↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Viola ambigua
7 ноября 2021
Aa Aa
Героиня книги Джейн Остен «Мэнсфилд-парк» — аутистка?
Фанни Прайс — одна из самых сложных для восприятия героинь романов Джейн Остин. Некоторые читатели ее просто не переносят, даже ненавидят. У меня именно из-за нее роман не входил в число любимых — она вся такая болезненная, робкая, трепетная, это бесит. Однако тут я взяла его перечитать, впервые после долгих лет и уже с новым жизненным опытом общения с разными, сложными людьми. И по прочтению у меня возникла мысль: Джейн Остен, (небось даже первая из писателей) оставила подробнейшее описание, что чувствует девушка в аутическом спектре — молодая, не отрастившая самозащиты, в окружении бесчувственных энергичных экстравертов, которые постоянно ее шпыняют. В общем-то, и ее постоянные проблемы со здоровьем тоже от этого — психосоматика.

Оказалось, не мне первой пришла эта мысль. Вот что пишут в иностранном интернете.

Источник: https://www.reddit.com/r/books/comments/phqkla/austens_mansfield_park_do_you_read_fanny_price_as/
Автор: u/kittofhousemormont

«Мэнсфилд-парк» Остин: вы воспринимаете Фанни Прайс как аутичного / нейродивергентного персонажа? Изменит ли это ваше восприятие романа?

(дисклаймер: мой вопрос не о том, аутичен этот персонаж или нет, задумано ли так, а больше о том, что если держать эту идею в голове, то как это влияет на ваше восприятие истории)

Для меня взгляд на Фанни Прайс как на низкофункционального аутиста (не уверен, что термин верный / UPD: Не верный. Высокофункционального. "Низкофункциональный" -- это такой, который разговаривать не умеет.) сделал "Мэнсфилд-парк" более интересной для восприятия книгой. Объясняю.

Я почти не встречал людей, которым бы нравился "Мэнсфилд-парк", и почти все, кому не нравится эта книга, основной причиной этого называли Фанни - крайне пассивную и и тихую героиню. Она не такая "яркая и искрящаяся" как Эмма или Лиззи Беннет, или уверенная, как Элинор Дэшвуд, у нее нет живости и радости Кэтрин, сложности и зрелости Энн Эллиот. Мне попадалось слово "вялый, безжизненный". Она не играет (в буквальном смысле слова) и почти ни на что не реагирует, если не считать реакций в ее собственной голове. Вещи случаются с ней сами. Она размышляет о них. Вот и все, что можно сказать о том, как она влияет на сюжет. Ничего в ее описании не делает ее интересной, неотразимой героиней.

Но после недавнего перечитывания я обнаружил, что могу игнорировать сюжет и начать уделять больше внимания ее действиям и реакциям, и они начали казаться мне знакомым. Я не специалист по нейродивергенции, но я обучался и общался с большим количеством взрослых с аутизмом, включая членов семьи (и, возможно, меня). Некоторые вещи показались мне знакомыми:

Фанни кажется очень чувствительной к шуму. Она предпочитает общество леди Бертрам, которая постоянно посылает ее что-то принести или просит помочь с чем-угодно, но зато никогда не повышает голоса и не болтает чрезмерно, компании миссис Норрис, которая не просто ужасный человек, но также персонаж, который неоднократно и прямо описывается в качестве человека, который постоянно себя чем-то занимает и беспрестанно разговаривает. У нее болит голова или она сразу устает в компаниях и на больших мероприятиях. Портсмут, увиденный глазами Фанни, описывается через шум этого города -- детально описаны звуки ее большой семьи, живущей в тесноте, как и ее страдания от попыток приспособиться к этому. Она предпочитает природу, а не общение с людьми, а также уединенные хобби -- читать или ухаживать за растениями, а не то, что требует компании.

Фанни строго соблюдает «правила» и чувствует себя очень неуютно, когда люди нарушают их на ее глазах. Это наиболее заметно в поездке в Сотертон с инцидентом с запертой калиткой, но эту ее реакцию можно увидеть повсюду в книге, когда происходит что-то «неподобающее». Она очень расстраивается, когда ей приходится принимать решение, не понимая «правил», которыми нужно руководствоваться в своем выборе.

Фанни изо всех сил пытается понять мотивы людей, а часто просто понять людей. Когда она сталкивается с чьими-то словами, которые расходятся с тем, что эти же люди говорили или поступали раньше, ей трудно разобраться с этой ситуацией без совета Эдмунда (см. ситуацию с Мэри Кроуфорд).

В доме у нее есть укромное убежище, куда она сбегает всякий раз, когда испытывает стресс или нуждается в обработке. Оно ей так необходимо, что даже гнев миссис Норрис насчет того, что это слишком большая роскошь для девушки, не останавливает Фанни, хотя обычно она сдается перед такими обвинениями.

Когда Фанни впервые приезжает в поместье, она полностью выбита из колеи всем новым и отличающимся в этом доме, она не может ни есть, ни действовать без слез и волнения, она вообще не может встроиться в этот быт, пока кто-то не выступит ей проводником в него и не учтет ее потребности. Даже в этом случае прогресс оказывается медленным.

Ей трудно смотреть в глаза людям, особенно если это связано с какими-либо эмоциями. Фактически, она затрудняется говорить свободно со всеми людьми на любые темы.


Во многом это можно связать с тем, как ее воспитывали в Мэнсфилд-парке и как ее там третировали (почти наверняка Джейн Остин и намеревалась это показать, насколько мы можем судить). Однако мне интересно, сталкивался ли кто-нибудь еще с этой интерпретацией раньше и как это повлияло на их чтение романа!

______________

Комментарии на реддите:

Люди с аутизмом, особенно женщины, часто очень чувствительны к эмоциям, как высказанным, так и невысказанным, которые их окружают. Просто они часто не знают, как правильно на них реагировать, и это вызывает у них беспокойство. Часто они удаляются или ничего не говорят в целях самозащиты, но люди считают, что они бесчувственны. Кстати, мне нравится этот взгляд на Мэнсфилд.

Для меня это имеет большой смысл. Я один (одна) из немногих, кого я знаю, кто искренне полюбил(а) "Мэнсфилд-парк", когда я впервые его прочел (прочла). Я прочно отождествляю себя с Фанни и нахожу ее привлекательной и интересной. Ее опыт событий очень похож на мой собственный; люди делают что-то вокруг меня, я лишь иногда включаюсь, и я трачу много времени на разбор этих событий и их анализ. Люди, которые слишком эксцентричны или пренебрегают правилами, раздражают и расстраивают своим присутствием. Я также борюсь с усталостью, нуждаюсь в времени на природе, нуждаюсь в четко определенном безопасном пространстве, не могу справиться с шумом. Я -- в спектре аутизма, хотя я очень хорошо маскируюсь, и немногие люди в моей жизни, вероятно, догадались бы без моего признания об этом. Чтение истории Фанни всегда было для меня успокаивающим и расслабляющим; вот тот, у кого такие же трудности, как и у меня, который преодолевает их и получает холодный счастливый результат.

_________________

Комментарии из моего фейсбука:

Мне это объяснение нравится, потому что мне всегда казалось немного странной чрезмерная кондовость Фанни, не в тех ситуациях, когда другие реально косячили, а во вполне безобидных. То есть понятно, когда она осуждает помолвленную Марию, откровенно флиртующую с Генри, или опасается последствий спектакля, но ее возмущение на резковатые, но разумные замечания Мэри, веселья у Рашворта, или осуждение общения Тома и Генри, которые абсолютно за рамки не выходили, прямо хочется спросить, да что они слелали-то? А болезненная чувствительность аутиста, который малейшее нарушение правил воспринимает как потрясение мира, это отлично объясняет. Мне кстати всегда было Фанни жалко, хоть да, ее твердолобость подбешивала. А когда ее сэр Томас отчитывал, что она отказала хорошему жениху из-за того, что он ей видите-ли не по душе, а она обливалась слезами и уничтожала себя за высокомерие, было прямо больно за нее.

Там, если правильно читать, видно, что она действительно использует "приличия", но потому что это ее способ отмазки от гиперактивных: "нет, я не буду танцевать с вами третий танец, это не прилично [я ужасно устала, у меня нет сил, но если я скажу это вслух, меня начнут высмеивать за слабость, как обычно]"

У меня знакомая в спектре, к счастью, именно, что в легком, так она именно так и сказала, что Фанни очень умная: заучила правила игры и оборачивает себе на пользу.

Меня еще поразило, что в комнатах у нее постоянно холодрыга, а у жизнерадостных топят. Заболеешь тут. И выбор между комфортной температурой и уединением.

Кстати, похоже, что ее родная тетка леди Бертрам, которая предпочитает вообще не шевелиться и с дивана не вставать = аналогично. В текст еще описано, что вот Фанни с ней легче и проще всего, действительно хорошо вдвоем.

Я кстати никогда не считала, что леди Бертрам лежит никому не нужным мешком на диване, всеми позабытая и прочее. Наоборот, мне кажется, леди Бертрам полностью хозяйка положения, и устроилась в семье так, как ей надо. Ею никто не пренебрегает, муж относится к ней очень внимательно и уважительно, каждый раз, когда она его зовет, он немедленно отвечает, всякое ее пожелание исполняется. Дети не смеют раздражать мать и пренебрегать ею. Кстати, очень показательный момент, что миссис Норрис, при всех своих долгих стараниях стать хозяйкой в доме вместо сестры, ничего не добилась. Все, что ей разрешают, это шпынять Фанни, и то, пока леди Бертрам не обратила на Фанни внимание, и командовать по мелочам. И перед леди Бертрам миссис Норрис суетится, подлизывается и угодничает, потому что понимает, прояви она к сестре малейшее неуважение, сэр Томас ее выпнет из дома в момент. По сути, леди Бертрам на сестру спихнула всякую суету, а сама спокойно аутирует на диване, и никто в семье не смеет тревожить ее всерьез. А с мужем у нее полная гармония в отношениях.

Для меня в свое время было открытием, что Фанни многих бесит, вот и Шульман тоже «"Мэнсфилд-парк" — это прекрасная зрелая Остен, но трудно любить Фанни Прайс, полуживого подкидыша, тайно ненавидящего своих благодетелей, чье счастье приходит тогда, когда все здоровые и шумные, красивые и веселые опозорены, изгнаны или заболели, и тут-то на руинах приютившей ее семьи эта змейка-коротенькая шейка свивает свое гнездо с давно присмотренным кузеном. Чтобы сделать такого хилого упырька предметом читательского сочувствия, надо или вовремя его уморить, как делали Диккенс и Достоевский, или придать здоровую дозу агрессии, на что решилась Шарлотта Бронте».

В какой-то момент поразил персонаж другого романа Остин, которому было важно помнить, сколько деревьев в парке и сколько окон на фасаде усадьбы. Забывал число - нервничал. Мистер Коллинз.

Действительно это оживляет персонаж. Меня не бесит Фанни, вполне принимаю ее, как и Мэри Крофорд, - М-П очень люблю за возможность разных перевертышей и альтернативных ветвей развития событий, которые просвечивают из-за всех углов. Мне кажется, автор, при всем сочувствии, часто относится к Фанни иронично (как и ко всем прочим), и она не в полной мере протагонист. Второй кусочек протагониста, существенно меньший, кажется, все же достается Мэри.

Да, я страшно удивилась, когда узнала, что Фанни Прайс многих бесит. Я то ее очень хорошо понимала в силу... хм... сходных проблем.

ничосе
иностранцы там еще интерполировали, что отец-алкоголик до того, как 9-летнюю Фанни от многодетной семьи отлучили, успел ее molested.

ну и обычный абьюз очевиден
https://jasna.org/persuasions/printed/number13/ray.htm

Если принять версию о том, что у нее легкое аутичное расстройство, семейное насилие в детстве (тут даже можно рассматривать как факт), постоянные укоры родственников и отсутствие терапии (за неимением такой), то, мне кажется, она держится очень хорошо и успешно изучила все правила общественной игры и неплохо им следует. Но это - мое мнение, могу и ошибаться.

Но у нее здоровье очень плохое. Это похоже на психосоматику. За три месяца в "родном доме" она сильно сдает, в первую очередь от постоянного шума (об этом страница текста).

Мне сейчас параллельно принесло обзор Мэнсфилда, там автор развивает тему, что это в первую очередь сатира на классический образ инженю. В Нортенгерском аббатстве Остин троллит готический жанр, а в Мэнсфилде - романтические романы.

Еще в копилку: первое самостоятельное действие Фанни (это специально подчеркивается), которое она сделала без разрешения и сама восхитилась своей решительностью -- во время ужасной шумной жизни в Портсмуте САМОЙ записаться в библиотеку и начать брать книги на дом. Характерно, что ее сподвигли на нетипичную самостоятельность именно книги.
https://shakko.ru/1715135.html
7 ноября 2021
20 комментариев из 30
Ложноножka

А Энн я люблю) Хоть мне и больно видеть каждый раз, как на ней "ездят", особенно сестры.
я тоже люблю, кстати. Но идеальной не считаю. И Эмма самая раздражающая, да. Кажется, её не любили и сестры Джейн?
Viola mirabilis, прочла сейчас предложенную статью на дзене - признаться, она мне не особо понравилась. Тут, имхо, перекос в другую сторону. Многое также притянуто, как и в статье про аутизм. Например, приведенные строчки про радость Фанни, к-ая возвращается в полный горем Мэнсфилд - я воспринимала всегда не как свидетельство жуткого эгоизма Фанни, а как знакомое многим вполне человеческое чувство, когда тебе хорошо, а кому-то плохо, и одно с другим как-то связанно. И с одной стороны, стыдно за свою радость. А с другой стороны - от неё невозможно отказаться. Или почтение Фанни к дяде и тетке - почему лицемерие и ханжество? Фанни вполне искренне им благодарна. Или ужас, когда она видит свою родную семью. Пусть автор статьи заглянет к неблагополучным родственникам, сомневаюсь, что он испытает умиление.

Мне кажется, что один из талантов Остин в том, что при том, что она отдает должное типажам своего времени (прямо или опосредованно - через пародию), она создает героев, близких к людям! У неё нет идеальных героев или абсолютных злодеев. И это прекрасно!))

Viola mirabilis
Полярная сова
Согласна. В статье, на которую ссылается Иванна, упоминается, что Остин считала Энн слишком хорошей.

Не знаю, как это звучало у Остин - посмотреть бы контекст. А то автор статьи контекст, видимо, "любит". Но в любом случае мне всегда было сложно воспринимать Доводы рассудка и героев этого романа.
Но я никогда не могла понять, что особенно хорошего и самоотверженного в том, чтоб отказать жениху потому, что он невыгодная партия. Уже после обручения отказать. Ну да, это благоразумно. Но что в этом идеального?
ППКС! Это разумно, это вполне по-человечески, но идеально?..
Показать полностью
Ложноножka, Viola mirabilis, а я люблю Эмму)) За неидеальность - ну да, иногда она бесит, иногда попросту выглядит забавной, но в основе своей она порядочный человек, у которого есть ум и чувство юмора, при всей её избалованности и неуёмных фантазиях, идущих от праздности.
Полярная сова
прочла сейчас предложенную статью на дзене - признаться, она мне не особо понравилась. Тут, имхо, перекос в другую сторону. Многое также притянуто, как и в статье про аутизм. Например, приведенные строчки про радость Фанни, к-ая возвращается в полный горем Мэнсфилд - я воспринимала всегда не как свидетельство жуткого эгоизма Фанни, а как знакомое многим вполне человеческое чувство, когда тебе хорошо, а кому-то плохо, и одно с другим как-то связанно. И с одной стороны, стыдно за свою радость. А с другой стороны - от неё невозможно отказаться. Или почтение Фанни к дяде и тетки - почему лицемерие и ханжество? Фанни вполне искренне им благодарна. Или ужас, когда она видит свою родную семью. Пусть автор статьи заглянет к неблагополучным родственникам, сомневаюсь, что он испытает умиление.
ППКС.

Ложноножka
я об этом: "Но отказывая жениху, Энн руководилась не одной себялюбивой осторожностью. Не вообрази она, что блюдет его благо более собственного, едва ли бы она его прогнала. Мысль о том, что ее самоотречение служит прежде всего к его же пользе, утешала ее во время горького прощанья — прощанья окончательного; а в утешении была у нее большая нужда, ибо ко всему он не верил ей, с ней не соглашался и был горько оскорблен таким решительным отказом." И в конце, емнип, и капитан соглашается с тем, что она была права. Я допускаю, что я просто не понимаю, в чем было его благо, но я таки не понимаю. В том, что он не был в молодости обременён семьёй и детьми?
Показать полностью
Мне нравится экранизация МП 1983 года. Она снята строго по книге, без той кошмарной отсебятины, которой отличаются две следующие экранизации. И Фанни там выглядит нормальной) она чопорная и несколько суетливая, не ангел-инженю. И заметно, конечно, что Остин посмеивается над ней так же, как над всеми своими персонажами.
Viola mirabilis
Мне нравится экранизация МП 1983 года.
Смотрела ее. Помню, мне многое там понравилось: общее настроение, наряды, пёсель леди Бертрам)) А по актерской игре очень зашли леди Бертрам, (внезапно!) миссис Норрис, Том и мистер Рашуот. А еще Мария, но Саманта Бонд мне нравится везде, где вижу) А вот Эдмунд и Фанни из этой экранизации вообще не зашли, и это очень обидно. И если с Эдмундом все понятно, просто актер внешностью не попал в тот образ, что был у меня в голове, а вот насчет Фанни, у меня было такое чувство, что актриса по жизни очень бойкая и решительная, и в некоторых сценах эта энергия из нее так и прорывалась наружу, и это не позволяло мне ей верить.
Кстати, это не единственная ее экранизация Остен, годы спустя она сыграла миссис Аллен в "Нортенгерском аббатстве")
Ложноножka
А по актерской игре очень зашли леди Бертрам
я её там просто обожаю))) Эдмунд объективно страшненький...
актриса по жизни очень бойкая и решительная, и в некоторых сценах эта энергия из нее так и прорывалась наружу, и это не позволяло мне ей верить.
наверное это именно то, что я назвала суетливостью)) мне не мешало, вписалось в образ.
миссис Аллен
да-да! и очень там мила)
Любопытно, хотя я не думаю, что у Фанни было какое-то расстройство. Скорее, она просто мягкий, скромный человек, которого затюкали родственники. Кстати, я одна из тех немногих, кому "Мэнсфилд-парк" нравится. И Фанни мне симпатична, при всей внешней слабости у неё есть своё собственное "я". Вы только подумайте, её с детства третировали и унижали, а у неё всё равно сохранилась способность формировать и отстаивать собственное мнение. Никто не смог уговорить её принять предложение Генри Крофорда, это же какую твёрдость надо было иметь - на её месте! Любимые дочери, богатые и избалованные, и то сдавались, шли, за кого приказывали...
Иногда мне казалось, что у героини другого известного произведения есть аутизм. У Бесс Марч из "Маленьких женщин". Но я не специалист, это так, догадки.
мисс Элинор
Никто не смог уговорить её принять предложение Генри Крофорда, это же какую твёрдость надо было иметь - на её месте!
согласна. Кстати, автор с Дзена, которая доказывает, что Фанни эгоистка, ханжа и лицемерка, этот момент опустила.
И еще немножко размышлений про "Гордость и предубеждение" vs "Мэнсфилд парк".
Не знаю, кому как, а мне давно видится между ними определенное сходство. В сюжетных ходах, в том, как показано взаимодействие героев, но - в зеркальном отражении.
Например, в обоих романах присутствует "любовный треугольник": героиня, герой и соперница. В МП это Фанни, Эдмунд и Мэри, в ГиП - Элизабет, Дарси и... а вот тут интересно)) Если судить по поступкам, то соперница - здесь мисс Бингли. Липнет к Дарси, восхищается всем, что у него есть (письмами, библиотекой в Пемберли, сестрой, характером etc), когда замечает, что тот неравнодушен к Элизабет, пытается ту принизить ("дорогая теща" будет жить с вами в Пемберли?; так подурнела и погрубела, что и не узнать). Но несмотря на все ее труды в глазах практически всех героев истинная претендентка на руку и сердце мистера Дарси не она, а его кузина мисс де Бер))
В какой-то момент они собираются все в месте под крышей Розингса: мистер Дарси, его кузина и Элизабет. Последняя привлекательна внешне (несколько мужских персонажей считают ее таковой), остроумна, умеет держаться в обществе и поддержать беседу, музицирует, у нее живые темные глаза - прелесть, а не героиня! Мисс де Бер на ее фоне смотрится печально: бледная, болезненная, на пианино не играет, все время молчит (по-моему, она не произносит на страницах ни одной фразы).
У Дарси же есть деньги, мозги, и нет родителей, в выборе его никто не ограничивает, соответственно и выбор его читателей не удивляет.

И это выглядит таким простым и предсказуемым, и потому мне чудится, что "Мэнсфилд парк" был задуман (хотя бы отчасти) как вызов автора себе же самой, а что если сделать наоборот? Отобрать у героини весь шарм, всю внешнюю привлекательность и отдать ее сопернице?
И что мы видим: Фанни, глав героиня, описывается как худенькая, бледненькая, болезненная, (из-за своего положения) очень молчаливая и почти незаметная, музыке и пению не обучена. И на контрасте с ней Мэри Кроуфорд - изящная барышня с живыми темными глазами, остроумная, играет на арфе... и к тому же при деньгах, а Фанни бесприданница.
Ну правда же, такое противостояние интереснее, чем Лиззи vs мисс де Бер?))
Показать полностью
Полярная сова
прочла сейчас предложенную статью на дзене - признаться, она мне не особо понравилась.
Я вот тоже сейчас прочла, и меня не отпускает чувство, что данная статья гораздо больше говорит о своем авторе, чем о героине.
К несчастьям кузин и Тома — она практически равнодушна хотя жила с ними всю сознательную жизнь и те «щедро одаряли ее игрушками»
Про болезнь Тома неправда, а что до кузин, автор очень мило игнорирует тот факт, что свои "несчастья", т.е. побег от мужа с любовником и побег в Шотландию с тем, кто первым под руку попался, они устроили себе самостоятельно.
Отдельно доставляет, что автор вставляет в свою писанину цитату из романа «щедро одаряли ее игрушками», что как бы должно доказать ее, писанины, правоту. Только в "цитате" отсутствует весомый кусок.
им только и пришло в голову щедро одарить ее кое-какими наименее любимыми своими игрушками и предоставить ее самой себе


Из всего своего кровного семейства она отметила своим расположением лишь Сьюзен, которая стала льстить самой Фанни.
Из своих денег купила для младшей недешевый серебряный ножик, чтобы обеспечить мир в семье. Сразу по приезду села за шитье, и только благодаря ее вкладу Сэм отправился в море с почти половиной требуемого белья. Была терпелива и ласкова с младшими братьями (одного из которых она нянчила в младенчестве!), объясняя им как надо и не надо себя вести. А где уж там автор статьи увидел лесть, не знаю, мне из-под фейспалма не видно.


Автор статьи откровенно предвзят, для подтверждения своих идей использует то персонажей других романов (ставит в вину Эдмунду слова мистера Коллинза), то искаженные цитаты, а все вместе это просто раздражающий поток сознания (((
Показать полностью
Ложноножka
Ну правда же, такое противостояние интереснее, чем Лиззи vs мисс де Бер?))
несомненно!)) А ведь правда Мери похожа на Лиззи.
С вашим мнением о статье полностью согласна (или мы переходили на "ты", когда делали фандом Вудхауса?).
Viola mirabilis
или мы переходили на "ты", когда делали фандом Вудхауса?)
Не помню, вроде да? Но можем перейти сейчас, я только "за")
Если продолжить сравнение, то мне сэр Томас всегда казался будущим Дарси, если бы тот все ж таки женился на кузине Энн. А судьба миссис Прайс - это будущее Лидии!
а миссис Норрис - будущее Элинор Дэшвуд)))
шутка)
Viola mirabilis
а миссис Норрис - будущее Элинор Дэшвуд)))
нидайбох О_о
Вспомнила еще один момент, который меня всегда озадачивал в "Мэнсфилд парке" - деньги и домохозяйство в семье Прайсов.
На момент примирения миссис Прайс с мэнсфилдской родней, у нее было восемь детей и девятый на подходе а также
муж, негодный к службе, однако же всегда готовый выпить в компании приятелей, и весьма скромные средства для удовлетворения всех нужд
Все плохо, короче, хотя подробностей нам не показывают.
Восемь лет спустя Фанни приезжает погостить. Папенька все так же негоден и выпивает, общее количество детей осталось прежним (хотя кто-то умер, а другие успели родиться), хотя сами дети подросли и старшие, наверное, уже что-то зарабатывают... Как бы то ни было, живут бедно (в доме холодно, одна свечка на комнату), питаются абы чем... но в доме две служанки! Как так? Мну такого не понимать О_о
Ложноножka

Почему две? В доме одна служанка - негодница Ребекка. Это называлось "прислуга за все" и считалось самым низкостатусным вариантом для прислуги. А еще это самая нижняя граница благородной бедности, предполагающая доход 150 - 200 фунтов в год. Ниже - уже нельзя держать прислугу и все - вы больше не леди. А работы нормальной хозяйке в доме без водопровода и газа и при служанке было с избытком. Другое дело, что миссис Прайс ее не делала или делала еле-еле.

ЗЫ. Примерно на ту же сумму в конце "ГиП" посажены Лидия с Уикхемом (100 фунтов Лидии + 80 жалованья Уикхема). И могли бы оказаться все сестры Беннет с матушкой во главе, ежели бы старшенькие так удачно не вышли замуж.
ivanna343
Две! Специально сейчас заглянула уточнить)
После приезда Фанни сидит в шоке и созерцает то папеньку, то прибежавших галопом братцев, и тут Сьюзан и вторая служанка приносят чай. И по inferior appearance этой второй Фанни понимает, что впустившая их в дом Ребекка тут the upper servant))

Я догадываюсь, что труд слуг в те времена стоил не слишком дорого, например, в "Разуме и чувствах" миссис Дэшвуд имея 500 фунтов в год оставляет двух горничных и лакея. А миссис Дженнгс планировала пристроить в горничные к Эдмунду и Люси какую-то знакомую девушку, и когда выяснилось, что у них и 400 в год не наберется, сразу пошла на попятный, мол им понадобится служанка покрепче, а этой знакомой я другое место поищу)
И даже у очень бедных Бейтсов была какая-то служанка в доме, но что у Прайсов их аж целых две - вот что меня поразило))
Вторая, скорее всего, несовершеннолетняя девочка. Ей можно соответственно платить еще меньше. Горничная в приличном доме получала 5 фунтов в год (для сравнения - гувернантке платили от 25 до 50), но это с едой и местом для спанья (назвать его кроватью можно было не всегда). Так что еще пара фунтов - и можно держать девочку. Учитывая размер семьи и трудолюбие миссис Прайс, даже необходимо.

Бейтсы - это как раз классический случай благородной бедности и будущая судьба миссис Беннет с дочками - у них было бы 200 фунтов на всех (4% от 5000 приданого миссис Беннет). Но даже в этом случае это еще не полная катастрофа. В гувернантки барышень бы, конечно, не взяли (образование подкачало), но вот замужество на ступень вниз - вполне. Потому что то, что для Бейтсов или Беннетов благородная бедность, для арендатора и лавочника - вполне себе зажиточность (там доход был на уровне 100 - 130 фунтов). И 50 фунтов девиц Беннет - вполне себе приданое. Правда, ценой потери статуса.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть