![]() Недавно я писала, что выданное на полном серьезе и с убежденностью: "Я сделаю тебя счастливой", "Ты сделаещь меня счастливой", "Он сделает/не сделает меня счастливой" - лишает для меня произведение, как минимум, половины привлекательности. Есть ещё одно дивное обещание, играющее ту же роль: "Обещай мне вернуться живым и здоровым" - "Обещаю!" (как вариант "Обещай вернуть его/её живым и здоровым"). Произносится перед отправлением в горячую точку, квест, на задание. Ну, ведь ясно же, что никто не может давать обещания, сдержать которые не в его власти. Люди отправляются в горячую точку, квест, на задание с определённой целью, ради которой будут жертвовать своей и не только своей жизнью. Если задача сохранить жизнь и здоровье приоритетна - не надо идти в квест и на задание. И требовать, чтобы человек давал обещание, выполнение которого зависит не от него, глупо и жестоко. Если Автор хочет показать возлюбленную/возлюбленного героя безмозглой, эгоистичной истеричкой, это удачный штришок для создания образа. Но если по сюжету персонаж умный, любящий и понимающий, такая фраза образ разрушит.
27 декабря 2014
2 |
![]() |
|
Но это жизнь, мы вечно требуем и обещаем то, что исполнить не в нашей власти.
А если "обещай" и "обещаю" заменить на "постарайся" или "постараюсь"? |
![]() |
|
![]() |
|
Но иной раз тот, кто остается, остается в положении жуткой невозможности влиять на происходящее с тем, кто уходит. Это тоже мука.
|
![]() |
|
Скарапея Змея
Почему перекладывать? Слова не всегда означают то, что высказано буквально. И люди, любящие друг друга, отлично понимают, что сказано, когда сказано что-то. Кстати вспомнила. Вот "Жди меня" Симонова, это же не просто стихотворение было. Это молитва, заклинание. Его читали каждый для себя, каждый обращаясь к той, чьё ожидание должно спасти. Но дождаться отказалось не во власти той, кому оно адресовано(( |
![]() |
|
Есть ключевые фразы, которые мы выслушиваем/произносим исключительно для самоуспокоения. Смысл не всегда тот, что заложен в словах.
|
![]() |
|
В стрессовых ситуациях вот такие штампы в памяти первыми всплывают.
Формулы, которые проговариваются от неожиданности, когда отказывают мозги. |
![]() |
|
Так и я о художественном тексте. Если "Вернись живым!" и есть фраза, которая часто звучит в реальной жизни из уст людей с любым складом характере - так автору и уместно ее использовать.
Показать полностью
То, что мы тут все пытались доказать в аргументах - что она существует в реальной жизни и часто звучит из уст даже обычно "понимающих и умных" людей. Вот если бы при прощании глав героиня, вся зареванная, говорила своему дорогому другу: "Не забывай, я жду тебя, и желательно целым" - это мне показалось бы наигранным. Или я бы подумала, что она не так уж его и любит. Либо что она какая-то суперволевая тетка, прославившаяся способностью держать "нервы в коробочке" (хотя такие чаще всего и срываются в достаточно тяжелой ситуации). По-моему более реалистичны выкрики даже из уст обычно спокойного человека: "Вернись живым, слышишь?! Обещай, ради всего святого, обещай мне, что вернешься!" А вообще, Скарапея Змея, я тут еще раз перечитала ваши сообщения и не могу понять: вы за то, что нормальный (умный, любящий и понимающий) человек НЕ СТАЛ БЫ никогда использовать такие фразы или за то, что такие фразы только мешают тому, кому говорятся? Потому что если первое - ну вроде как мы все пришли к консенсусу, что такое в жизни часто звучит от любых людей. Если второе - ну да, наверное, мешают, но автор тут ни при чем, потомушшо он просто описал естественную реакцию человека. 1 |
![]() |
|
То есть это должно выглядеть так.
Показать полностью
- Дорогой, только вернись! обещай мне, слышишь! - истерически трясет она своего возлюбленного, заливая пол слезами от бесконечных рыданий. - Дорогая, - отстраняя ее от себя, произносит он. - Ты же знаешь, что мы не должны давать заведомо ложных обещаний. Вероятность того, что я вернусь живым равна вероятности того, что стену нашей квартиры снесет сельскохозяйственный комбайн, учитывая, что мы живем в мегаполисе на 16 этаже. Ты это знаешь и я это знаю, что все мы смертны и поэтому я приготовился заранее. Вот возьми, - протянул он ей толстую исписанную тетрадь. - Что это? - взяла она ее, сползая по стенке, в которую должен был въехать комбайн. Она уже почувствовала тяжесть в груди, но мужественно терпела, потому что не хотела расстраивать своего возлюбленного. - Это список того, что нужно сделать к моим похоронам. Вот на второй странице, например, я записал снятые вчера мерки для гроба, а на следующей странице какой именно гроб нужно приобрести. Учти, что обивка должна быть цвета хаки и никаких рюшечек. Вот примерное меню на первый день поминок. Никаких морепродуктов, ты же знаешь, у меня на них аллергия. Вот примерный список скорбящих. А вот этого не зови. Он будет скорбеть по-настоящему и испортит вам весь праздник. Дорогая, что с тобой? Ночью в реанимации: - Инфаркт у нее, понимаешь. Даже список не приготовила. Занавес. 5 |
![]() |
|
WIntertime, ну примерно так оно и есть))
1 |
![]() |
|
Макса, все же есть разница между критической ситуацией (например, собака бросилась на ребёнка) и сценой прощания, когда непосредственной опасности нет, исключительно переживания о возможном будущем - здесь мы как раз подбираем слова. Впрочем, штампы, которые приходят на ум первыми характеризуют литературные предпочтения, как минимум.
Показать полностью
Wintertime, давайте будем внимательней. "Вернись живым" я приводила как положительны пример - фраза-заклятье, выражающее надежду и веру того, кто ещё произносит. Я противопоставлял ее требованию: "Обещай вернуться живым". Разница в том, что во втором случае требующий хочет, чтобы ЕГО успокоили, а в первом даёт стимул для возвращения (То есть, "Вернись живым" = ты мне важен, постарайтесь выжить; "Обещай вернуться живым"=сделай так, чтобы мне было ненапряжно). Вот интересно, а почему зареванная?! Что-то мне Кабаниха вспоминается - хорошая жена при прощагии должна выть, бросаться на землю, причитать. Патамучта иначе люди плохо подумают. Массовая культура, конечно, усиленно внедряет в сознание мысль, что сила чувства напрямую связана с бурностью их проявлений. Лично мне результат не нравится - под предлогом, 'Ах, я так переживаю' некоторые позволяют себе истерики, хамство, прилюдное сюсюканье, даже не пытаясь задуматья, а как все это 'нравится' объекту переживаний. На мой взгляд, такое поведение - эгоистично, инфантильно и малопривлекательно. Однако судя по популярности мыльных опер (и вариаций в это жанре в фанфикшене) я нахожуь в меньшинств. Впрочем, в первоначальном посте я написала "лишает для МЕНЯ привллеательности". |
![]() |
|
И это радует!
|