Коллекции загружаются
Снова Уизли.
Внимательно перечитав главу "Путешествие с платформы 9 и 3/4", я не нашла ни малейших намеков Автора на то, что знакомство Гарри с семьёй Уизли было подстроено. На мой взгляд, все подобные теории основаны на железном: "Я лучше Роулинг знаю, как все было!" По моему глубочайшему убеждению, Автор - Творец своего мира - обладает абсолютным приоритетом в том, что касается фактов. Другое дело, мы можно не соглашаться с его оценкой данных фактов и предлагать свою. Можно считать Уизли не самой лучшей компанией для Гарри, но утверждать, что они прямо на платформе вцепились в него, не корректно. Гарри остался на перроне один, он растерян, глядит по сторонам и замечает маму с детьми, слышит их разговор. Предположение, что Гарри был обнаружен кем-то из Уизли раньше, и по условному знаку они обменялись тщательно отрепетированными репликами (один из актёров - десятилетняя девочка), причём никто ни единым жестом или взглядом не выдал своего интереса к Поттеру, кажется мне столь же фантастичным, как версия о Молли, каждые пять минут произносевшей условную фразу в надежде на то, что её услышит тот, кому она предназначена. Мальчики, ни один из которых не оглянулся на Избранного, исчезают, и Гарри подходит к Молли. Она объясняет ему, что нужно делать. Поттер на платформе 9 и 3/4, ни один из Уизли к нему не подходит. Он проходит мимо Лонгботтома, Джордана, залезает в вагон. Только тут появляются близнецы и помогают внести его сундук. Они замечают шрам, удивляются, уточняют, правда ли первокурсник тот самый Гарри Поттер, и оставляют его. Гарри Поттер слышит разговор Уизли между собой - близнецы сообщают о том, что узнали его - все потрясены, реагируют очень живо. Молли поражена не меньше детей, но проявляет не любопытство, а сочувствие, одергивает близнецов и Джинни. Предположение, что разговор предназначен для ушей Гарри, сложно чем-то обосновать. ИМХО. Никаких намеков, подсказок Роулинг не даёт. Наконец поезд тронулся, и в купе Гарри проходит Рон. Он говорит, что больше свободных мест нет, но Автор тут жепочъсняет, что это не так. Роулинг прямо пишет, что Рон пришёл знакомиться с Поттером, и играет они рук вон плохо. Гарри сразу понимает, что отсутствие мест - предлог, видит жгуий интерес к себе, неумело скрываемый. Рон выпаливает свой первый вопрос и, не пытаясь маскировать любопытство, расспрашивает Гарри. Заглянувшие в купе близнецы, сообщили младшему брату о своём местонахождении, сообщили Гарри имена и ушли. Мой вывод: встреча с Уизли не была подстроена, их реакция совершенно естественная, не наигранная. Интересно, как бы развивались события, замешкайся Гарри на платформе? Если бы близнецы не помогли ему с чемоданом и не увидели шрам, Рон не подсел бы в купе... Быть может, он так бы и ехал один? А потом заглянул Невилл, ищущий жабу и, возможно, Гарри помог бы её искать. Встречи с Гермионой, видимо, было не избежать - она, похоже, обошла всех, но в отсутствии Рона, который в значительной мере оттянул ее энергию на себя, могла оставить у Гарри гораздо более неблагоприятное впечатление. Возможно, Гарри помог бы внести сундук какой-нибудь другой старшекурсник. Например, Седрик Диггори (он был на четвёртом тогда, по-моему), Гарри ехал бы в дружной компании хаффлпаффцев с разных курсов и к концу поездки решил, что это самый подходящий для него факультет. Или же Поттера заметил бы Малфой, и сундук втаскивали Крэбб с Гойлом... Почему такой вариант не используют для "подружился с Малфоем"?! Я, откровенно говоря, в возможность их дружбы на тот момент не верю, но сколько же можно мусолить - "Он пожал протянутую руку, послав Рона подальше"? #канон 10 декабря 2014
12 |
Я бы не стала говорить о каком бы то ни было долженствовании в художественном произведении, тем более фанфики. Лично я теории заговором не люблю. Это дело вкуса. Я предпочитаю переплетение продуманных планов со множеством случайностей, на мой взгляд, это создаёт ощущение достоверности. То, что персонаж всякий раз оказывается в нужном месте в нужное время, по-моему, так же не верибельно, как и безупречная реализация посекундно продуманного плана в течение нескольких лет.
Показать полностью
И выбор между случайностью и планом лично для меня определяется вероятностью естественного хода вещей. То есть, в норме лесника к маггловоспитанному ученику не посылают, но Хагрида отправили за Гарри Поттером, вывод - это сделано специально с вполне определённой целью; дополнительное основание - реализовать поставленную цель другим способом требовало дополнительных усилий. В норме, люди едущие на одном поезде могут встретиться на перроне, мальчик, ищущий способ попасть на волшебную платформу, будет прислушиваться к раазговорам вокруг, хватаясьза слова-указатели; дополнительных оснований - проколов Уизли, сложностей для знакомства иным путём - нет, вывод - встреча случайна. Как я уже не раз писала, в фанфике Автор волен конструировать собственную реальность. Что не нравится мне - передергивание. Когда основанием для негативного отношения к семье Уизли выдвигается встреча на перроне, а как только указывается, что сцена на перроне сама по себе вполне невинна, тут же даётся обоснуй - но Уизли К Гарри подбирались, ПОЭТОМУ и сцена на перроне разыграна. В ответ на вопрос, с чего взято, что Уизли именно подбирались к ГП, а не искренне общались, -идёт ссылка на подготовленную встречу. ИМХО, это не корректно. Собственно, Серый Кот прибегает к такой же тактике. Довод - а с чего иначе Молли стояла у перехода. Моё возражение - не стояла, они проходили мимо Гарри. Ответ - стояли, ждали, а как заметили - прошли мимо. Но в тексте отсутствует указание на то, что Уизли ждали! Это выводится из убеждения в существовании заговора, а в качестве доказательства приводится факт ожидания, который фактом вовсе не является. Матемаг, я знаю, что для такой конструкции есть специальный термин, и сформулмрованный запрет, но не вспомню его, а вы знать должны! Теория о корыстных, дальновидных и предусмотрительных Уизли противоречит моему впечатлению от этой семьи. На мой взгляд, они безалаберны, простодушны и абсолютно не умеют притворяться, а потому и спланированность встречи к ним никак не вяжется. |
Скарапея Змея > Теория о корыстных, дальновидных и предусмотрительных Уизли противоречит моему впечатлению от этой семьи. На мой взгляд, они безалаберны, простодушны и абсолютно не умеют притворяться, а потому и спланированность встречи к ним никак не вяжется.
Показать полностью
По сути все, участвующие в споре, трактуют факты основываясь на своих впечатлениях. А как иначе, если фактов мало? Вполне нормальная ситуация. Самое забавное, что вот с этим: "безалаберны, простодушны и абсолютно не умеют притворяться", я вполне соглашусь. :) Но во-первых, эти качества никак не противоречат корысти. А часто как раз "ходят вместе". То вы сами не видели людей, которые простодушно считают, что им все должны. Безалаберно не могут распорядиться тем, что имеют. И совершенно не притворяясь заявляют, что "это должно быть мое!" Во-вторых, "не умеют притворяться", совершенно не значит "не попытаются". Напротив, как раз такие простодушные но корыстные люди, часто мнят себя великими интриганами. Правда получаются у них "интриги" криво, глупо, на уровне бытовых соседских гадостей. Но что уж могут. Но эти мои впечатления больше о Молли. Ну да она там главная. Другие мои претензии к ней, не связанные с Гарри: - Убила личность в собственном муже. Следы какие-то там еще остались, но именно следы. Хотя от жены, а особенно любящей жены, можно было ожидать как раз поддержки этой личности. - Искалечила мозги дочери. Не думаю, что так уж специально, но искалечила. - Вырастила непойми-что из младшего сына... Впрочем, про Рона лучше отдельно. |
Серый Кот < "не умеют притворяться", совершенно не значит "не попытаются". Напротив, как раз такие простодушные но корыстные люди, часто мнят себя великими интриганами. Правда получаются у них "интриги" криво, глупо, на уровне бытовых соседских гадостей. Но что уж могут.
Показать полностью
В этом все и дело. Неискренность Молли была бы очевидна настолько, что даже 11-летний мальчик не обманется. А по тексту все гладко. Я уже писала, что мне Уизли не нравятся. Я неуютно себя чувствую в обществе таких шумных, суматошных людей, но это не повод приписывать им лишнего. Я всегда с недоверием относилась к обвинению одного из супругов в порче другому жизни. Разумеется, в ситуации, обвенчали под угрозой пистолета и со свечкой у брачного ложа дежурили - исключение. Но вроде намеков на такой расклад нет. Артур выбрал эту женщину, произвел с ней на свет семерых детей - видимо, это то, что ему нужно. Такой брак, такая жена, такая семья, такая работа. Молли не требует от него карьерного роста, денег, внимания к дому, к детям и к ней самой, и Артура устраивает такая жизнь. В свою очередь, он не требует от Молли ухоженного сада и дома, вежливых детишек, внешней презентабельности. Они нашли друг друга. Воспитание в этой семье, по факту, отсутствуют. Они предоставляют детям крышу, одежду и пищу реагируют на те или иные их поступки в соответствии с душевным состоянием на данный момент. Некоторым детям такая тактика подходит - не дергайте их, предоставьте свободу, и они сами разовьют таланты, выработают оригинальное мировоззрение, и уже годам к двадцати будут воспринимать вас, как добрых знакомых. Билл и Чарли, похоже, именно такие. А вот близнецам не помешало бы традиционное воспитание с жесткой дисциплиной, режимом, заработком карманных денег и вычитанием из них за поломанное-испачканное. Рона, напротив, надо было поощрять, вдохновлять, привлекать к деятельности. Однако люди не могут стать кем-то другим из-за того, что конкретному ребенку нужен другой стиль воспитания. Потому получаем то, что имеем. Самое забавное, именно такая семья дорлжна была запасть в душу Гарри. Полная противоположность той, в которой он воспитывался. Стерильная чистота у Дурслей, их озабоченность мнением окружающих, неистовая любовь к сыну. А у Уизли творческий беспорядок, наплевательское отношение к деньгам, карьере, положению в обществе, полная свобода для детей, но без дорогих подарков и лакомств. Гарри ощущает полный душевный комфорт - у Уизли его ничего не царапает. Он и все косяки Рона будет прощать, искренне прощать, потому что с Роном ему хо-ро-шо. Душевно. Не напряжно. |
> Самое забавное, именно такая семья дорлжна была запасть в душу Гарри.
С этими согласен. Более то, предполагаю, именно такая задумка у Ро и была. |
Матемаг,
Показать полностью
Сюжет обусловлен идеей - это так по самому определению понятия. Так что сюжетная необходимость в первую очередь вызывается необходимостью идейной. И за излишнее ее усложнение критики будут ругаться роялями, эпициклами и другими нехорошими словами. Потому что восприятие читателей подчиняется определенным закономерностям, и автор вынужден их учитывать. Насчет Фоллаута и компьютерных игр ничего сказать не могу - слабо представляю, какая в них вообще идея. Но кольцо Гэндальфа в литературную бритву Оккама как раз прекрасно укладывается. Общая идея произведения - что слабый может оказаться сильнее сильного; эльфийские кольца используются для того, чтобы показать читателю "планку силы" - эльфы настолько могущественны, что даже сам Саурон не смог извратить их кольца. Ну а дальше вполне естественный сюжетный ход - эти три кольца раздаются самым сильным персонажам, дальше вспоминаем концепцию случайности-закономерности. Вот если бы кольцо оказалось не у Гэндальфа, а у какой-нибудь Тауриэль, о которой читатель в первый раз слышит и которая в последней главе вдруг внезапно оказалась Сильно Могущественной Эльфийкой - тогда да, это было бы излишнее усложнение. Или если бы в последней главе вдруг оказалось, что кольца - это фигня, главные артефакты Средиземья - Чаши Валар, обладатели которых и Саурона, и Моргота одной левой. Или если бы Толкиен внезапно между двумя главами вставил 300 страниц своего исследования по эльфийской грамматике - вот это те лишние для раскрытия идеи куски, которые теория призывает "резать". (И Толкиен, например, не стал включать во ВК историю феанорингов - потому что для сюжета ВК это неважно). Предваряя вопросы - в отличие от Дж.Р.Р.Т., Роулинг в этом вопросе весьма неряшлива. "Достроить в голове" созданный ею мир объективно довольно сложно (а каждый читатель, по сути, делает именно это, моделирует у себя в голове книжную реальность, руководствуясь все тем же принципом "наименьших усилий".) Если вопрос с арагорновыми штанами решить довольно просто (смотрим на климат, если там холодно - читатель мысленно дорисовывает Арагорну штаны, если экватор - набедренную повязку), то у Роулинг простора для трактовок объективно больше. Но это не значит, что сами принципы неверны. Серый Кот, А какая разница, для чего этот принцип был придуман, если мы сейчас спорим о его применении в конкретных обстоятельствах? И да, если совокупность всех происшествий (а не только один, два, три - надо смотреть на всю картину целиком) может объясняться либо кучей разных сущностей, либо одной - предпочтительнее объяснение "одной". Проблема в том, что эта "одной сущностью" обычно может быть не только злой тщательно спланированный умысел, но и банальное головотяпство, и тогда уже заговор оказывается излишним усложнением событий. Как с той же Молли Уизли: конструкция "головотяпистая мамаша, пересчитывающая отпрысков по головам" куда проще, чем "тайная Мата Хари" - поэтому усложнение смотрится излишним. Что вообще не имеет отношения к хорошести/плохости персонажей и любви/нелюбви конкретных читателей к Уизли. Скарапея Змея, Жесткого долженствования (автор должен писать только так, и никак иначе) - конечно, нет; в этом смысле вся теория скорее о том, как не надо делать; формализация того самого "не надо", которое большинство авторов и так интуитивно чувствуют. По сути это и есть то самое "естественное течение событий", о котором Вы говорите: для объяснения каждого факта привлекается минимум лишних сущностей. А эта логическая ошибка, сколь я помню, называется "порочный круг". Оно же "рекурсия". |
Матемаг Онлайн
|
|
otium,
Показать полностью
Отнюдь. Если бы все тексты писались от идеи, а не от сюжета, мы жили бы в гораздо более ярком мире. То есть, я разделяю понятия "сюжетная идея" и "идея, которую хочет выразить/выражает в тексте автор". "/" потому, что зачастую идеи вкладываются не совершенно осознанно. И, нет, идейной необходимости не существует. Существует невиданное число возможностей, как и где выразить идею. Часто нельзя сравнивать их. Часто невозможно сказать, какой ярче, какой будет выглядеть убедительней, какой лучше состыкуется в едином тексте, а какой будет выпирать. Нет однозначных критериев. Нет необходимости в минимализме или лаконичности, что, впрочем, не значит, что надо писать слишком развёрнуто. Чувство меры, но не бритва Оккама. Понятность и достаточность, но не чайник Рассела. Каковы же эти принципы, которые верны? Понимаете, вы говорите сейчас об уровне "как выписать чётко построенные сюжет с уже готовыми идеями". И о именно таком подходе. Это, конечно, замечательный подход. А метод снежинки, безусловно, несмотря на хардкорность, великолепен. Но. Это не единственный метод - раз. Вы воспринимаете текст как структуру. Но это - ещё и история. Если хотите - картина. Картина, в которой не всё работает на систему, но каждая из частей может иметь свою самоценность. И форма в картине может быть так же важна, как и содержание. Ведь картину оценивают критериями красоты! Субъективными критериями, однако. Вот вам пример. Писатель АИ встраивает в текст кучу технических "заклёпок", а читателям из его аудитории это нравится, хотя заклёпки не работают на сюжет или идею. Это - плохо? Безусловно, Толкину на уровне конкретного сюжета было вредно вводить Чаши Валаров в текст. Тем не менее, он мог вообще обойтись без сюжетной линии Арагорна, например. Ведь базис - линия Фродо. Обрежем лишнее бритвой Оккама! Выразим идеи так, чтобы они вошли в одну сюжетную линию! Мог ли он так сделать? Мог. Мог ли он сделать три, четыре, пять линий? Мог. Было бы это хуже? Зависит от реализации, но, нет, по умолчанию - не было бы. Потому что текст - это не только конктруктор, собираемый наиболее эффективно, но и история, которую можно рассказать по-разному, но помимо всего прочего - эффектно. И длинно, ага. Или коротко. Или посерёдке. Так, как будет красивей. |
Тогда, пожалуйста, объясните, какую разницу Вы видите между "сюжетной идеей" и "идеей, которую выражает в тексте автор". Лично я до этого оперировала понятиями в их стандартном варианте - если у Вас какое-то свое, надо сначала договориться о терминологии. Потому что, по-моему, я Вас совершенно не понимаю. Красота - понятие субъективное, кому-то нравится, кому-то не нравится, поэтому всерьез обсуждать это как критерий восприятия произведения - я как-то не очень понимаю, зачем.
Показать полностью
Попробую еще раз с Толкиеном, как с самым понятным куском ответа: нет, линия Арагорна - это тоже не случайность, а необходимость. Почему подвиг хоббитов так "дает по нервам"? То самое "слабый оказывается сильнее сильного"? Потому, что читатель видит, что герой правда слаб. А для этого небходимо "место в иерархии", которое одним введением эльфийских владык не получишь - по сравнению с ними любой человек покажется слабым. Поэтому Толкиен вводит человека - сильного, но человека. Это сюжетная необходимость. Как этого человека при этом обозвать - Арагорном, Артуром, Гавейном - и какие подвиги ему при этом приписать в борьбе с Сауроном - это уже случайность. Но какой-то сильный человек на борьбе с Сауроном должен быть - это факт. И Толкиен постоянно использует его для иллюстрации все той же основной темы "слабый сильнее сильного" - например, короля Ангмара убивает слабая Йовин, а не мачо-Арагорн. Никто не говорит, что это все надо делать одним-единственным способом - только Арагорна, и никак иначе! - но при этом все сюжетные ветки, которые есть в тексте, должны двигаться куда-то в одном направлении, да. Иначе в одной телеге будут конь и трепетная лань. |
Так хитрованство Уизли оно не само по себе. "Уизлигад" без "Дамбигада" не ходит.
|
Матемаг Онлайн
|
|
otium, сюжетная идея - если хотите, череда конфликтов, причём между реальными персонажами и/или окружением/окружениями. Наиболее коротко все сюжетные идеи выражаются фабулой. Идея текста - мысль, которая является лейтмотивом или одним из лейтмотивов текста. Обычно сюжет построен так, чтобы раскрыть идеи, но не обязательно. К сожалению, я не специалист по литературоведенью, потому мог где-то ошибиться с терминами.
"Никто не говорит, что это все надо делать одним-единственным способом - только Арагорна, и никак иначе!" - именно. Например, можно было бы обойтись без разделения команды хранителей Кольца. И вообще не показывать Гондор и Рохан. Если следовать минимализации и бритве Оккама, достаточно было бы абстрактного Гондора "где-то там". |
Матемаг не согласна, что можно было обойтись без разделения хранителей и показа Гондора и Рохана! Здесь реализуется одна из главных идей произведения - битва с Темным Властелином - личное дело каждого. Каждого живого существа, каждого сообщества, каждого государства. Это именно то, о чем забыла Роулинг, сведя всю противостояние к схватке ГП и Волдеморта. Миссия Фродо не умаляет значения той борьбы, которую ведут Гондор, Рохан и другие, более того, без этой борьбы не только сам успех миссии был невозможен (не был бы Саурон так занят, обнаружил бы Фродо), но и ее успех лишился бы всякого смысла.
|
Матемаг Онлайн
|
|
Эм. Не считаю это одной из главных идей. И вот вам, кстати, субъективизм. С моей точки зрения, раз не является одной из главных идей, можно смело обрезать бритвой Оккама. С вашей - нельзя. А всё потому, что бритва не нужна в художественных текстах. И что так вышло банально красивей и эпичней, с моей точки зрения, то есть, получилось прекрасно и, действительно, разделение ня, но не потому что нельзя обрезать. Обрезать можно. Достаточно посмотреть с другой стороны. А потому что так вышло интересней и эпичней, вот.
|
Матемаг Онлайн
|
|
Уже запутался, кто о чём, просто продвигаю свою точку зрения:(
Интерпретации и достройки? На них тоже не распространяется бритва Оккама. Если бы речь шла о научном анализе и попытках реконструкции реальной истории, опирающейся на произведения, то ещё куда бы ни шло. Но и там так просто "обрезать" не стоит, там просто говорят "мы этого точно не знаем, но вероятно, что...", если источники не дают точного ответа, а не представляют наиболее минималистичный вариант единственно верным. Самым вероятным, да, но не более. А уж если речь идёт о художественных произведениях... как хочешь - так и достраивай, как хочешь - так и интерпретируй. И каждая эта достройка и интерпретация будет, в свою очередь, иметь художественную ценность, и в рамках художественной ценности судить их и следует. Но это мы вновь отступили от применения бритвы в конструировании текста к применению её в осмыслении текста. Что там, что там - либо нефиг, либо с предельной осторожностью. |
Матемаг, эх, если бы каждая интерпретация имела художественную ценность! Увы, большинство интерпретаций (речь не только о фанфиках) имеют ценность исключительно психотерапевтическую.
Показать полностью
В этом посте я именно анализировала (не претендуя на научность) текст Роулинг, исходя из презумпции доверия Автору, что предполагает: 1)Автор ЗНАЕТ все факты; 2)Автор не мистифицирует читателей сознательно. (Уточню, Автор может неосознанно вводить в заблуждение, в силу ограниченности собственного кругозора, скажем, христианин может искренне полагать, что смерть первенца явилась следствием прелюбодеяния; а воинствующий атеист считать, что отказ от сожительства без венчания отговоркой или дуростью); 3)Автор играет честно, то есть предоставляет читателю достаточно информации, чтобы тот мог сделать правильные выводы (опять-таки нюанс, Автор может искренне считать несущественными некие обстоятельства, важные для мировоззрения того или иного читателя, штаны Арагорна, например). Однако в рамках литературной игры можно анализировать текст и с точки зрения мир реален, Автор, вроде барда Бидля - рассказчик а)не владеющи всей информацией; б)недобросовестный, сознательно вводящий читателя в заблуждение. С фанфиками ситуация сложная. Я бы разделила весь массив на два группы: 1)достройка и интерпретация, 2)психотерапия. 1. В первой категории можно выделить а)собственно, достройка - воссоздание костюма Арагорна по имеющимся фактам, упоминания в тексте отдельных элементов, аналогия с костюмами других персонажей, высказывание Автора, общее представление о мире - смею надеяться этому соответствует мой фанфик "Чего не было в Омуте памяти" (ага, самого себя порекламировать всегда уместно); б)реконструкция - история костюма Третьей Эпохи Средиземья - то, о чем Автор не писал, но что могло быть - это, например, "Господин декан" (к сожалению большинство моих любимых фанфиков этого типа написаны до выхода шестой книги - и уже никанон, 'Длинная дорога', 'Les memories' до поступления Гарри в Хогвартс), у меня 'Парадокс лжеца' и 'А не спеть ли мне песню'; в)интерпретация - Арагорн носил килт! - рассказ о том, как все было на самом деле при сохранении буквы канона - 'Покой и воля', опять же 'Les memories' до конца пятой книги, 'Bulgar's trip', у меня 'Встретились, поговорили', цикл 'Розовый сад', 'Кровь дракона'; г)альтернативная реальность - а если бы Арагорн успел вернуться и спас Боромира? - вводится некий фактор, благодаря которому образуется развилка, и история движется по иному пути, выявляя те черты персонажей и реальности которые потенциально заложены каноне - пример 'Остров Льюис' (а что-то первым вспомнился, а дальше склероз), у меня 'Сделал все, что мог'. Во вторую категорию попадают фанфики (и не только), написанные и читаемые с целью излить своё отношение к тому или иному персонажу или идее. Гарри - супермегамачо, миллиардер, наследник всех и вся, величайший легилимент, зельевар и некромант, он же одноногая собачка; СС - нежная фиялка, попавшая к ПС лишь от безысходности и СС, натравивший Волдеморта на Поттеров, чтобы получить свою собственность - Лили, садист и извращенец; Дурсли, ломающие Гарри руки-ноги, держащие его собачьей будке, избивающие раскаленной сковородой и Дурсли - сама милота, которых на не любить племянника заколдовали; ПС - все до единого тупые изверги, мечтающие лишь мучить и насиловать, и ПС - няшки, которых ввели заблуждение, запугали, заставили, заимперили; друзья Гарр - коварные интриганы, друзья Гарри с нимбом и крылышками... Разумеется в любом фанфике элемент психотерапии присутствует, и мастерство Автора в том, чтобы его замаскировать. (Кстати я поняла, почему так мало хороших детективов - преступник вычисляется на раз по отношению Автора, которое лезет из всех щелей :-) ) Возвращаясь, к платформе. Мне кажется, для изображения Молли, подстроившую случайную встречу недостаточно личной убежденности - Уизли они такие! - нужен обоснуй. И так как в Поттериане Роулинг такая трактовка не предусмотрена Демиургом, фикрайтеру нужно поработать самому. |
К слову, все мы не без греха - 'Возвращаться - плохая примета' - чистой воды психотерапия. Но я все же утрирую то, что имеется в каноне, а не приписываю до кучи левые косяки.
|
А вот попади Гарри не на Гриффиндор. Куда заговорщик-Рональд отправился бы? Уж не смог бы быть постоянно при Поттере. Или ломился бы к Змейкам, если бы Поттера туда?
|
Серый Кот а я не ставлю психотерапию в негатив, но подход разный. В категории достройка и интерпретация фикрайтер принимает жесткие ограничения - он опирается на канонные реалии, и критик может апеллировать именно к канону. Во второй категории - фикрайтер заимствует из канона некие детали, вписывая их в собственную реальность, здесь, больше свободы действия, но и больше опасность сорваться и пуститься во все тяжкие. Негатив определяется чисто субъективными параметрами. (Хотела написать внутренней непротиворечивостью произведения, но такую непротиворечивость каждый определяет для себя.) Это 1)идентичность авторских и читательских тараканов; 2)мастерство их подачи.
|
Я не люблю Уизли, но высосанную из пальца конспирологию не люблю ещё больше. Я за объективность анализа и взвешенность оценок хотя бы в отношении вымышленных персонажей и событий. Мне претит огульное навешивание всех собак на лично несимпатичных и восхваление приятных сердцу. Впрочем, окошко Овертона приоткрыла сама Роулинг , отказавшись осуждать отвратительные поступки своих любимцев (первое, что пришло в голову - Гарри прочёл личные бумаги Филча) и гиберполизируя неприглядность немилых персонажей (скажем, годовалый Дадли ухитрился каким-то особо мерзким образом упираться, когда его запихивали в стульчик). Отчего вся серия оставляет (лично у меня) горький осадок.
Показать полностью
На всякий случай, авторское осуждение не обязано идти прямым текстом - это может быть следствие поступка (прочёл чужое письмо - глаза гноятся), осуждение морального авторитета (разговор с Дамблдором), испытанный персонажем стыд. Может быть, ГП и не вспоминал дословно, что ему наговорили Хагрид с Роном (лень сейчас в тексте искать), но впечатление он сохранил - и все, кого шляпа отправляла на Слизерин, казались ему ПОСЛЕ объявления факультета неприятными. Образ сформировался, и Драко в него удачно вписался. В противном случае, становится непонятно, зачем Роулинг уделила предварительной характеристике факультетов столько внимания. Впрочем, с сектой свидетелей подлинных событий Поттерианы я уже давно не спорю. |
Матемаг Онлайн
|
|
"генетическое наследование характеров, личности и социальных склонностей" - *задумчиво смотрит на кастующего сектумсемпру, круциатус, империус как само собой разумющееся Поттера* Хм. Хороший парень, говорите? А по мне, вполне себе "Цель оправдывает средства".
"детство очень похожее на Гаррино" - 0_0 Такое ощущение, что вы не представляете себе, что такое детдом и как он отличается от даже самой фиговой, но семьи, в которой заботятся хоть по минимуму. |
nadeys
Зачем ХИТРОСТЬЮ втираться в доверие?!! В данном контексте это абсолютно избыточно. Если бы Уизли стремились завоевать доверие ГП из благих побуждений, действуя в его интересах, они могли бы сделать это прямо и открыто что, собственно, и сделал Рон в оригинальном тексте Роулинг. (А в тексте Автора, стремящегося к достоверности и непротиворечивости Артур Уизли, как чиновник Министерства и по совместительству член ОФ познакомился бы с магглорожденным сиротой Поттером гораздо раньше, мягко и ненавязчиво вводя его в магический мир и организацию Альбуса Дамблдора). Если же при широком спектре возможностей взрослые люди предпочитают втереться в доверие к ребёнку хитростью, более чем вероятно, что преследуют они собственные интересы, а ребёнок - не более чем средство. Что в общем-то и демонстрирует АД в каноне. Но распространять манипулятивную технику и на Уизли, только потому что они несимпатичны (а мне они несимпатичны) некорректно. |
Скарапея Змея
Если бы Молли просто открыто начала навязывать свою помощь, то с немалой вероятностью Гарри начал бы подозревать что злая тётка что-то от него хочет, он замкнулся бы и доверие стало бы невозможным. С другой стороны, Молли вырастила целую кучу мальчишек и не по наслышке знает про детские капризы, детское упрямство и детское фантазёрство. Для опытной матери, использование хитрости по отношению к ребёнку это не избыточность, а вполне рутинный навык. Тем более что она и не ставила целью получение долгосрочного доверия Гарри, а всего лишь хотела помочь ему "здесь и сейчас". Можно спорить о степени эффективности таких педагогических методов, но называть их плохими неверно. ________________ Не понял при чём здесь Артур. Он работает в сфере никак не связанной с детьми и не понятно почему он должен вводить кого-либо в магический мир. |
nadeys
Показать полностью
В самом деле! Как же я забыла о резко негативной реакции Гарри на ввалившегося без приглашения незнакомого великана (Хагрида). Ну точно, он решил, что этот злой дядька что-то от него хочет и замкнулся в себе. На протяжении всех семи книг мы наблюдали, как тонко и ловко Молли Уизли направляла своих детей, как хорошо понимала их, чутко реагировала, гася в зародыше конфликты и вспышки капризов. Сарказм, если что. Нет никакого долженствования. Только возможность. Зачем плодить сущности, приписывая персонажам поступки, на которые Автор даже не намекала, обосновывая их высосанными из пальца мотивами? Найдите в тексте канона, в статьях Роулинг, в ее интервью хоть намёк на то, что Молли видела Гарри и разыграла сцену для него, тогда поговорим. Другой вопрос, относящийся не к тексту Поттерианы, а к морально-этическим установкам беседующих. Можно ли/нужно ли манипулировать людьми (частный случай детьми) для их же блага. Я не могу ответить однозначно, есть много нюансов. Но в данном контексте: рядовая ситуация - поиск платформы; растерянный ребёнок, взрослая опытная женщина, ничем неограниченная - я не вижу причины для усложнения, применения военной хитрости вместо прямого и откровенного предложения помощи, и реагирую на фальш. |
>>>как тонко и ловко Молли Уизли направляла своих детей, как хорошо понимала их, чутко реагировала, гася в зародыше конфликты и вспышки капризов.
Показать полностью
я специально написал что можно спорить об эффективности педагогических методов Молли, но это не значит что они плохие >>>Как же я забыла о резко негативной реакции Гарри на ввалившегося без приглашения незнакомого великана (Хагрида). И что? Молли о поведении Хагрида не знает. И о наивности Гарри тоже не знает. Для неё это просто незнакомый мальчишка который может сразу дружелюбно во всё поверить, а может заупрямиться, перепугаться и чисто из чувства противоречия прыгнуть под паровоз. >>>Найдите в тексте канона, в статьях Роулинг, в ее интервью хоть намёк на то, что Молли видела Гарри и разыграла сцену для него, тогда поговорим. Эээ... вообще-то это вы пытаетесь доказать будто Молли из каких-то своих злодейских побуждений хотела втереться в доверие к Гарри. Я же считаю что Молли в том момент вообще не думала. Гарри она помогала чисто из материнского инстинкта, а хитрый метод помощи выбрала тупо по привычке. >>>я не вижу причины для усложнения, применения военной хитрости вместо прямого и откровенного предложения помощи У вас дети есть? У меня нет, но иногда наблюдаю над маленькой племянницей и там не то что военные хитрости, там для адекватного присмотра необходимо полноценное министерство обороны и нападения. |
nadeys
М-да, за два года отсутствия я подзабыла, как оригинально некоторые понимают прочитанный текст. Странно, двоим маленьким детям я как-то ухитряюсь объяснять даже очень сложные вещи, а некоторым взрослым людям на форуме - нет. Ну давайте, на пальцах. В первоначальном посте я разбираю сцену на платформе и делаю вывод, что встреча не была подстроена, конспирологические же теории базируются исключительно на неприязни к Уизли. В одном из последних комментариев Бурная Вода, соглашаясь с моими выаодами, замечает, что так как ей лично Уизли нравятся, то и подстроенную сцену она сочла бы приемлемой. И вот с этим я не согласна. ЕСЛИ БЫ Молли подстроила цену, я бы сочла ее мотивы подозрительными. Все, точка. Я не знаю вашей племянницы и понятия не имею, какими принципами в воспитании детей(и жизни вообще) руководствуются ее родители. Более мътого, мне абсолютно неинтересно это обсуждать. |