↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Еловая иголка
сегодня в 14:09
Aa Aa
Этично ли читать чужую переписку и дневники?

Нашла проект "Прожито", который занимается оцифровкой и расшифровкой подобных, эээ... документов для частного пользования. Прям не знаю. Мне кажется это за гранью приличного.

Как будто такая литература хороша для исследователей, а вываливать ее на всеобщее обозрение мне кажется неправильным.

С другой стороны большой популярностью пользуются подобные книги. Что думаете.
сегодня в 14:09
53 комментария
Глиссуар Онлайн
Как историк советую сразу писать дневники с расчетом, что в них будут копаться историки.
Я бы читал
И дал бы почитать свое, при условии что я уже сдох
Если обезличеные, то почему нет, как исторический документ. Если ты известная личность, то сразу расчитывай, как выше сказали.
Мне кажется, что если человека не знаешь лично, то читай себе на здоровье. Если знаешь, то только после его смерти спустя какое-то время.
november_november Онлайн
После смерти -- этично. Человеку самому это уже не повредит, а читающим может помочь разобраться в себе, взглянув на чужую жизнь.

При жизни -- нет (вернее, только с явного согласия автора текста), т.к. может доставить проблем живущему.
Хороший проект. Жаль, я о нём не знала раньше. Пришлось вручную оцифровывать толстенную рукопись. Правда, это не дневник был, а черновик фанфика
Netlennaya Онлайн
Хороший проект. Кладезь для авторов-историков.
Как историк советую сразу писать дневники с расчетом, что в них будут копаться историки.
Вы уже к тому времени мертвым будете, так что пишите как хотите.
После смерти - да. Никаких причин, почему нет, не вижу. Что неэтичного-то? Ну правда, когда что-то неэтично, то оно либо несёт кому-то вред, либо уменьшает чью-то свободу, либо делает кому-то больно. Ну разве что сыну-дочке покойного может сделать больно, но с высочайшей вероятностью без согласия этих лиц дневник и не попадёт в подобные проекты, поэтому ничего неэтичного здесь нет в принципе.
Глиссуар
Или так, чтобы они разбирали их на цитаты и локальные мемы)
5 марта 1891 года. «Хочется пострадать»
А если там чел пишет, как он мастурбировал?
Ангел по имени Селезёнка
Твои дневники оцифровывать не будут, не парься
Не знаю, мне всегда это казалось как-то... не очень.
Когда я сам (давно, правда )) читал чьи-нибудь собрания сочинений, я никогда не читал тома с письмами.

Единственная поправка: читать подобное уместно в научных целях. Например, чтобы потом в труде о таком-то писателе написать: "Согласно письму от энного нортямбря этакого года писатель N провел то лето в селе V".
А все остальные потом вот эти труды пусть и читают.

Хотя, конечно, с другой стороны, автор писем все равно уже умер и ему должно быть глубоко пофигу... Но вот лично я бы такое читать не стал. Из принципа. Никогда не читал ни чужих писем, ни чужих личных дневников - и тут не стал бы.
Мне казалось, тогда была практика: наиболее личное хранить отдельно и завещать сжечь. (А то и самому сжечь, не дожидаясь)
Потому что кто-то там через пару веков прочтет -- не так страшно.
А вот что твои родственники/знакомые/наследники могут поначитать прямо после смерти, тут уже по-всякому может выйти.
После смерти фигурантов норм. Если выждать лет 70, то хоть в газету.
Неэтично без разрешения влезть в чужой письменный стол, открыть или взломать чужой ноутбук/почту и читать дневники, письма, черновики и вообще просматривать всё, что там есть. Впрочем, если ты служишь в полиции и пытаешься раскрыть преступление - то копание в личной жизни подозреваемых или жертв сразу становится очень даже этичным.

Но бывает, что человек сам публикует свои дневники и переписку. Или эти материалы публикуют после смерти автора (причём частенько - после цензуры ближайших родственников, которые убирают всё, что не хотят являть миру). Дневники, письма, воспоминания, записки, попадая в архивы, перестают быть чьими-то личными бумагами и становятся историческими источниками, с которыми не только историки, но и любые желающие имеют право ознакомиться. Для защиты чувств и всяких личных тайн существует правило семидесяти лет, т.е. только через 70 лет после попадания любых личных документов в архив исследователь имеет право их изучать и публиковать. А вот родственники могут и раньше влезть в личные дела, письма и т.п.

И вот здесь уже нет ничего неэтичного. Эго-документы - очень ценные источники, как раз-таки интересные широкому кругу читателей. А "Прожито" - прекрасный, ценный проект. Если ударяться в щепетильность, то, пожалуй, не следует вообще изучать историю. Копаться в материалах судов! Там знаете какие противные вещи бывают! Столько плохого про всяких людей! Брр. Фонды любых учреждений таят в себе немало... интересного...

Это примерно так же, как врачи или патологоанатомы смотрят на чужие обнажённые тела. Только вот видят они не голых людей, а материал для исследования.
С историками, конечно, немного иначе. Мы и материал отыскиваем (в письмах одного человека ищем пару слов про другого или про какую-то ситуацию), и людей видим, и привязываемся к ним. И даже за упокой души обедни заказываем, бывает и такое.

Сын Дракона
Единственная поправка: читать подобное уместно в научных целях. Например, чтобы потом в труде о таком-то писателе написать: "Согласно письму от энного нортямбря этакого года писатель N провел то лето в селе V".
А все остальные потом вот эти труды пусть и читают.

Ахах, ну да. А если исследователь того... не слишком внимателен? Тенденциозен? Жонглирует вырванными из контекста цитатами? Нет уж, из уважения как раз-таки к автору лучше перечитать первоисточник и увидеть, что именно он там сказал.
Показать полностью
мисс Элинор
если исследователь того... не слишком внимателен? Тенденциозен? Жонглирует вырванными из контекста цитатами?
*Пожав плечами* Ну, он же не один исследователь. Если личность заметная - то их, скорее всего, как минимум несколько. Вот пусть они все этими документами и занимаются.
Или вы считаете, что если кто-то один получает доступ, то все, остальные в пролете? О_о

Тем более, что такие вещи обычно быт отмечают. Если у человека была важная мысль - он, скорее всего, оформил ее где-нибудь еще. А заметки в духе "вчера объелся слив, всю ночь болел живот" вряд ли кому-то в принципе интересны, помимо тех самых исследователей.
Сын Дракона, охо-хо, не приходилось вам изучать историографию... а то знали бы, как коллективно перевирают тексты, как играют в испорченный телефон поколениями...
Похер¯\_(ツ)_/¯
При моей жизни это имеет какое-никакое значение (хотя кого я обманываю? Всем пох!), а после моей смерти плевать кто что будет читать и думать лично про меня, мои планы, мою жизнь, мои поступки... Не такая я у ж сенсационная личность, чтобы быть кому-то настолько интересной🤦🤦🤦
4eRUBINaSlach, как раз через точки зрения обычных людей можно восстанавливать, каким был быт в те или иные годы, как люди в целом относились к одному или другому, что волновало, что нет и пр. Ваша личность может никого и не интересовать, а вот что и как вы писали о мире вокруг - очень даже!
Матемаг
Почитав, что люди пишут про вакцинацию или ещё на какую-нибудь спорную тему, можно разве что разрушить в себе веру в разум у людей.
Матемаг, история "маленького человека" - дело очень популярное и интересное!
Заяц, и заодно узнать, почему в году X были всплески болезни Y, если она вроде бы как была побеждена:)

мисс Элинор, ну хз, может, среди историков. Или маленького человека в каких-то исключительных обстоятельствах.
Меня интересует не столько вопрос этичности, сколько причина, по которой кто-то захочет читать чужие дневники. Что там может быть интересного? Это ж не художественное произведение.
Матемаг

мисс Элинор, ну хз, может, среди историков. Или маленького человека в каких-то исключительных обстоятельствах.

Микроистория, история маленького человека, история повседневности... очень мощные направления исследований на протяжении чуть меньше полтораста лет. Модные. На первом плане)
Что там может быть интересного?
*тысячи людей, интересующиеся судьбами знаменитостей*
*тысячи историков, интересующихся бытом прошлого*
*народ, читающий всякие слайс оф лайф*
Все такие разом: ХМММ.
мисс Элинор, исследований! А тут вопрос изначально скорее в направлении доступности не историкам, а обычным людям. И среди них непопулярный. Одно дело - дневники девочки в концлагере, другое дело - дневники историкам мисс Элинор, которая пишет исследование по чужим дневникам:)
Таша Душевная
Меня интересует не столько вопрос этичности, сколько причина, по которой кто-то захочет читать чужие дневники. Что там может быть интересного? Это ж не художественное произведение.

Во-первых, дневники талантливых людей поинтереснее многих художественных произведений. Дневники Марии Башкирцевой, переписка Элизабет и Роберта Браунинга...
Во-вторых, детали быта, частной жизни очень даже любопытны.
Матемаг, судя по успеху "Прожито", и обычным людям интересны дневники разных эпох. Это самый доступный для понимания источник. Попробуйте почитать законодательные, делопроизводственные документы (особо 18-19 вв), без подготовки не разберёшься, там сам чёрт ногу сломит. А дневники, воспоминания - это возможность прикоснуться к прошлому.
мисс Элинор, я в этом посте узнал о проекте, ну:) Вообще не на слуху.
Матемаг, если у вас не на слуху, это не значит, что никто про него не знает) Подписчиков в ВК много, участников, волонтёров, читателей.
мисс Элинор, грубо говоря, если сравнить с числом читателей детективов, фантастики или "обычной" прозы по стране, то будет намного, намного меньше.
Навия Онлайн
Вообще нет, конечно. Но:
1. Дневники и письма человека умершего или пропавшего без вести - ценный источник информации о нём и его связях. Возможно, кому-то нужно сообщить.
2. Исторический документ таки.

В идеале хорошо бы, чтобы было явное согласие на чтение (отдельно) и публикацию (отдельно) такого. В конце-концов, человеку может быть не всё равно, как о нём будут думать даже после его смерти. И имеет смысл быть готовым думать о человеке "хорошо или ничего", а это сложно и тем сложнее, чем ближе был человек и чем внезапнее информация.
мисс Элинор
Подписчиков в ВК много
Подписчики 14 662
Блин, вы точно не издеваетесь сейчас? Я слушаю непопулярный жанр, симфоник-метал с преимущественно женским вокалом, в группе 56 тысяч человек. Это был такой прикол про много подписчиков? В моём микрогороде людей больше, чем в той группе! (но меньше, чем в симфометальной, причём намного)
Навия
человеку может быть не всё равно, как о нём будут думать даже после его смерти
Какому человеку? Человека после его смерти нет, кому будет всё равно? Единственный подход тут только с позиции религии и жизни после смерти возможен, разве нет?
Навия Онлайн
Матемаг
Навия
Какому человеку? Человека после его смерти нет, кому будет всё равно? Единственный подход тут только с позиции религии и жизни после смерти возможен, разве нет?
Возможно до смерти он имел некоторые желания на этот счёт.
мисс Элинор
Таша Душевная

Во-первых, дневники талантливых людей поинтереснее многих художественных произведений. Дневники Марии Башкирцевой, переписка Элизабет и Роберта Браунинга...
Во-вторых, детали быта, частной жизни очень даже любопытны.
На ваш взгляд какие ещё дневники талантливых людей стоят того, чтобы их прочесть?
Заяц, да тот же Толстой. Да вообще чуть ли не все представители золотого века классической литературы с их перепиской и заметками.
Навия, какие его желания до смерти имеют значение после смерти? Нет, понятно, если эти желания исполняют мотивированные родственники, а если нет - какие? Человека нет, кому-то станет плохо от неисполнения его желаний? Нет. Историкам станет хорошо.
Матемаг, и что? Не понимаю вашего возмущения. Типа, если подписчиков 14 с половиной тысяч, это слишком мало и проект не стоит того, чтоб им занимались?
мисс Элинор, вероятно, стоит, я же выше как раз придерживаюсь точки зрения, что это может быть и полезно, а кому-то ещё и интересно. Нет, речь о том, что это НЕпопулярный проект. Я же не говорю, что это хорошо. Напротив, лучше бы был популярней, право слово. Но пока что - ещё нет. Что будет в будущем - увидим в будущем.
Матемаг
Окей, перефразирую: если ты не повернутый гик и не психанутый фанат, что там может быть интересного?)))
мисс Элинор
Таша Душевная

Во-первых, дневники талантливых людей поинтереснее многих художественных произведений. Дневники Марии Башкирцевой, переписка Элизабет и Роберта Браунинга...
Во-вторых, детали быта, частной жизни очень даже любопытны.

Прошу прощения, а как вы понимаете, что перед вами дневник талантливого человека? Себя или меня вы относите к талантливым людям? И как проявляется талантливость в бытовых заметках?
Навия Онлайн
Матемаг
Спросили "этично ли".
Из озвученной вами позиции завещания тоже не имеют значения - ведь умершему уже всё равно, что будет с его имуществом.
Таша Душевная, чуть-чуть расширь рамки, не только повёрнутые гики, но и просто гики, не только психанутые фанаты, но и просто фанаты. Есть люди, которые фанатеют по прошлому, например. По истории, по деталям. Которым интересно жить жизни с другими люди. Это я не считаю историков. Вон, 14 тыщ набралось. Это мало, но всё-таки неплохо, учитывая, что проекту 2 года, если мне не изменяет гугл.
Навия, поэтому я не считаю, что завещания как-то связаны с этикой (в общем случае). Они связаны с традициями и экономической целесообразностью. Этика тут не причём. Традиции, в свою очередь, появились, с одной стороны, потому что они тоже были выгодны когда-то, а с другой стороны, потому что размножение стойких к мутациям мемов. Наверное, можно это воспринимать с точки зрения этики через призму уважения у традициям. Но понятно, что речь идёт о традициях ещё живых людей, а не уже мёртвых (и уважать традиции мёртвых в этом плане может быть поддержкой уважения традиций живых, т.е. как бы показываем, что любые традиции важны, даже мёртвых). Но мне кажется, что это довольно слабая отсылка к этике, чтобы обосновывать ей выбор не заглядывать в дневники. Такая... эфемерная.
Таша Душевная, кхм, ну как бы есть классики. Искусства там, литературы всякой. Мастера слова. (да-да, их творчество может не всем нравиться, но это уже вкусовщина)

И да, если нас тут читают, а не закидывают тапками, то и у нас с вами есть кое-какие таланты. И кто его знает, может, кто-то с Фанфикса ещё выдаст роман века, который через -дцать лет в школьную программу включат.

Ни Чехов, ни Толстой, ни Достоевский не родились с этикеткой "вот великий писатель".
мисс Элинор
У нас Фанфикс - один сплошной дневник творческих людей. Читай, хоть обчитайся. Каждый пятый - мастер слова. Каждый десятый - кандидат в живые классики. Мы тут просто кладезь культурно-исторический.
Сейчас гадательно, а лет через писят и более - точно.
мисс Элинор
А вы прочитаете переписку - и сразу поймете, где вам врали веками? ) А вы уверены, что те самые люди, которые врали (ну, или которые, допустим, составили себе имена на чужих биографиях) не подрихтовали эти оцифрованные письма? Ну, если уж во всем видеть заговор.

Да читайте, если хотите копаться в чужом грязном белье. Вопрос был про личное отношение - так я свое и написал. Мне неинтересно, что там этот писатель, или художник, или политик ел на обед и на какие кусты ходил любоваться. Если он сам считает, что это достойно упоминания, то он об этом либо написал, либо нарисовал, либо хоть мемуары оставил. А копаться в его личной частной переписке я не хочу. Мне это просто неприятно.
Вам приятно - копайтесь себе на здоровье. Как я уже выше писал: человек давно помер, ему пофиг.
*вспоминает про проект, объявленный одним из тв-каналов: пришли старые фото и видео из семейного архива (чёрно-белые родом из СССР: 40, 50, 60, 70, 80-е гг)*
4eRUBINaSlach

https://pastvu.com/ps

Старые фотографии с привязкой к карте.
Обожаю этот сайт
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть