↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Jane W.
6 декабря 2021
Aa Aa
#писательское #фикрайтерское #вопрос
Вот все знают, что есть три типа повествования: от первого лица, третьего и второго. Последнее - как тот суслик, которого никто особо не видел, но оно есть) А я хотела поговорить... даже хз, как сформулировать. О степени погружения в персонажа? О глубине фокала? В третьем лице. Например, считается, что не дело описывать, как фокальный персонаж выглядит со стороны (допустим, выражение лица), потому что, несмотря на третье лицо, мы как бы смотрим его глазами. Или иногда все-таки можно? А вот еще иногда в авторской речи кажется уместным передавать мысли персонажа без цитирования, а иногда нет. Например:
1. Ночью Драко услышал подозрительный звук. Оказалось, что это Волдеморт сидит на кухне и жрет имбирных тритонов. Вот гад! Так в мэноре скоро вообще ничего сладкого не останется!
2. Ночью Драко услышал подозрительный звук. Оказалось, что это Волдеморт сидит на кухне и жрет имбирных тритонов. Драко подумал, что повелитель - тот еще гад, и так в мэноре скоро вообще ничего сладкого не останется.
3. Ночью Драко услышал подозрительный звук. Оказалось, что это Волдеморт сидит на кухне и жрет имбирных тритонов. "Вот гад! - подумал Драко. - Так в мэноре скоро вообще ничего сладкого не останется!"
По идее, тут разная степень близости с героем. Накладывает ли каждый из этих вариантов какие-то обязанности или ограничения? Допустим, в отношении того же взгляда со стороны, описания эмоций или чего-то еще?
6 декабря 2021
20 комментариев из 47 (показать все)
П_Пашкевич
У меня есть под рукой такой оридж. Вроде бы во втором лице (и в настоящем времени, да), но... вот все же наверное в первом).. Но в то же время во втором. А вот что еще из второлицых читала, не вспомню хоть убейте :) Надо найти что-нибудь без первых лиц, чтоб чисто второе было.
Но вообще, каждый из этих вариантов просто служит своим целям. Если хочется отстраниться и понаблюдать взглядом всевидящего автора, вариант № 2 очень хорош. Например, хочется показать сцену целиком, передать, скажем, чувство неизбежности, неотвратимости, игру фатума, и тогда хочется дистанцироваться от персонажа.
Kedavra
То есть это будет нечто "Здравствуй, мой маленький друг! Сейчас я расскажу тебе сказку о том, как ты..." 😀

Ну можно, наверное. Хотя, пожалуй, это изыск, непонятно что дающий. Помогает ли он читателю лучше погрузиться в образ фокального персонажа? Не уверен.
П_Пашкевич
Вот второе лицо, видимо, должно давать читателю ощущение полного погружения в персонажа, должно возникать чувство, что происходящее, происходит с ним. Ну... я так думаю. Тогда понятно настоящее время (оно тоже дает большую погруженность и больше динамики). Однако... где его использовать, чтоб не хватало обычных приемов, я даже представить себе не могу (стало интересно и захотелось попробовать :)) Но то, что я читала, если не ошибаюсь, все же всегда было помесью с первым лицом и не сказать что давало бы какой-то особенный эффект.

Вот пример:

Время от времени ты кидаешь на меня взгляд, и я невольно отвожу глаза в сторону. Как обычно, меня посадили справа от тебя, и между нами лишь два человека — твоя любовница и твой семилетний сын. Да, я хорошо знаю свое место. Я только младший брат, которого ты вынужден был воспитывать долгие восемнадцать лет, благодаря блядской натуре матери и постоянному проживанию отца в местах не столь отдаленных.

О, боги! До чего же много народу! Как противно смотреть на эти фальшивые улыбки и слушать льстивое блеянье дрожащих от страха овец! Как же я ненавижу тебя за то, что ты заставил меня приехать…

Ну и... что бы изменилось, если бы вместо "ты" был "он"? Атмосферность? Ну... возможно... немного. Ощущение близости персонажей из-за постоянного псевдодиалога? Ну... может быть. Но сильно ли? Не знаю, если честно.
Показать полностью
Я, кажется, все использую.
Kedavra
Я думаю, погружение даст скорее первое лицо, чем второе. Более того, второе лицо даёт, пожалуй, ощущение некоего насилия автора над читателем. :)
Ангел39
Ну и правильно! Глупо в чем-то себя ограничивать! :)
П_Пашкевич
Хм... тоже, кстати, вполне себе может случиться такой эффект)) Я вот даже не подумала об этом.
Kedavra
Это всё ещё просто первое лицо, где персонаж обращается внутри себя к другому персонажу, это не второе лицо. Второе лицо, это вот так, например (чтобы далеко за ссылкой не вставать).

Ты ненавидишь большую часть средств волшебного передвижения, и этот не исключение. Подобный способ не предназначался для высокоразвитых существ, поэтому никто и не подумал о комфорте тварей. Хотя полет — прекрасен. Отличная метла, гиппогриф или фестрал — великолепный способ путешествовать. И почему в Великобритании запрещены волшебные ковры? У тебя есть замечательная метла, подарок крестного. Как и сову, взять её с собой возможности не было. Ты думаешь, что кто-то из твоих так называемых друзей будет ею пользоваться — или тот шумный тип, или одна из претенденток на роль твоей девушки. На самом деле, это даже не имеет значения. Сосредотачиваешься на бегущих мыслях, пытаясь не думать, насколько выбивает из колеи такой вид передвижения. В конце концов, ты привык к неудобствам. Этот термин фактически описывает твою жизнь с двухлетнего возраста. Иногда ты спрашиваешь себя, а не посмеет ли Вернон в один прекрасный день попытаться потребовать почести за «закалку маленького мерзавца».

В конце концов, путешествие закончено. Надеешься, такого больше не случится. Часы официально отсчитывают последние пять минут в твоей жизни. К счастью, когда ты возвращаешься к своей человеческой форме, чары пузыря все еще держатся. Это хорошо по двум причинам: во-первых, вы понятия не имеете, насколько здесь «хорош» для дыхания воздух, и, во-вторых, волшебный город находится на склоне горы, и он полон мертвецов, так что вряд ли местный аромат вызовет твое восхищение.

Bungle in the Jungle: Harry Potter’s Adventures
Показать полностью
Lost-in-TARDIS
Но ведь и в вашем примере рассказчик - не тот, кто представлен во втором лице. Другое дело, что в предыдущих примерах персонаж во втором лице не был фокальным. Впрочем, и это преодолимо. Если бы в той же самой переписке пишущий, вспоминая адресата, начал бы приписывать тому некие мысли и чувства, то нечто похожее получилось бы.
П_Пашкевич
В вашем примере с письмом есть "я", который говорит "ты". И этот "я" находится внутри текста, он тоже персонаж, и он в одной плоскости с тем, к кому он обращается (и этот текст — от первого лица).

Но бывают тексты чисто во втором лице, беспримесно, как, например, здесь: Someone to hold on to. Тут вовсе нет никакого "я", ему не соответствует ни персонаж какой-либо, ни даже автор. И обращение "ты" — чистый художественный прием, за которым нет личности говорящего.
Вкксовщина. Могу сказать как читатель - 1й вариант обычно не предпочитаю - слишком фамильярно. Обычно, это один из маркеров чтобы дропнуть.

3 вариант, в данном конкретном случае выглядит чуть громоздко. Но когда это большой текст, то это воспринимается нормально.
3 и 2й - я бы выбрала.
А вот интересно, кто как считает, настолько нормально переключаться с автора-наблюдателя, который плащик развевающийся разглядывает, на фокал героя в рамках одного произведения, но, разумеется, в разных сценах? Или лучше выбрать один путь и держаться его?
А тексты, полностью написанные от второго лица, у меня вызвают ассоциации с тестами для девочек) Раньше такие были очень популярны, типа "Как пройдет твое свидание с Хагридом?", "Твоя история в Хоге" и т.д. Там, как правило, было много текста, и он был написан как раз от второго лица))
Jane W.
Можно. Но осторожно.
Если нужен подробный и полный разбор, когда и в каких пределах целесообразно переключение точек зрения, то на этот счет есть классическая работа – филологическая, но не очень заумная:
Б.Успенский. Поэтика композиции
nordwind
Ого! Спасибо)
InCome
Заглянул. Обнаружил, что, читая такой текст, ощущаю себя прокурором, зачитывающим обвинительную речь. Причём речь чужую, не мной написанную.

Ну что я скажу? Дело вкуса. Но ни автор, командующий читателем (это если настоящее время), ни читатель, оказавшийся в роли прокурора (если оно прошедшее), мне душу не согрели. А вот вариант "эпистолярный", в котором есть персонажи и во втором лице, и в первом, и, вероятно, в третьем, - с этим я, вполне возможно, поиграюсь как автор.
Аж захотелось поэкспериментировать с фокалом и переключением лица на лету. Надо будет подумать.
Тема глубины и переключения фокала очень интересная и сложная ,у меня по ней в основном вопросы. потом как-нибудь почитаю то, что советовала nordwind.
А я приведу пример второго лица, которое мне нравится. Это фик (по сеттингу ГП, но не по ГП), где главный герой показан в основном глазами нескольких других - фокальных - персонажей, но есть вставки-интермедии, раскрывающие его мысли, и они написаны от второго лица.
правда, сейчас я выбирала и заметила, что даже второе лицо там используется очень скупо, написано сухо и обезличенно, поскольку персонаж очень замкнутый и скрытный.

Итог: высоко ты или низко, по своей воле или по чужой, едва ли хоть один из тысячи поймёт, зачем ты там находишься и что делаешь. Это напоминает об истине, которой нет, и о миллионе маленьких личных правд. Не прекращать бороться, когда тебе ставят палки в колёса, бывает не так уж сложно. Гораздо труднее впервые ощутить себя плывущим по течению и неспособным влиять на его путь.
Воспоминания о герое
Круги на воде
А вы не знаете, что можно почитать на эту тему? Чтобы не по верхам, а глубоко воткнуть. Кроме Успенского. Читая Успенского, я втыкаю только в своё слабоумие и неспособность понять мысль великого учёного.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть