногда нивелировать эту чушь на персональном уровне. А так да, разруха не в клозетах и не в газетах, разруха в головах.
Серый Кот
Как-то не выстраивается ряд. Секс - биологическая потребность, все остальное в списке - явления культуры. Соответственно и механизмы "вранья" должны быть разными, нет?
Ольга Эдельберта
Нет. Потому как дело не в контексте, а в том, что с этим контекстом сделали. Если бы в нашем обществе "интимным" считался прием пищи, то тот же кокон лжи был бы вокруг застолий.
Подобный кокон показывает, что внутри есть ложь в основных целях, и она хорошо запрятана в кучу мелкой лжи.
Серый Кот
Окультуривание точно так же касается и таких биологический потребностей, как прием пищи и выведение отходов организма. Запрет какать на площади и "рыбу не едят ножом" - такой же "кокон лжи".
Desmоnd Онлайн
Ольга Эдельберта
Нет. Запрет какать связан с вонью и гигиеной. Что касается еды, помянутой Серый Кот, есть старый рассказ "Какое бесстыдство" Матесона


https://www.e-reading.mobi/bookreader.php/38024/Mateson_-_Kakoe_besstydstvo%21.html
Desmоnd, не, ну такое. Насчёт "не ешь с ножа" все понимают, что это глупое суеверное табу. Ну, может, не все, но таких значительно больше, чем тех, кто не стесняется называть хуй хуем.
Noncraft
>Насчёт "не ешь с ножа" все понимают, что это глупое суеверное табу.

Это не табу, это очень практичный совет. )))
Desmоnd Онлайн
Noncraft
Глупое и суеверное табу - это дебилизм с крайний/последний.
А "не есть с ножа" и "передавать рукоятью вперёд" - это вообще-то выстраданное правило.

Кстати, ни то, ни другое, не табу, а, скорее, правило хорошего тона. В человека, жрущего с ножа, тыкать пальцами не будут. А ребёнку скажут: "вот не делай, как этот дядя".
Desmоnd, Asteroid, ну вы поняли. Переходить улицу на зелёный сигнал светофора тоже, в общем, толковое правило, но с точки зрения безопасности лучше ориентироваться на трафик, а не всякие левые лампочки. И это я не с точки зрения абстрактной логики, а с точки зрения того, кто попадал под превышающий скорость автомобиль, переходя улицу на зелёный.
Noncraft
Судя по всему, ты неправильно переходишь дорогу. )))
Красный свет - это вообще даже не думаешь идти туда. Загорается зеленый, смотришь по сторонам, и только тогда идешь.

И как человек раньше иногда евший с ножа ответственно тебе заявляю - правило появилось не на пустом месте. )))
Desmоnd Онлайн
Asteroid
Есть старая шутка: "Я знаю технику безопасности, как свои четыре пальца".
Asteroid, теперь — правильно. Подхожу к проезжей части, смотрю по сторонам, прислушиваюсь, если видимость ограничена, потом иду. Светофоры? Какие светофоры?

Техника безопасности ведь нужна не для того, чтобы её не нарушали. А для того, чтобы знать, чего именно опасаться, и какие будут последствия, если опасаться неправильно или мало. Но тут мы возвращаемся обратно к "синим занавескам" и моему их восприятию в контексте техники безопасности. Ой, кажется я нашёл ещё одну "зону обмана". Но это почти наверняка личное.
Noncraft
>Ой, кажется я нашёл ещё одну "зону обмана". Но это почти наверняка личное.

Вообще-то нет, недавно я писал о своём почти_ДТП. После этого случая на интуитивном уровне понимаю - насколько уверенность езды по дороге зависит от всеобщей иллюзии взаимного соблюдения правил. Если эту иллюзию разрушить, то более-менее нормальное движение по нашим дорогам будет попросту невозможно.
Хотя это немного другое, не обман.
ПОИСК
ФАНФИКОВ













Закрыть
Закрыть
Закрыть