Коллекции загружаются
#кино #клуб_киноразбора #сказка_странствий #скрытый_смысл_фильма
Добрый день, вот и пришло время воскресенья, а значит - нового киноразбора. На этот раз у нас в фокусе фильм Александра Митты "Сказка странствий" (1982, СССР-ЧССР-ГДР). Не думал, что будет настолько интересно, что оказывается, у нас еще как умели снимать "детское фэнтези", хотя и слова-то такого никто в СССР не употреблял. Но само "детское фэнтези" - было. "Королевство кривых зеркал", например. Ну или вот "Сказка странствий". Сюжет "Сказки странствий" тривиален - двое сирот в заброшенном доме, девочка Марта и мальчика Май в канун то ли Рождества, то ли Нового года. Неожиданно из камина вылезает огромный такой Дед Мороз, открывает мешок, хватает мальчика и утаскивает. Марта выбегает на улицы города (а там идёт праздненство) и ищет Мая. Собственно весь фильм она ищет Мая. Дело в том, что у Мая есть особый "дар", он способен определять близость золота и ему при этом делается плохо - его колотит холод, ему выкручивает конечности. Поэтому они и живут в бедности и Марта боится, что о даре Мая узнают. После того, как Марта убегает из города, она теряет сознание. Её подбирает странствующий хирург, ученый Орландо. Кстати, все имена главных героев фильма - говорящие Май ("теплое сердце"), Марта ("хозяйка, госпожа"), Орландо ("родная земля"). Похитителей мальчика зовут Горгон ("страшный ужасный") и Брутус ("грубый, сильный"). Орландо и Марта на своём пути в поисках Мая сначала встречают "Теплые земли", где живут безумные обыватели а под ними лежит завязший в болоте дракон. Дракон даёт им всё - материал для домов, огонь для очагов и согревает своим телом землю, а они пируют и кайфуют, т.к. плоды и злаки растут там сами (земля очень плодородная). Кончается это печально, люди будят дракона и он сжигает их деревню (и поджигает сам себя). Далее Орландо и Марта посещают другую землю, где не любят чужаков. В трактире Орландо избивают, а потом по доносу Брутуса и Горгона берут под стражу. Трибунал, состоящий из равнодушных и враждебных судей, приговаривает Орландо к замуровыванию в темницу навечно. Марта пролезает в темницу вместе с ним. Потом они бегут из темницы на летающем приспособлении и попадают в "Веселые земли". Это земли, где царствует Чума. Чума показывается им в образе нищенки, просящей подаяния, но люди в городе от страха не разговаривают друг с другом и не подают нищенке, за что та карает их смертью. В итоге Чума нападает на Марту, Орландо в попытке её прогнать, заболевает и умирает. Потом проходит десять лет. Марта всё еще странствует, пока не приходит в богатое королевство, жители которого ненавидят своего принца. Принц молод, жесток и жаден до золота. А нищенок и бродяг он затравливает собаками или убивает на месте. Принц спускает на Марту собак, но в последний момент она узнаёт в нём своего брата - Мая, а он в ней сестру. Оказывается Принц правит государством, а в советниках у него бывшие воры-похитители. Именно они основали это королевство и правят на основе силы золота (они и Мая похитили, чтобы искать клады в земле). Марта на пиру в свою честь заявляет, что хотела бы увести брата из королевства и обвиняет брата в том, что он изменился "Что они с тобой сделали?". За это её берут под стражу солдаты по приказу Горгона, который утверждает "я воспитал его как своего сына, в нём будет жить моя душа, я его тебе не отдам". В итоге Май приходит в башню, куда заточают Марту и она пытается его прогнать, уверяя, что ей больше незачем жить, она не хочет бежать: "Орландо, изобретатель, ученый - отдал жизнь, чтобы жил такой как ты". Май в отчаянии заявляет, что теперь золото целиком ему подвластно, его не мучает болезнь как в детстве от вида золота и что он разрушит замок, "вскроет все их подвалы и тайные хранилища". Май применяет свою магию и разрушает замок - золото вышедшее из сундуков и подвалов обрушивается на стены и крышу замка. Все обитатели замка гибнут или бегут. Марта спасает Мая и он, пробуждаясь, утверждает, что пока ему снился сон в котором он видел большие синие крылья. Марта понимает, что душа Орландо живет в Мае и просит его нарисовать что он увидел. Он рисует ту самую летательную машину на которой они с Орландо спасались из тюрьмы. Марта улыбается, звучит праздничная музыка. Конец. Интерпретация №1 "Странствия одной души" На идею о том, что здесь перед нами представлен "театр одного актёра" меня навели характеры персонажей и их говорящие имена. Май - это наивность, невинность, детство и ... телесность. Несколько раз по отношению к нему было сказано, что "он тело" и что ".... душа будет жить в нём". Таким образом Май - это вместилище, это чувствилище. Это сердце и тело. Он тот, кто чувствует весь ужас мира. Он постоянно плачет и зовёт сестру. Первоначально я думал, что его сестра - это душа (см. "хозяйка, госпожа"), но постоянные её заявления "я не могу жить без Мая", в адрес Орландо "я без тебя не прожила бы", "а я без тебя прожил бы, но зачем", показывают, что Марта - это Воля. Именно Воля ведет Марту на поиски Мая и не даёт Орландо опускать руки и отчаиваться. Она отвергает все "искушения", на которые попадается Орландо. Орландо - родной Марте и Маю, делаются даже намёки, что это их отец. Орландо - это Разум. Он - ученый, хирург, изобретатель машин. И он же постоянно попадается на удочку, его завлекают различные обманы по пути. Кстати о них. Первоначально в рамках данной интерпретации я думал, что дракон символизирует жадность. Но потом я понял, что дракон символизирует Уробороса, мировое кольцо. Не зря он в конце опаляет собственный хвост. А значит, речь не о жадности, а о Лени. Это город лентяев, которые ничего не хотят делать, трудится и всё им достается даром. Пока дракон их не сжигает своим огнём. Дракон - это мир, окружающие, которых жители "Теплого края" отвергли. Они - ленивые обыватели, мечтающие всю жизнь прожить в бесконечном сне развлечений. выпивки и еды. Второе искушение - это обольщение Тщеславием. Город с кабаком - это город, где Орландо жаждет подольстится к богатым горожанам. После эпичной драки в кабаке с избиение бедных богатыми и богатых бедными, Орландо ждёт суд. Его судят за то, что один из судей - это тот, кого Орландо ударил и замуровывают в башне, что должно означать изоляцию разума в стенах собственной тщеславной гордыни. Последнее искушение - это Королева-Чума. Я прочитал это как то, что это искушение Эгоизмом и Равнодушием. Жители города даже перестали общаться друг с другом. Разум-Орландо не может победить Чуму. Он может лишь бежать. Эгоизм и Равнодушие - это гибель Разума и Орландо гибнет в этом огне. Спасается лишь Марта-Воля. Именно Марта-Воля находит своё Сердце-Мая, который целиком обольщен демонами Богатства (Брутус) и власти (Горгон). Не зря Брутус похищает мальчика, не даря ему подарок на Новый год, а самого запихивая в мешок. "В тебе будет жить моя душа" говорит Горгон, видя жестокость повзрослевшего Принца. В конце Марта освобождается с помощью "синих крыльев" символизирующих мечту. Орландо возродился внутри Мая, Разум и Сердце воссоединились с Волей. Человек собрался воедино. Интерпретация №2. "Странствия всего человечества". "Сказка Странствий" может быть рассмотрена как развернутая метафора всего человечества. Похищение Мая означает начало пути. Май - это конечная цель, "сердце" или "будущее". Марта - это символ человечества ("хозяйка, госпожа"), её ведет Орландо-Разум. Марта должна воссоединиться с Маем и тогда у человечества будет светлое будущее. Горгон и Брутус символизируют силы отчуждения человека от человека, угнетения и эксплуатации. Начало пути - это Дракон и Теплые Земли. В данной интерпретации Теплые Земли - это "золотой век", "первобытный рай". Но Дракон - Природа (вулканы, землятрясения) пробуждается и первобытные века гибнут в его пламени. Природа толкает людей на то, чтобы идти дальше по пути истории. А дальше нас переносят в средневековье, где царит инквизиция, дух суда и феодализм, где богатые угнетают бедных, где всё решает происхождение и так далее. Там Орландо-Разум подвергается суду мракобесов, обвиняющих его в ересях за то, что он посмел развивать науку. Но они сбегают и приходят в земли "Чумы". Чума - это поздний феодализм, распад, запустение и смерть. В городе чумных царит всеобщий страх. Эпидемии и природные катастрофы сопровождают гибель строя. Разум в борьбе с силами разложения "сжигает сам себя", чтобы возродится позже (намек на распространение суеверий). Обезумевшее человечество идёт дальше и приходит в королевство богатства, где царит власть денежного мешка, а нищих изгоняют или убивают. Это - символ капитализма. Именно здесь находится захваченный Май, потому что он символизирует будущее, именно сюда его приводят силы отчуждения и угнетения. Капитализм - это вершина всех угнетательских режимов, последнее отчуждение. Здесь брат (будущее) и сестра (настоящее) максимально разлучены. Но именно Май (сила будущего) побеждает капитализм "обнажая его природу", вскрывая суть его власти - с уничтожением денег и собственности рушится проклятый замок и Май рисует на его стенах летательный аппарат с синими крыльями - символ господства Разума и Науки над силами регресса и упадка. Вот такая "марксистская сказка". В принципе всё. В некоторых версиях обеих интерпретаций сам Орландо может дополнительно символизировать Науку. Май - Детство, а Марта - Любовь (или Милосердие). Следующий разбор через неделю, будем разбирать "Враг" (2013) Дени Вильнева, автор идеи Жозе Сарамаго. 10 ноября в 16:09
8 |
Майя Таурус
И с Чумой неправильно. Заражается как раз тот ребёнок, который ей подал и коснулся еë руки и всех своих заражает. А Горгона специально похищает Мая, подслушав разговор брата и сестры. Горгон. :) Он - мужик :) |
Сетти
Насколько я помню (давно смотрела, могу ошибаться) у Мая при наличии рядом золота начинала сильно болеть голова... Там не только голова. Там его вообще всего скрючивало. |
Scaverius
Это мой телефон поменял ему пол))). Горгон конечно же)). |
t.modestova
Показать полностью
Не стоит искать черную кошку в темной комнате, когда ее там нет. Май и Марта -- вполне себе понятные имена даже для носителей русского языка. В другой советской сказке были принцессы Апрелия и Августа, дочери королевы Януарии, здесь -- Май и Марта. Я о таком тоже думал (что они месяцы года), но тогда это бессмысленно. При чем тут Дракон? Почему Май не живет в городе вечного лета, в Теплом краю, если он просто Май (месяц). Почему вообще в конце, когда Марта встречает Мая нет никакого указания на погоду? При чем здесь Королева-Чума? При чем здесь замок с золотыми кладами и подвалами набитыми золотом? И так далее. При чем здесь "его душа будет жить в ....", "ты изменился, твоя душа..." и постоянные отсылки к душе и т.п.? С Орландо другое дело. Это одновременно итальянский вариант имени героя средневековых рыцарских романов и эпических песен героического, жертвенного Роланда и отсылка к слову "орел". Это я понял. Но Орландо поначалу ведёт себя не как орёл. Он в каждом месте очаровывается очередным "искушением". В городе обывателей в Теплом Краю он уходит от Марты, чтобы пить, гулять и веселиться и только когда на неё нападают, тогда защищает её. Много раз он хочет её бросить ("я проживу и без тебя, но мне будет скучно") и вообще постоянно именно из-за него они влезают в неприятности. Орландо становится героем именно под влиянием Марты. И отдаёт свою жизнь именно под её влиянием. Она его "хозяйка, госпожа" (так дословно переводится имя Марта). Он ради неё на смерть идёт, как рыцарь Роланд (вот тут аналогия есть). Но не сразу. |
Veronika Smirnova Онлайн
|
|
>"детское фэнтези"
Разбор прекрасен! Но с какого перепою этот фильм детский?! Я бы на него поставила плашку 18+. Это чернушный артхаус из тех, что бьют в подсознание, ломая психику. 2 |
Veronika Smirnova
Вот! Абсолютно так! 1 |
Veronika Smirnova Онлайн
|
|
Про музыку Шнитке отдельный разговор. Мне этот композитор в детстве нравился безумно, я слушала его "Кончерто гроссо" - все, до каких смогла добраться, и ждала, когда по радио будет передача с его музыкой.
Саундтрек очень подходит к фильму, если бы не музыка - не было бы такого впечатления. Мне иногда кажется, что этот композитор продал душу дьяволу, потому что вся (или почти вся) музыка у него инфернальная. Откуда-то оттуда. На Сказке странствий он особенно оторвался 1 |
Veronika Smirnova
>"детское фэнтези" Разбор прекрасен! Но с какого перепою этот фильм детский?! Я бы на него поставила плашку 18+. Это чернушный артхаус из тех, что бьют в подсознание, ломая психику. Так он сделан как детский. И его детям в СССР показывали. И показано всё от лица Марты. Ну максимум это подростковый фильм. Стилистика там такая - детско-подростковая. |
Veronika Smirnova Онлайн
|
|
Scaverius
В СССР детям и не то показывали((( |
Саундтрек очень подходит к фильму, если бы не музыка - не было бы такого впечатления. Мне иногда кажется, что этот композитор продал душу дьяволу, потому что вся (или почти вся) музыка у него инфернальная. Откуда-то оттуда. На Сказке странствий он особенно оторвался Там много инфернального. Когда Марта впервые расстаётся с Маем, она выходит на улицу и там наблюдает праздник. Только там пляшут какие-то чучела или чудища. И на плачущую девочку, зовущую брата - всем плевать. Плевать каменщикам, которые замуровывают Марту вместе с осужденным преступником. Когда Марта хочет выйти из "деревни обывателей", то её пытаются поймать и убить. И так далее. В общем похищение ребёнка, какие-то странные пляски, потом дракон сжигающий деревни, тюрьма, суд, замуровывание заживо, полёт, королева-чума и чумной город, смерть Орландо (его труп тут же сжигают), скитания, город богачей, травящих людей собаками, разрушение замка и смерть большинства обитателей. Весь фильм - это непрерывный "фестиваль" ужаса. Из этого получилась бы хорошая хоррор-квестовая игра под названием "как ты хочешь умереть за Марту" или "десять способов подохнуть в сказке Странствий" : а) Замерзнуть от холода. б) Быть задушенной/зарезанной алебардами обывателями-стражниками Теплого края ("мы никого не отпускаем живыми, а то все захотят к нам") в) Сгореть заживо в огне дракона г) Быть насмерть затоптанной в кабаке. д) Умереть от голода замурованной в башне. е) Спрыгнуть с башни и разбиться (Орландо, добрая душа, предлагает это девочке) ж) Умереть от чумы и чтобы твой труп сожгли (так гибнет Орландо, а могла и Марта) з) Быть отравленной (Горгон намеревается это сделать) или быть убитой при попытке побега (опять Горгон, его план) и) Умереть от отчаяния и одиночества после смерти Мая (Май в конце лежит неживой, Марта его оживляет, делая искусственное дыхание) Все эти опции выше не я придумал. Они есть в фильме. Просто Марта их избежала. Или они оказались неактуальны или её спасли в последний момент. P.S. Поэтому у меня и появилось предположение, что здесь зашифрована мировая история, слишком много возможных смертей и ужаса. Прям как в реальности. Человечество удивительно умеет истреблять себе подобных, а природа так и вообще пачками людей всегда убивала. 2 |
ДобрыйФей
Митта вообще очень продуманный режиссер. Случайных совпадений у него нет. Так что обе ваши версии, скорее всего, соответствуют его видению фильма. Но сам фильм! Кошмар моего детства. Это снилось мне всю жизнь, с тех пор, как нас во втором классе сводили в кино, чтобы этот ужас посмотреть. Пришла пора пересматривать. Это явно какой-то знак судьбы, что вы решили сейчас его разобрать. Не, не знак судьбы, я всё по плану делаю. Мне тут добрые люди накидали фильмов со скрытым смыслом в одном посте, я и разбираю последовательно. Вы тоже можете заявки оставлять. А насчет ужаса, мне в детстве хватило адаптированных древнегреческих мифов. Даже адаптированные они были очень жестоки. Потом уже в кон.80х такие вещи как "Терминатор" и "Спрут" - это было нечто. "Спрут" - это вообще классический сериал про мафию. Она была показана как есть, во всей Европе его многие смотрели. Но объем насилия ещё в первом сезоне поражал моё детское воображение. 1 |
Scaverius
Хм, а для меня Спрут был забавной штукой... Где-то на уровне Рабыни Изауры. Чужая культура, свои особенности... Мафия для меня расцвела в Крестном Отце, и то в романтическом ключе. Но продолжайте, пожалуйста, это классно, переворачивать детские представления! 1 |
Габитус
+1! Я после просмотра этого "детского фэнтези" ночь не спала. Мне Чума с драконом мерещились. Но я сомневаюсь, чтобы Митта так усложнял. Какие-то пятидесятые смыслы? Почему пятидесятые. Губарева вспомните с его Абажем, Нушроком, Оля-Яло и так далее. Митта чуть посложнее будет, но идея похожая. Про душу да - вряд ли он так усложнял, а вот про человечество и его стремление к свободе от инквизиции, от власти суеверий и денежного мешка - вполне. |
Читала, что Чума - намек на ввод войск в Чехословакию.
Шнитке гений. |