![]() #школа #вопрос
Уважаемые литераторы (или литературоведы литературу ведущие)! А вы учите детей писать сочинения? Или просто «вот тема, через час спрошу»? Просто стало любопытно, потому что, вспоминая школьные годы, понял, что учили всему, хоть как «не» с глаголами писать, хоть как от eˣ производную брать, но ничего насчёт сочинений, как будто это проще, чем закорючки в первом классе выводить. Точнее, нам говорили, что нужно составить «План». Но как его составлять оставалось загадкой. А затем, согласно Великому Плану писать, это уже запросто, это уже каждый сумеет. Но, поскольку я не умел составлять План, то сначала мучился с сочинением сочинения, а затем извлекал из него план, поскольку он всё равно должен был быть. Это как-то должно объясняться, или это естественная функция человека: писать сочинения с планом (сейчас ведь я умею, хотя никто после школы меня не учил)? Вы объясняете, как надо писать сочинения? Разбираете ли потом недочёты? Или главное запомнить нужные слова по теме, и чтобы орфография с пунктуацией не страдала? 20 февраля в 10:54
2 |
![]() |
|
irish rovers
Не знаю, но у всего же должны быть свои теоретические основы. Как браться за новое дело, не изучив теорию? Это как уподобляться алхимикам, смешивать компоненты наугад и смотреть, что из этого выйдет. |
![]() |
Глиссуар Онлайн
|
А вы учите детей писать сочинения? Или просто «вот тема, через час спрошу»? Я историк. Раза 2-3 в год задаю сочинения. В 5-6 классах даю четкий план, что должно быть в сочинении. В более старшем возрасте больше свободы.А вообще да. Есть план, считай, пол дела сделано. |
![]() |
|
Торговец твилечками
Бывало. Здесь я и сам понимал, что всё плохо, но иногда не было сил. «Да и хрен бы с ним, всё, больше ничего не знаю, ставьте двойку, изгоняйте с позором, только отстаньте». Аналогично))))1 |
![]() |
|
Насчет «теории» написания. Своего рода алгоритм есть у научной работы (с творческой немножко по-другому). Но даже в научной работе он в основной части определяется материалом.
Показать полностью
Предположим, я веду семинар дипломников. И — да, я внушаю им, что ВКР должна быть продуманной в композиционном плане. Но жестко определены только Введение (постановка проблемы, системный обзор литературы, перечень задач) и Заключение (выводы по задачам и итог) + Библиография. (В сочинении гораздо свободнее: там начать можно по-разному, насколько фантазии хватит; даже чем оригинальнее, тем лучше.) Основная часть будет строиться тоже упорядоченно, но в зависимости от характера задач. По хронологии — если в центре анализ эволюции, по проблемам — если проблемный, по авторам — если сопоставительный, и т. д. и т. п. Внутри каждого раздела тоже свое деление, исходя из того, насколько связно и гладко сцепляются между собой отдельные части: избегать логических скачков и разрывов. В принципе эту часть работы уже нужно обсуждать с научруком, хотя на семинаре тоже можно. Потом я еще ввела тренировочное оппонирование: дипломник получает для анализа одну из работ предыдущих лет и выступает на семинаре в качестве ее рецензента: сильные стороны, слабые, предполагаемая оценка. Потом я комментирую его разбор и рассказываю, как реально протекала защита, какие были вопросы и замечания к этой работе и что она в итоге получила. С сочинением — ну, есть работы методистов, разумеется. Классика — Т.А.Ладыженская, пособие «Система обучения сочинениям в 5-8 классах». Много их, на самом деле. Методика преподавания литературы — это вообще отдельная дисциплина в вузовской программе. Другой вопрос, где учителю взять время на то, чтобы этому обучать... 1 |
![]() |
|
nordwind
Со всякого рода ПЗ никогда не было проблем. Если ты сделал что-то, то нет сложности это описать. Что требуется, что делали до, что сделал, итоги деятельности. С сочинением — ну, есть работы методистов, разумеется. Классика — Т.А.Ладыженская, пособие «Система обучения сочинениям в 5-8 классах». Много их, на самом деле. Ну вот, оказывается всё есть. Убрать одного классика и время найдётся. |
![]() |
4eRUBINaSlach Онлайн
|
один раз написала сочинение на тему автор долбоеб, не помню что за произведение или статья была, но у меня с него жопа сгорела. Мне кстати 5 поставили Люто плюсую!) Это было произведение Горького "Мать" с совершенно картонными героями( |
![]() |
|
Ну вот, оказывается всё есть. Убрать одного классика и время найдётся. Ну... не все так просто. Иначе не нужно было бы в Литинституте учить несколько лет людей, у которых и без того заведомо имеются способности 😉 Даже для того, чтобы только прочитать то же пособие Ладыженской, потребуется несколько дней, а чтобы применить к делу хотя бы часть того, о чем там говорится (да еще понять, как конкретно это сделать, потому что механически не получится)... Как сказал классик, "гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Сочинение тоже требует способностей - в данном случае к владению словом, а это дается только через определенный уровень начитанности: без него вообще все впустую. Плюс какие-то природные таланты должны присутствовать. Логика, само собой, тоже. Все это развивать до получения пристойного результата - нужно столько времени, сколько не то что "один классик", а и вся программа в целом не содержит, даже при условии, что вообще имеется что развивать. Меня никогда не нужно было учить писать сочинения, и вся методика тоже лесом шла, хоть я ее учила и сдавала - с преподаванием тоже проблем не было с самого начала. А вот рисовать меня не научили бы даже Репин с Рембрандтом. Музыка - то же самое. Тут в моем случае полный провал, учи не учи. Какой-то результат, конечно, был бы, но ничтожный и не оправдывающий затраченных с обеих сторон усилий. Поэтому не удивительно, что в школе не очень много внимания этому уделяют: несколько часов тут погоды не сделают, если ребенок не начитан и не впитал эти, назовем их так, "паттерны красноречия" через художественную литературу в достаточно большом (и уж точно много большем, чем школьная программа) объеме. Я всю жизнь проторчала в предметной комиссии и сочинений напроверяла десятки тысяч. Грамотное в плане русского языка сочинение обычно (если оно написано по теме) не вызывает претензий и в отношении содержания: там и логика будет на месте, и стиль, и все остальное. А если ошибок выше допустимого уровня (более семи), то за него по нормативам невозможно поставить положительную оценку, как бы замечательно ни было его содержание, хотя с содержанием обычно в этих случаях тоже проблемы. Не удивительно, что учителя стараются натаскивать на правила: грамматические алгоритмы все-таки достаточно четкие, несмотря на всяческие "исключения". А вот для выражения и построения мысли таких четких и на раз-два уясняемых алгоритмов не существует. Впрочем, можете посмотреть для примера одну методическую разработку (первая подвернувшаяся): https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/11/10/metodika-obucheniya-sochineniyam-razlichnykh-zhanrov-v Судя по всему, эта учительница болеет за свое дело: честь ей, конечно, и хвала. Но прикиньте, сколько реально времени на все это требуется, с учетом того, что в учебной программе оно НЕ заложено: учительница, собственно, и сама упоминает "факультативные занятия". По собственному опыту: я дофига личного неоплачиваемого времени трачу на допзанятия, потому что далеко не все, что нужно, вмещается в план; начальство этим недовольно... но эффект отнюдь не 100%. А ведь я в куда более выгодном положении, чем школьные учителя: мой контингент хотя бы теоретически «отфильтрован», и он просто взрослее, наконец! Учителя же и вовсе люди подневольные. Сколько энтузиазма им требуется, чтобы при их нагрузке еще тратить свободное время - если оно есть вообще - на развитие чьих-то предполагаемых литературных способностей! Извините за эту простыню: просто тема в самом деле больная 😉 3 |
![]() |
|
nordwind
То есть вы вернулись к исходному: хороший ученик сам сообразит, как написать сочинение, а плохие нам не нужны. Но у меня всë же вопрос: на кой мне страдающий Раскольников, Базаров и вишнëвый сад, если я об этом не могу два слова связать? Ладно, я был плохим учеником и не знаю, как пролез через экзамен. Но почему тогда хороших учеников учат дробям и счëту на палочках. Разве это не естественно, умножать двух-трехзначные числа в уме и приводить дроби к общему знаменателю? Кто-то из греков додумался, чего нет то? Каждый плюëт на людей со своей колокольни. Пока у Айриш был самый разумный ответ: берëм и учим, руками, а не заумью. |
![]() |
|
Торговец твилечками
Показать полностью
Ну так ведь и учат, разве нет? Кто как может, и как позволяют обстоятельства. Результаты - вот они, уж какие есть. Где-то хорошие, где-то - плохие. Смотря по исходным данным. Раскольников, Базаров и вишневый сад... В 15 лет в любом случае мало кто сможет связать о них какие-то свои слова, да еще чтобы оценка при этом оказалась адекватной. Историческая и культурная дистанция слишком большая. Только с возрастом придет способность их самостоятельно и здраво оценить... или не придет, если человек на всю жизнь застрянет на уровне средней школы. К общему знаменателю их не приведешь, и формулы для их анализа не существует. Надо ли детям преподавать классику, рассчитанную на взрослых и зрелых людей, - это еще один отдельный вопрос. И тоже, похоже, неразрешимый: сторонники и противники уже столетия как не договорятся. А пока - люди делают что могут. В той же школе учителя работают о-очень разные. Есть подвижники. Есть такие, что их бы на пушечный выстрел не подпускать, - да не от нас с вами это зависит. В общем, тут кому как повезет: учителю - со способными учениками, ученикам - с учителем, который может и готов выкладываться на 200% - есть такие, но их уж никак не большинство. Ситуации у всех неодинаковые; так, чтобы все обстоятельства благоприятствовали, бывает нечасто. И если бы в этом вопросе можно было получить хороший, устойчивый результат малой кровью, в рамках учебного плана, сочинения не были бы такой неисчезающей из десятилетия в десятилетие головной болью для многих школьников. 1 |
![]() |
|
nordwind
Ну так ведь и учат, разве нет? Именно, что нет в большинстве случаев, как показало обсуждение.И если бы в этом вопросе можно было получить хороший, устойчивый результат малой кровью, в рамках учебного плана, сочинения не были бы такой неисчезающей из десятилетия в десятилетие головной болью для многих школьников. Так не делается же вообще ничего. Если за какую-либо проблему взяться, то можно её решить или не решить, а если не делать ничего, то точно ничего и не получится. Но некоторые делают что-то и какие-то результаты получают, лучше нулевых. Так почему не в программе эти методики?KNS Какой-нибудь раздел физики или математики не заставляют же воссоздавать с нуля, так почему здесь: сядь и пиши? Допустим: дроби, это когда числитель делится на знаменатель, а теперь пишем контрольную. Да, хорошая прокачка мозгов, но большинство не справится же. 1 |
![]() |
|
Торговец твилечками
Показать полностью
«Почему» — это отличный вопрос. «Не делается ничего», или делается слишком много / часто, или делается вообще не то, что нужно (и что именно нужно)… Часы на методику иногда размазывали по остальным темам, иногда выделяли отдельно — все равно любая из принятых систем с какой-то частью аудитории срабатывала, а с другой — нет. Это узкое место системы общего образования. Если бы нас, как детей из знатных дворянских семейств XIX века, обучали в индивидуальном порядке (а для этого нередко нанимали даже университетских профессоров), надо думать, индивидуальные результаты были бы лучше. Если исходить не из того, чего бы нам хотелось, а из фактов, то жалобы не на математику или физику, а именно на школьные сочинения слышатся столько, сколько существует сам этот жанр. Сменились уже десятки поколений, едва ли не все возможные политические системы, написаны тонны методичек, прошел целый ряд реформ образования — а эти стоны ни на одном этапе тише не становились. Школьная программа меняется постоянно — это типичный «тришкин кафтан»: в одном месте уберешь — в другом вылезает дыра (в настоящий момент на обучение написанию сочинения в 5-9 классах отводится 8 часов — в сумме). Мониторинг результатов тоже проводился. В отдельно взятых случаях какая-то стратегия срабатывала лучше, какая-то — хуже; но, несмотря на все эти метания, при любом учебном плане проблема в целом оставалась как есть. Из чего можно заключить, что она носит системный характер, не зависящий от частных реформ и призывов «учить лучше». Возможно, проще разобраться в вопросе, в чем была причина конфликта конкретно между вами и вашим учителем. Раз уж обида на столько лет запомнилась, то она должна быть нешуточной. Откуда взялись все эти «плохой ученик» и «хороший ученик»? Что там была за тема сочинения (если не секрет, конечно), и что вы написали, чтобы получить на выходе вот такую реакцию? Не владея этой информацией, могу предположить только самый простой вариант: часто бывает, что дети принимают близко к сердцу требование писать «свои мысли» и начинают действительно строчить все, что приходит им в голову. Результат понятно какой. Насколько я могу вспомнить свои собственные сочинения, я пересказывала как-нибудь покрасивее своими словами вычитанное… ну, даже не столько в учебнике — там больно уж всё казенно, сколько из предисловий к книгам и из всякой популярной литературы, типа книжек Долининой. Что касается «своих мыслей» по поводу прочитанного, то они у меня появились много-много позже. Ну не была я в 15 и даже в 25 лет готова их иметь. Эти книги писали люди гораздо старше и умнее меня, жившие к тому же совершенно в иную эпоху. Даже в первые годы преподавания я в основном только пересказывала чужие монографии. И очень постепенно чужой текст вытеснялся действительно своим. В разных странах подход к «школьной» литературе разный. И списки для обязательного чтения, и степень свободы, и целевые установки… И методики разные. В комментарии все не описать, да и не стоит: я лучше как-нибудь пост сделаю — возможно, кому-нибудь будет интересно. Но если совсем коротко: жалуются ли зарубежные школьники, которых обучают по другим моделям? Да. Так же, как и наши. 1 |
![]() |
Грызун Онлайн
|
nordwind
Показать полностью
Что касается «своих мыслей» по поводу прочитанного, то они у меня появились много-много позже. Ну не была я в 15 и даже в 25 лет готова их иметь. Эти книги писали люди гораздо старше и умнее меня, жившие к тому же совершенно в иную эпоху. Вспомнилось мое сочинение из 10-11 класса, которое осело в памяти из-за шалости с подчеркнуто логическим подходом.Тема "Что лучше: любить или быть любимым" Выбрала 4 варианта: и то и то, ни то ни то, первое, второе, для каждого варианта привела пример из литературы, где героям было хорошо и пример где не очень. Тут, с одной стороны нет каких-то особы глубокфилосовских (или глубоколитературоведческих) мыслей, с другой -- подход определенно мой и длинны текста мне хватило за глаза для зачета. Как будто изобразить что-то такое не должно быть очень сложно для школьника. Не писать трактат о месте любви в моей жизни, а скомпилировать то, как тему раскрывают разные классики, которых, собственно, мы и изучаем в курсе литературы энного класса. То есть у меня сложилось ощущение, что с одной стороны "Из классиков я наиболее согласен с НН" -- это действительно мысль отдельно взятого школьника. С другой -- формулирование такой мысли от шольника ничего особо не требует: ни опыта, ни изящества, ни тем более оригинальной системы воззрений и понимания эпохи автора. 1 |
![]() |
|
Торговец твилечками
В этом-то, формальном, смысле - и делается, и всегда делалось. Другой вопрос, как эти часы реально используются: это уже зависит от учителя, который прикидывает свои силы и возможности в рамках отведенного времени научить детишек чему-то, что им реально пригодится. Грызун А-а, вольная тема! С одной стороны, от многих проблем освобождает, однако иногда может оказаться очень коварной. Но вы хорошо вышли из положения. Мне так точно понравилось бы 😊 1 |