![]() #школа #вопрос
Уважаемые литераторы (или литературоведы литературу ведущие)! А вы учите детей писать сочинения? Или просто «вот тема, через час спрошу»? Просто стало любопытно, потому что, вспоминая школьные годы, понял, что учили всему, хоть как «не» с глаголами писать, хоть как от eˣ производную брать, но ничего насчёт сочинений, как будто это проще, чем закорючки в первом классе выводить. Точнее, нам говорили, что нужно составить «План». Но как его составлять оставалось загадкой. А затем, согласно Великому Плану писать, это уже запросто, это уже каждый сумеет. Но, поскольку я не умел составлять План, то сначала мучился с сочинением сочинения, а затем извлекал из него план, поскольку он всё равно должен был быть. Это как-то должно объясняться, или это естественная функция человека: писать сочинения с планом (сейчас ведь я умею, хотя никто после школы меня не учил)? Вы объясняете, как надо писать сочинения? Разбираете ли потом недочёты? Или главное запомнить нужные слова по теме, и чтобы орфография с пунктуацией не страдала? вчера в 10:54
2 |
![]() |
Грызун Онлайн
|
Сейчас же "сочинение" = "егэ" в школах.
Так что учили план, да: Мысль автора, позиция школьника, первый аргемент из литературы, второй аргумент из жизни, выводы Мы писали прям сочинения со своими мыслями и более свободным планом, но реже, чем форматные ЕГЭшные. |
![]() |
KNS Онлайн
|
Нам учительница по литературе раз в неделю задавала домой ответить письменно на три вопроса по произведению, причём ответ на каждый должен был поместиться в шесть-восемь строк. Вопросы типа "В чём заключался план Чичикова?" или "Почему все поверили, что Хлестаков - ревизор?". В этих ответах можно было сколько угодно упражняться в остроумии, писать стихи, делать странные выводы. Учительница их тщательно проверяла, особо удачные зачитывала. Потом она учила большие вопросы разбивать на маленькие и в сочинении на них отвечать, как мы это делали. Это упражнение мы делали с седьмого класса и до выпуска и, по-моему, оно очень умение писать сочинения прокачивало.
8 |
![]() |
|
irish rovers
А насчёт теории? Или всё чисто вот такая практика? |
![]() |
|
Торговец твилечками
А что вы имеете в виду под теорией? |
![]() |
|
irish rovers
Не знаю, но у всего же должны быть свои теоретические основы. Как браться за новое дело, не изучив теорию? Это как уподобляться алхимикам, смешивать компоненты наугад и смотреть, что из этого выйдет. |
![]() |
Jane_Doe Онлайн
|
Забылось, как именно объясняли, но была какая-то схема типа вступление-основная часть-заключение. Хотя я обычно писала просто как бог на душу положит (и мы слава господу имели право выражать в сочинении свои мысли, я один раз написала сочинение на тему автор долбоеб, не помню что за произведение или статья была, но у меня с него жопа сгорела. Мне кстати 5 поставили 💅). У нас вообще была крутая училка литературы, ее все уважали.
Касательно сочинений мне больше всего запомнилось, что училка в младших классах нам говорила, что нельзя начинать предложения со слова "а" и снижала оценки за это. Я тогда еще подумала, что она втирает дичь 🤭 2 |
![]() |
Глиссуар Онлайн
|
А вы учите детей писать сочинения? Или просто «вот тема, через час спрошу»? Я историк. Раза 2-3 в год задаю сочинения. В 5-6 классах даю четкий план, что должно быть в сочинении. В более старшем возрасте больше свободы.А вообще да. Есть план, считай, пол дела сделано. |
![]() |
|
Торговец твилечками
Бывало. Здесь я и сам понимал, что всё плохо, но иногда не было сил. «Да и хрен бы с ним, всё, больше ничего не знаю, ставьте двойку, изгоняйте с позором, только отстаньте». Аналогично))))1 |
![]() |
|
Насчет «теории» написания. Своего рода алгоритм есть у научной работы (с творческой немножко по-другому). Но даже в научной работе он в основной части определяется материалом.
Показать полностью
Предположим, я веду семинар дипломников. И — да, я внушаю им, что ВКР должна быть продуманной в композиционном плане. Но жестко определены только Введение (постановка проблемы, системный обзор литературы, перечень задач) и Заключение (выводы по задачам и итог) + Библиография. (В сочинении гораздо свободнее: там начать можно по-разному, насколько фантазии хватит; даже чем оригинальнее, тем лучше.) Основная часть будет строиться тоже упорядоченно, но в зависимости от характера задач. По хронологии — если в центре анализ эволюции, по проблемам — если проблемный, по авторам — если сопоставительный, и т. д. и т. п. Внутри каждого раздела тоже свое деление, исходя из того, насколько связно и гладко сцепляются между собой отдельные части: избегать логических скачков и разрывов. В принципе эту часть работы уже нужно обсуждать с научруком, хотя на семинаре тоже можно. Потом я еще ввела тренировочное оппонирование: дипломник получает для анализа одну из работ предыдущих лет и выступает на семинаре в качестве ее рецензента: сильные стороны, слабые, предполагаемая оценка. Потом я комментирую его разбор и рассказываю, как реально протекала защита, какие были вопросы и замечания к этой работе и что она в итоге получила. С сочинением — ну, есть работы методистов, разумеется. Классика — Т.А.Ладыженская, пособие «Система обучения сочинениям в 5-8 классах». Много их, на самом деле. Методика преподавания литературы — это вообще отдельная дисциплина в вузовской программе. Другой вопрос, где учителю взять время на то, чтобы этому обучать... 1 |
![]() |
|
nordwind
Со всякого рода ПЗ никогда не было проблем. Если ты сделал что-то, то нет сложности это описать. Что требуется, что делали до, что сделал, итоги деятельности. С сочинением — ну, есть работы методистов, разумеется. Классика — Т.А.Ладыженская, пособие «Система обучения сочинениям в 5-8 классах». Много их, на самом деле. Ну вот, оказывается всё есть. Убрать одного классика и время найдётся. |
![]() |
|
Ну вот, оказывается всё есть. Убрать одного классика и время найдётся. Ну... не все так просто. Иначе не нужно было бы в Литинституте учить несколько лет людей, у которых и без того заведомо имеются способности 😉 Даже для того, чтобы только прочитать то же пособие Ладыженской, потребуется несколько дней, а чтобы применить к делу хотя бы часть того, о чем там говорится (да еще понять, как конкретно это сделать, потому что механически не получится)... Как сказал классик, "гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Сочинение тоже требует способностей - в данном случае к владению словом, а это дается только через определенный уровень начитанности: без него вообще все впустую. Плюс какие-то природные таланты должны присутствовать. Логика, само собой, тоже. Все это развивать до получения пристойного результата - нужно столько времени, сколько не то что "один классик", а и вся программа в целом не содержит, даже при условии, что вообще имеется что развивать. Меня никогда не нужно было учить писать сочинения, и вся методика тоже лесом шла, хоть я ее учила и сдавала - с преподаванием тоже проблем не было с самого начала. А вот рисовать меня не научили бы даже Репин с Рембрандтом. Музыка - то же самое. Тут в моем случае полный провал, учи не учи. Какой-то результат, конечно, был бы, но ничтожный и не оправдывающий затраченных с обеих сторон усилий. Поэтому не удивительно, что в школе не очень много внимания этому уделяют: несколько часов тут погоды не сделают, если ребенок не начитан и не впитал эти, назовем их так, "паттерны красноречия" через художественную литературу в достаточно большом (и уж точно много большем, чем школьная программа) объеме. Я всю жизнь проторчала в предметной комиссии и сочинений напроверяла десятки тысяч. Грамотное в плане русского языка сочинение обычно (если оно написано по теме) не вызывает претензий и в отношении содержания: там и логика будет на месте, и стиль, и все остальное. А если ошибок выше допустимого уровня (более семи), то за него по нормативам невозможно поставить положительную оценку, как бы замечательно ни было его содержание, хотя с содержанием обычно в этих случаях тоже проблемы. Не удивительно, что учителя стараются натаскивать на правила: грамматические алгоритмы все-таки достаточно четкие, несмотря на всяческие "исключения". А вот для выражения и построения мысли таких четких и на раз-два уясняемых алгоритмов не существует. Впрочем, можете посмотреть для примера одну методическую разработку (первая подвернувшаяся): https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/11/10/metodika-obucheniya-sochineniyam-razlichnykh-zhanrov-v Судя по всему, эта учительница болеет за свое дело: честь ей, конечно, и хвала. Но прикиньте, сколько реально времени на все это требуется, с учетом того, что в учебной программе оно НЕ заложено: учительница, собственно, и сама упоминает "факультативные занятия". По собственному опыту: я дофига личного неоплачиваемого времени трачу на допзанятия, потому что далеко не все, что нужно, вмещается в план; начальство этим недовольно... но эффект отнюдь не 100%. А ведь я в куда более выгодном положении, чем школьные учителя: мой контингент хотя бы теоретически «отфильтрован», и он просто взрослее, наконец! Учителя же и вовсе люди подневольные. Сколько энтузиазма им требуется, чтобы при их нагрузке еще тратить свободное время - если оно есть вообще - на развитие чьих-то предполагаемых литературных способностей! Извините за эту простыню: просто тема в самом деле больная 😉 3 |
![]() |
|
nordwind
То есть вы вернулись к исходному: хороший ученик сам сообразит, как написать сочинение, а плохие нам не нужны. Но у меня всë же вопрос: на кой мне страдающий Раскольников, Базаров и вишнëвый сад, если я об этом не могу два слова связать? Ладно, я был плохим учеником и не знаю, как пролез через экзамен. Но почему тогда хороших учеников учат дробям и счëту на палочках. Разве это не естественно, умножать двух-трехзначные числа в уме и приводить дроби к общему знаменателю? Кто-то из греков додумался, чего нет то? Каждый плюëт на людей со своей колокольни. Пока у Айриш был самый разумный ответ: берëм и учим, руками, а не заумью. |
![]() |
|
Торговец твилечками
Показать полностью
Ну так ведь и учат, разве нет? Кто как может, и как позволяют обстоятельства. Результаты - вот они, уж какие есть. Где-то хорошие, где-то - плохие. Смотря по исходным данным. Раскольников, Базаров и вишневый сад... В 15 лет в любом случае мало кто сможет связать о них какие-то свои слова, да еще чтобы оценка при этом оказалась адекватной. Историческая и культурная дистанция слишком большая. Только с возрастом придет способность их самостоятельно и здраво оценить... или не придет, если человек на всю жизнь застрянет на уровне средней школы. К общему знаменателю их не приведешь, и формулы для их анализа не существует. Надо ли детям преподавать классику, рассчитанную на взрослых и зрелых людей, - это еще один отдельный вопрос. И тоже, похоже, неразрешимый: сторонники и противники уже столетия как не договорятся. А пока - люди делают что могут. В той же школе учителя работают о-очень разные. Есть подвижники. Есть такие, что их бы на пушечный выстрел не подпускать, - да не от нас с вами это зависит. В общем, тут кому как повезет: учителю - со способными учениками, ученикам - с учителем, который может и готов выкладываться на 200% - есть такие, но их уж никак не большинство. Ситуации у всех неодинаковые; так, чтобы все обстоятельства благоприятствовали, бывает нечасто. И если бы в этом вопросе можно было получить хороший, устойчивый результат малой кровью, в рамках учебного плана, сочинения не были бы такой неисчезающей из десятилетия в десятилетие головной болью для многих школьников. 1 |
![]() |
KNS Онлайн
|
головной болью Так сочинения в школе именно для головной боли и пишут. Молодой человек должен научиться перерабатывать мысли в голове в формальный письменный текст, соответствующий определенным требованиям, так, чтобы его понял другой человек. Сложность упражнения и состоит в том, чтобы одновременно учесть строгие требования по форме текста, но донести мысль без строгого алгоритма, что во взрослой жизни очень полезно (алгоритмов для общения очень много, всем не научишь, надо учиться доносить мысль без алгоритмов). При написании сочинения мозг работает "на всю катушку" и хорошо тренируется. |
![]() |
|
nordwind
Ну так ведь и учат, разве нет? Именно, что нет в большинстве случаев, как показало обсуждение.И если бы в этом вопросе можно было получить хороший, устойчивый результат малой кровью, в рамках учебного плана, сочинения не были бы такой неисчезающей из десятилетия в десятилетие головной болью для многих школьников. Так не делается же вообще ничего. Если за какую-либо проблему взяться, то можно её решить или не решить, а если не делать ничего, то точно ничего и не получится. Но некоторые делают что-то и какие-то результаты получают, лучше нулевых. Так почему не в программе эти методики?KNS Какой-нибудь раздел физики или математики не заставляют же воссоздавать с нуля, так почему здесь: сядь и пиши? Допустим: дроби, это когда числитель делится на знаменатель, а теперь пишем контрольную. Да, хорошая прокачка мозгов, но большинство не справится же. 1 |