Scaverius
22 июля 2024
Коллекции загружаются
#обзоры_дилетанта #русская_классика #Лермонтов #общий_анализ_творчества
Последний потомок отважных бойцов Увядает средь чуждых снегов; Я здесь был рожден, но нездешний душой... О! зачем я не ворон степной?.. (М.Ю. Лермонтов, "Желание", 1831 г.) Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) безусловно одно из самых особеннных и байронических явлений в русской литературе. В русской философии был П.Я. Чаадаев, в русской словесности - М.Ю. Лермонтов. Лермонтов рос болезненным ребёнком, отделенным от сверстников, которые над ним насмехались, рос по сути воспитанный бабушкой при живом отце. Мать его рано умерла. Еще в детстве и подростковом возрасте проявляется характер будущего поэта, его наблюдательность, мечтательность и ... отвращение к людям. Одинокий и не понятый окружающими, Лермонтов замыкается в себе. Уже в 16 лет случился характерный эпизод - бабушка взяла его на богомолье в один из монастырей. Там на паперти стоял старый слепой нищий. Лицо его светилось улыбкой, маленькие дети, иногда подбегали к нему и клали, смеясь ему в ладонь камешки вместо монеток, а он на вопрос Лермонтова, как же он это терпит, с улыбкой отвечал: "Озоруют!". Лермонтов за каких-то десять минут поездки обратно в поместье пишет стихотворение "Нищий". И вот во что превращается по сути мажорная сценка из жизни в интерпретации гениального подростка: У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. (М.Ю. Лермонтов "Нищий", 1830 г.) Любовь Лермонтова к природе и к описаниям её и его отвращение к окружающим, их лицемерию и жестокости выразятся потом в целом ряде стихотворений ("Как часто пестрою толпою окружен...", "Пророк" и так далее). Лермонтов, типичный "лунный" поэт (см. классификацию, приведенную мной в других местах). Но в отличие от других подобных персонажей, он - их квинтэссенция и концентрация. Такого сильного влечения к загадочному и таинственному в обыденном и простом, такого пламенного взора, всюду ищущего недостаток, увечье, рану, несчастье, бедствие, подлость и смерть - в русской литературе ни до ни после не существовало. Здесь даже Гоголь и Достоевский, "лунные" бытописатели мистических ужасов, меркнут и бледнеют. Здесь и насильственная смерть ("В избушке позднею порою..." "Морская царевна", "Куда так проворно, жидовка младая..."), здесь и элегические, грустно-спокойные стихи о смерти ("Арфа","Могила бойца", "Сон"), и фантасмагорические, страшные видения ("Ночь", Ночь II"). В частности, смерть и неотвратимость судьбы в ранних стихах Лермонтов изобразил следующим образом: "Вот с запада Скелет неизмеримый По мрачным сводам начал подниматься И звёзды заслонил собою… И целые миры пред ним уничтожались, И всё трещало под его шагами — Ничтожество за ними оставалось, — " (Лермонтов "Ночь II", 1830 г.) Но еще одной темой помимо темы смерти и темы презрения к окружающему, центральной темой творчества Лермонтова стала тема чуждости, запредельности, иномирности героя. Античные греки знали противопоставление героя и всемогущей судьбы, Лермонтов знал дихотомию герой и его чуждость, его неизбывное одиночество и инаковость. Яркий индивидуалист, Лермонтов один раз даже вспомнил о своих шотландских корнях (Фома Рифмач или Томас Лермонт, шотландский бард, считался прародителем рода Лермонтовых) и написал стихотворение, вынесенное мною "в эпиграф" ("Желание"). У Лермонтова было и еще одно столь же пронзительное и душераздирающее стихотворение подобного рода - "Ангел" или "По небу полуночи ангел летел". В крупных произведениях Лермонтова эта отчужденность, но уже не автора, а героя от мира и людей выразилась и в "Мцыри", и в "Демоне" и, конечно, в "Герое нашего времени". Интересно также, что природа в стихах Лермонтова как правило зачастую является молчаливым союзником героя, а люди являются противниками. Вообще природу он любил, что доказывает например, следующее описание: "Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда, росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой;" (М.Ю. Лермонтов "Когда волнуется желтеющая нива", 1837 г.) Вообще природа и Родина для Лермонтова были святы. Третьей святыней здесь был Пушкин, на смерть которого Лермонтов написал скандальное стихотворение "Смерть поэта". В своей гражданской и политической лирике М.Ю. Лермонтов исступленно патриотичен ("Опять народные витии", "Бородино", "Поле Бородина"), одновременно с тем достаточно циничен. В стихотворении-сатире "Пир Асмодея" (1830/31 гг.), Лермонтов изображает пир демона Асмодея, на который другие демоны приносят подарки. Один из демонов говорит: "На стол твой я принес вино свободы; Никто не мог им жажды утолить, Его земные опились народы И начали в куски короны бить." И тут же комично изображает следующее: "Тут все цари невольно взбеленились, С тарелками вскочили с мест своих, Бояся, чтобы черти не напились, Чтоб и отсюда не прогнали их." (М.Ю. Лермонтов "Пир Асмодея", 1830/31 гг.) То есть несмотря на идентификацию с Родиной, в монархии Лермонтов не видел особенно ничего хорошего. Цари для него подлежат суду Бога ("30 июля - Париж") и вообще они обречены на заклание ("Предсказание") в будущем, монархия падёт и наступит кровавый хаос. В "Предсказании" все видят какой-то особенно пророческий дар Лермонтова, но достаточно посмотреть на современную Лермонтову Францию или же на Францию 1789-1793 гг, чтобы понять, что особого провидения для этого ему не требовалось - достаточно было простой исторической аналогии. Если подводить итог, Лермонтов продолжает тему "лишних людей" в русской классике, но и вносит в неё (как поэт) трагические и пессимистические мотивы. Такой уровень пессимизма в лирике мы потом будем наблюдать у Н. А.Некрасова, а потом разве что у А.А. Блока и С.А. Есенина. Но это уже совершенно другой разговор. В целом Лермонтов характеризуется мной как поэт прежде всего мистический и лирический. Отчетливая гражданская и политическая лирика у него есть, но она в основном вряд ли выходит за рамки подражания Пушкину или воспевания таких добродетелей как свобода, почитание предков, обличение пороков (той же трусости). А, еще я чуть не забыл сказать о целом пласте творчества поэта - его "кавказских" и "исламских" стихах. Между прочем мусульмане России очень ценят лирику Лермонтова в этом отношении. Потому как Михаил Юрьевич здесь был чужд какого-то расизма, обличительства или "низкопоклонства". Он пытается передать чувства и мысли жителей Кавказа беспристрастно, без попыток их опорочить или возвеличить. P.S. Для меня смешным является постсоветский спор о принадлежности/непринадлежности стихотворения "Прощай, немытая Россия..." М.Ю. Лермонтову. Да, хотя это написано слабо и не совсем вычитано, но это было написано Лермонтовым в чужой альбом/журнал. Это проходное стихотворение, написанное в минуту крайнего раздражения на монарха, который сослал Лермонтова на Кавказ и т.д. Искать здесь какой-то глубокий умысел или "антипатриотичность" или "демократичность" - это значит приписывать Лермонтову то, чего он не делал. Для Лермонтова, если он (а не Минаев) действительно был автором "Немытой России", это было стихотворение проходное, так сказать "подарок" другому человеку. И скорее всего подарок злой. Представьте, что в ваш "любовный журнал" записали антиправительственное стихотворение. В этом весь Лермонтов, увы. Желчный, злой, насмешливый и циничный, он прятал под этой маской целый мир глубоких размышлений. Но людям с ним было плохо, неуютно, как одинокому страннику бывает неуютно на снежней горной вершине - кислорода почти нет и очень холодно. Свернуть сообщение - Показать полностью
4 Показать 5 комментариев |
Scaverius
17 апреля 2024
Коллекции загружаются
#литература #русская_классика #викторина #малоизвестные_произведения #угадай_по_началу
Эти произведения не вошли в школьную программу, но авторы их - туда вошли. Ваша задача - угадать автора и произведение по начальным фразам (можно только автора). Викторина сложная (предупреждение). 1. "Пора, пора! рога трубят; Псари в охотничьих уборах Чем свет уж на конях сидят, Борзые прыгают на сворах. 2. "Гарун бежал быстрее лани, Быстрей, чем заяц от орла; Бежал он в страхе с поля брани, Где кровь черкесская текла". 3. " Так вы хотите, чтобы я вам еще рассказал про деда? Пожалуй, почему же не потешить прибауткой? Эх, старина, старина!" 4. "Весной 1878 года проживал в Москве, в небольшом деревянном домике на Шаболовке, молодой человек, лет двадцати пяти, по имени Яков Аратов." 5. "Два господина сидели в небрежно убранной квартире в Петербурге, на одной из больших улиц. Одному было около тридцати пяти, а другому около сорока пяти лет." 6. "Если пасмурен день, если ночь не светла, Если ветер осенний бушует, Над душой воцаряется мгла, Ум, бездействуя, вяло тоскует. Только сном и возможно помочь, Но, к несчастью, не всякому спится... 7. "Наконец я возвратился из моей двухнедельной отлучки. Наши уже три дня как были в Рулетенбурге. Я думал, что они и бог знает как ждут меня, однако ж ошибся". 8. "Я пришёл к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало;" 9. " Канарейку за чижика замуж выдали и свадьбу на славу справили. В магазине "Забава и дело" купили новенькую кирку; за пастора ученый снегирь был; скворцы величальные песни пели, а для наблюдения за порядком полициймейстер отряд копчиков прислал." 10. "Сын Революции, ты с матерью ужасной Отважно в бой вступил — и изнемог в борьбе… Не одолел ее твой гений самовластный!.." 11. "Когда он был в шляпе, — шел по улице или стоял в вагоне метро, — и не видно было, что его коротко стриженные красноватые волосы остро серебрятся, по свежести его худого, бритого лица, по прямой выправке худой, высокой фигуры в длинном непромокаемом пальто, ему можно было дать не больше сорока лет. " 12. " В юго-западном углу Парижа, в зеленом нарядном Passy, в двух шагах от Булонского леса (стоит только перейти по воздушному мостику над полотном окружной железной дороги), на самом верху шестиэтажного дома живет старый русский профессор." В общем, как-то так. Русская классическая литература. ХIX - пер. пол. ХХ века. Школьный курс (в смысле авторов). P.S. В общем, всем удачи. Свернуть сообщение - Показать полностью
5 Показать 20 комментариев из 25 |
Scaverius
14 мая 2023
Коллекции загружаются
#обзоры_дилетанта #русская_классика #Пушкин #финальный_обзор_творчества
Добрый вечер! Решил закончить общей характеристикой Пушкина как поэта и писателя. О его общественной позиции, которую можно определить как "умеренный декабризм", то есть просветительство, светская направленность творчества, умеренный республиканизм, патриотизм и достаточно резкая защита интересов Отечества - я уже говорил в предыдущем обзоре. Но сейчас не об этом. Я бы хотел написать здесь о том, что Пушкин сделал для русской литературы в целом, что он для неё открыл. Он очень много сделал для романтического направления русской литературы, именно на него ориентировались близкие ему русские писатели-романтики. Им он подарил два образа - образ Татьяны и образ Людмилы, не говоря уже об образе Маши Мироновой. Он многое сделал для развития "мистического" и "символического" направления, которое у нас смешивали с реализмом. Проза Н.В. Гоголя во многом выросла из "Повестей Белкина". "Готическая" сторона литературы Пушкина была продолжена в поэтическом смысле Лермонтовым ("Демон"). Пушкин впервые открыл для России Кавказ, поднял тему соприкосновения русской культуры с исламом. У него появляются "Кавказские стихи". У него также впервые в литературу вводятся простонародные имена (Татьяна), простонародные персонажи. Это пытался делать и Карамзин, но у Карамзина всё это выглядит достаточно "канонно" и беспомощно. Пушкин не пытается изображать из русских крестьян "античных пейзан" в отличие от Карамзина. Патриотическая линия в поэзии Пушкина, в его поэмах и так далее была продолжена позже в основном Тютчевым (хотя Тютчев опирался и на Хомякова). Из новаторских вещей можно также вспомнить, что Пушкин впервые дал русской литературе образ Петра I, Наполеона и так далее, потом неоднократно повторявшиеся. Он же положил начало традиции "лишних людей", он, а вовсе не Грибоедов, сочинение которого было известно, но менее, чем "Евгений Онегин". Стихия русского народного бунта и шире - русской революции была дана Пушкиным в образах его друзей-декабристов, а также в "Капитанской дочке", в "Дубровском". Это именно бунт как протест против несправедливости (революцию Пушкин как раз отрицал). Пушкин ввёл в литературу образ бунтаря как дворянского звания (Дубровский), так и образ народного бунтаря (Пугачев) и наделил их привлекательными чертами (в том смысле, что он не описывает их как каких-то жутких монстров, лишенных положительных черт, хотя они у него безусловно творят зло). Ну про стилевые особенности тут пусть филологи говорят, и так ясно, что "пушкинский язык", потом продолженный "ахматовско-блоковским" языком - это и есть современный русский язык. До Пушкина русский язык был смешением разных стилей и разных языковых пластов. Во время жизни Пушкина возникает русская литературная норма, в становление которой он вносит огромный вклад. А теперь - о главном. О содержании творчества Пушкина, о том, какие темы он поднимает. Мы не будем касаться политических и историософских тем - о них я уже писал много раз в своих обзорах. Мы коснемся другого. Пушкин крайне разносторонен, но основные темы у него повторяются. Это Россия, судьба человека, становление героя (описание отдельной жизни от начала до конца), любовь к женщине. В каком-то смысле это классические темы. Интересно, как Пушкин решает эти проблемы, к чему он приходит. В рамках "любовной" линии он пишет много "фривольной" и "любовной" лирики, часто даже пошлой (см. эпиграммы, читая эпиграммы Пушкина в адрес дам, я удивляюсь как он вообще столько лет умудрился прожить, как его раньше не убили), но заканчивается это всё "Евгением Онегиным", "Дубровским", "Метелью", "Кавказским пленником","Станционным смотрителем". Одна и та же тема - женщина, которая или говорит нет и отказывается от своего счастья во имя долга, или говорит "да", но не обретает счастья из-за непреодолимых обстоятельств или говорит "да", но при этом позже об этом сожалеет. Любовь манит Пушкина, любовь приносит счастье, но любовь трагична, противоречива. Любовь не всегда приносит в итоге спокойствие, не всегда заканчивается хорошо. Да, при этом Пушкин описывает и "счастливую любовь" в "Руслане и Людмиле", "Сказке о царе Салтане", в "Барышне-крестьянке". Но первые две вещи - это эпос или стилизация под эпос, а "Барышня-крестьянка"- это же чистый "анекдот" (в смысле веселой, занимательной истории). Единственное произведение из числа "реалистических", где "всё хорошо" - это "Капитанская дочка", но там замысел у Пушкина гораздо шире, поэтому любовная линия там второстепенная. Да и то герой должен пройти через буквальный ад, чтобы обрести любовное счастье. Интересно, что Пушкин ведет себя как "феминист" в том смысле, что женщина у него самостоятельная фигура. Она во многом решает сама свою судьбу, идя против воли родителей или против обычаев. Тема становления героя, так или иначе показана в "Капитанской дочке" в "Выстреле", в "Евгении Онегине", в "Кавказском пленнике". Везде, где речь идёт или о взрослении, или об изменении персонажа (иногда о его неизменности") И везде мы видим, что время и опыт обогащают героя, делают его путь более отчетливым. Тема "судьбы" - это "Пиковая дама", "Медный всадник" и "Каменный гость". Три произведения и какие - произведения о триумфе неумолимой судьбы над человеком! В "Пиковой даме" мертвая старуха разрушает жизнь Германа, погнавшегося за богатством. В "Медном всаднике" сама стихия сводит с ума главного героя, воплощаясь в "медном всаднике, который всюду преследует безумца. В "Каменном госте" опять же судьба в виде ожившей статуи Командора карает "Дона Гуана". В общем-то, Пушкин, как всякий человек определенного образа жизни и типа жизни был немного суеверен. И ему мнилось, что над человеком стоит неумолимый рок, но всё же не морально безразличный рок. Он карает людей за их преступления или за общую греховность (в "Медном всаднике" это особенно видно). В итоге, что же мы можем сказать о Пушкине, кто он был? Я писал уже здесь о "людях Солнца" и "людях Луны", чем они отличаются. Люди "Солнца" всем творчеством обращаются к Жизни, к неистощимости жизни и к законам, по которым существует Жизнь (любовь, судьба, Родина). Они в принципе оптимистичны, у их произведений есть трагические концовки, но они всегда логичны, всегда размеренны и последовательны. Из их произведений всегда можно сделать "моральный вывод", Редко из-под их пера выходят вещи иные, такие как тот же "Медный всадник" с его мрачной и готической атмосферой или жуткий "Жених", который, казалось вышел из под пера Э. Аллана По или Стивна Кинга. БОльшая часть творчества заканчивается всё же хорошо. "Дубровский", после того, как любовь "разбилась о быт" распускает шайку разбойников и становится честным человеком, "Станционный смотритель" умирает, но на его могилу приходит дочь и мы видим, она живёт хорошо и у неё есть дети, "Капитанская дочка" кончается тем, что герои всё же вступают в брак, "Евгений Онегин" заканчивается наказанием пустого повесы "поделом и так далее. Везде виден смысл, видна Жизнь в её многоразличном упоении, в её апофеозе, в торжестве, провалах и падениях. Но это не падения в бездну абсурда, бессмысленности, жуткого ужаса. Это падение злых и награждение добрых как в "Руслане и Людмиле" или освобождение из плена как в "Пленнике" или грозная укоризна врагам как в патриотической лирике, или философско-историософские размышления, как в "Борисе Годунове". Пушкин поистине был "Солнцем" русской поэзии сразу в двух смыслах - стихи его были легки и игривы как молодая задорная белая тучка или весенний утренний ветерок и сам он вёл жизнь достаточно весёлую и бурную и закончилась она хорошо, после дуэли, Пушкин примирился с людьми и Богом и умирал причастившись, и "с таким выражением на лице я бы сам желал умереть" вспоминал один из его друзей (не помню, кто). В смысле - бурная, радостная, полная жизнь и "счастливая смерть". В этом смысле можно говорить о полной симфонии его жизни и его смерти (как впрочем и у многих русских поэтов и писателей которые удивительным образом проживали жизни своих литературных героев). Вот и всё. На этом я заканчиваю обзоры "на Пушкина". На очереди у нас Лермонтов, "одинокий романтик", одна из самых удивительных и загадочных фигур русской литературы. Если Пушкин был главой и "отцом" золотого века русской поэзии, то Лермонтов был предтечей поэзии Серебряного века. Как-то так. Свернуть сообщение - Показать полностью
9 Показать 20 комментариев из 44 |
Scaverius
14 мая 2023
Коллекции загружаются
#обзоры_дилетанта #русская_классика #Пушкин #гражданская_лирика #между_славянофильством_и_западничеством.
Александр Сергеевич Пушкин безусловно является выдающимся поэтом, жизнь которого поделилась на две половины. Первая - Пушкин искренний и пламенный республиканец и агностик, автор "Оды вольности", "Гавриллиады", "К Чаадаеву". Здесь мы видим, что Пушкин - это ярый противник монархии, но при этом он в этом же раннем периоде является патриотом и славит русского царя за одержанную победу над французами ("Воспоминания о Царском селе", "Лицинию"). Тем не менее постепенно Пушкин меняет свои взгляды на другие. Во второй половине своей жизни он предстаёт перед нами уже в качестве совершенно другого человека. Он - автор таких стихов как "Клеветники России", "Бородинская годовщина" и так далее. В чем загадка Пушкина? Каким образом в одном человеке сочеталось глубокая убежденность в необходимости для России идей свободы, прав личности и одновременно уважение к монархии, к основам, глубокий патриотизм? Разгадку на эти вопросы, как всегда, следует искать в его творчестве. Своеобразным итогом его жизни стало стихотворение "Из Пиндемонти", опубликованное уже после смерти великого поэта (позволю себе его процитировать целиком): "Не дорого ценю я громкие права, От коих не одна кружится голова. Я не ропщу о том, что отказали боги Мне в сладкой участи оспоривать налоги Или мешать царям друг с другом воевать; И мало горя мне, свободно ли печать Морочит олухов, иль чуткая цензура В журнальных замыслах стесняет балагура. Все это, видите ль, слова, слова, слова Иные, лучшие, мне дороги права; Иная, лучшая, потребна мне свобода: Зависеть от царя, зависеть от народа — Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. Вот счастье! вот права…" (1836) Перед нами манифест человека, который решает отречься от политики как таковой. Ему больше не интересна "свобода слова" или "политическая свобода", над ними он жёлчно издевается. Он противопоставляет "царю и народу" - себя. Главное для него - это личная, индивидуальная свобода поэта и творца. И не важно при этом будут ли твои произведения печататься или канут в Лету. В этом своеобразный горький итог его гражданской лирики. Патриотизм, глубокая любовь к России, всё это привело Пушкина к своеобразному разочарованию в политике. Восстание декабристов, которому он сочувствовал - не удалось. Царь Николай I оказался на поверку не чудовищем, а человеком, глубоко сочувствующим реформам. У Пушкина нашлось и такое стихотворение, которое явно было адресовано тогдашним западникам и посвящалось, очевидно, польскому восстанию 1830 года. Вот оно, в реконструированном виде: Ты просвещением свой разум осветил, Ты правды чистый лик увидел, И нежно чуждые народы возлюбил, И мудро свой возненавидел. Когда безмолвная Варшава поднялась И ярым бунтом опьянела, И смертная борьба меж нами началась При клике "Польска не сгинела!" Ты руки потирал от наших неудач, С лукавым смехом слушал вести, Когда разбитые полки бежали вскачь, И гибло знамя нашей чести. Когда ж Варшавы бунт раздавленный лежал Во прахе, пепеле и дыме. Поникнул ты главой и горько возрыдал, Как жид об Иерусалиме. (предположительно 1831). Интересно, что это стихотворение, найденное в бумагах Пушкина, в советское время не публиковалось, потом критикой приписывалось Жуковскому. Версия выше принадлежит отечественному поэту и публицисту С. Куняеву (он утверждал, что по первоисточнику ему удалось прочесть зачеркнутые строки, их я выделил жирным). Куняеву можно не доверять на слово, но очевидно, что реконструкция весьма похожа на правду. В общем, как мы видим это в данном стихотворении, а также в других, например в стихе "Клеветникам России", Пушкин - это своеобразный "ястреб" в том, что касалось тогдашней внешней политики. Своё стихотворение он адресовал французскому парламенту и завершил его пламенной инвективой: Так высылайте ж к нам, витии Своих озлобленных сынов, Есть место им в полях России Среди нечуждых им гробов." Могильным холодом веет от этого намека на судьбу армии Наполеона в 1812. Дескать "вы грозны на словах, попробуйте на деле". Больше приводить отрывков не буду. Но мы бы ошиблись, если бы подумали, что Пушкин окончательно стал славянофилом. Им он не стал. Он не призывал русских к возврату к допетровской старине, у него мы не найдем практически нигде апологетики к "Самодержавия, православия, народности". Напротив он пишет в 1827 году "Во глубине сибирских руд," где восхищается подвигом декабристов, влачащих горькую жизнь на каторге. "Борис Годунов", написанный в 1831 г. тоже показывает, что Пушкин не закрывал глаза на сущность власти, особенно самодержавной, на одиночество властителя, лицемерие его окружающее. А.С.Пушкин, как и А.С.Грибоедов, и в меньше степени П.Я. Чаадаев были теми людьми "эпохи 1812 года и декабристов", которые органично сочетали в себе стремление к свободе и патриотизм, любовь к Родине и стремление к социальным переменам и бессмысленно было бы искать в этом поколении иного. Декабристы и сами были скорее славянофилами (я уже упоминал образ Чацкого, который вообще близок к апологетике ... старообрядчества), чем западниками. От западничества у декабристов было только отрицание монархии и республиканизм. От славянофильства - пламенный патриотизм во внешней политике и стремление к возвышению России как великой державы. В каком-то смысле в русской истории это повторится гораздо позже, в эпоху кон. 30х - нач. 50х годов ХХ века, когда "революционность" в культуре уступит место "советскому патриотизму". Русская история тогда сочетала в себе расцвет дворянской аристократической структуры с временем, когда крепостное право начало постепенно ослабляться и в обществе пошли разговоры о его отмене, да и правительство уже готовило реформу. В этой обстановке и возник "Золотой век русской литературы", который и начался с Пушкина и Грибоедова и сочетал в себе надежды на социальные изменения с глубокой любовью к Родине. Как-то так. Свернуть сообщение - Показать полностью
7 Показать 8 комментариев |
Scaverius
14 мая 2023
Коллекции загружаются
#обзоры_дилетанта #русская_классика #Пушкин #Сказка_о_золотом_петушке #Как_разрушить_государство
Добрый день! Вот и подходят к концу мои обзоры, посвященные А.С. Пушкину. Я уже говорил, что меня интересует в данном случае не всё творчество великого поэта, а только отдельные произведения, которые кажутся мне недооценёнными. Впрочем, если подписчикам интересно, я могу сделать ещё один обзор (пишите в комментариях) посвященный остальной лирике Пушкина, гражданской ("Вольность", "Песнь о вещем Олеге" "Бородинская годовщина" "Клеветникам России", "Полтава" и проч.), любовной ("Я помню чудное мгновение", "Чем меньше женщину мы любим", "Сожженное письмо" и проч.), проза ("Повести Белкина", "Дубровский", "Пиковая дама", "Арап Петра Великого"), оставшиеся поэмы "Медный Всадник", "Цыганы", "Руслан и Людмила" и проч.), Маленькие трагедии, куда помимо "Бориса Годунова" входят также "Пир во время Чумы", "Каменный гость", "Моцарт и Сальери"), сказки ("Сказка о царе Салтане", "Сказка о попе и работнике его Балде"). Но мы сейчас рассмотрим нечто, на мой взгляд, куда более интересное, а именно "Сказку о золотом петушке". Прочитав эту сказку, обычный читатель недоумевает. Перед нами какой-то странный сюжет, какой-то мудрец, какая-то Шамаханская царица, царь Дадон и такое чувство, как будто Пушкин здесь шутит. Сюжет прост, незамысловат. Старый царь решает отдохнуть от государственных забот и обращается к "мудрецу, звездочету и скопцу". Мудрец даёт царю в подарок золотого петушка и говорит, что этот петушок будет стражем его границ. Царь в восхищении клянется "волю первую твою, я исполню как мою". Далее проходят годы, всё спокойно, вдруг петушок обращается в одну сторону и говорит об угрозе - царь посылает рать со старшим сыном, потом петушок обращается в другую сторону - царь посылает рать с младшим сыном. Далее царь, не получая вестей от сыновей, "собирает третью рать" и идёт. Он видит поле брани, на нем лежат мертвыми его два сына ("меч вонзивши друг во друга"). Дальше царь видит шатёр и там в шатре "девица, Шамаханская царица". Царь, забыв про смерть сыновей, забирает её себе, плененный красотой. Вьехав в столицу, царь встречает "мудреца", который, напоминая обещания царя о "любом желании", требует себе "девицу, шамаханскую царицу". Царь отвечает отказом, наконец приказывает "оттащите старика" и бьёт старика скипетром по голове и "дух вон". В этот момент петушок, "встрепенулся", слетел с крыши дворца и ударил царя "в темя". Царь умирает, а девица "шамаханская царица" тут же исчезает. Сказка заканчивается. На первый план, и на первый, поверхностный взгляд, здесь у нас выходит повесть "о глупом царе". Царь в сказке совершает все ошибки, которые только можно совершить, начиная с желания "отдохнуть от забот" и заканчивая нарушенным обещанием. Золотой петушок выглядит как обличитель и судья глупого и неблагодарного царя, царь умирает по собственной вине, да еще и убивает перед этим своего благодетеля, мудреца. Можно ли так прочитать сказку? Можно. Но тогда будет совершенно непонятными следующие вещи: 1. Почему сыновья царя убивают друг друга? 2. Кто такая шамаханская царица, зачем ей старый царь и почему в конце она исчезает? 3. К чему Пушкин говорит "сказка ложь, да в ней намёк". О какой лжи здесь идёт речь? На мой взгляд, у сказки есть еще и второй план и второй смысл. И этот смысл может быть заключен в словах "Бойтесь данайцев, дары приносящих". Царь на этом втором плане совершает только одну ошибку, как правитель, он доверяется безусловно совету постороннего. Пушкин не зря называет мудреца "звездочетом и скопцом", мудрец - это волшебник. Не зря у него есть "разумная птица". А теперь посмотрим на действия золотого петушка. Он трижды кричит, "обратившись на восток". Царь посылает туда "две рати" с старшим сыном и с младшим. После того, как он прибывает туда, он застаёт шамаханскую царицу и двух мертвых (убивших друг друга сыновей). Возникает вопрос - а была ли вообще угроза государству? И от кого она изначально исходила? И тут мы вспоминаем, что в начале сказки, царь Дадон описывался как грозный царь, который ходил походами на своих соседей "наносил обиды смело". И соседи его боялись. И теперь мы можем реконструировать подлинную сказку (в двух разных возможных вариантах): Версия 1. Жил-был Дадон и жила была одна соседняя страна. Царица этой страны, оставшись сиротой после того как Дадон скорее всего убил её родственников в битве, решает отомстить царю. Она обращается к волшебнику и тот соглашается ей помочь извести весь царский род. Для этого волшебник дарит царю волшебную птицу, в которой на деле нет ничего особенно волшебного, она всего лишь умеет кричать "обратившись на восток" ну и еще - убивать нарушившего обещания. Остальное царица делает сама. Задача птицы, заманить две рати царя по отдельности на восток, где они увидят шатёр с царицей. Старший и младший сыновья, увидев красоту царицы, решают "выяснить кому она достанется". Естественно, битва приводит к их общей гибели (тут возможно и волшебник постарался). Потом приходит царь, забирает девицу и привозит в свою столицу, где разыгрывается последний акт драмы. Волшебник требует себе девицу (прекрасно зная, что царь откажется выполнять обещание). И тут царь убивает волшебника. Петушок убивает царя. Девица сбегает ("исчезает"). А государство оказывается - а) без двух третей войска, б) без царя, в) без его наследников. Царица в этой версии сбежала скорее всего, чтобы привести своё собственное войско и с легкостью захватить страну. Другой версией событий и даже более правдоподобной, является Версия 2. Жил-был Дадон и жили-были его соседи-короли, натерпевшиеся от его постоянных набегов. Но увидев, что Дадон уже стар и отошёл от государственных дел, они решают погубить Дадона и его род. Для этого они нанимают волшебника. Дальше всё как в версии №1, только вот "девица, шамаханская царица" здесь - это призрак, морок, наведенный волшебником. Её видят все только пока жив сам волшебник. Когда царь убивает волшебника (сам волшебник не ожидал такого результата), петушок убивает царя и взвивается в небо, а царица исчезает, т.к. её никогда и не было. Государство же опять остается без 2/3 армии, без царя и его наследников. Есть и третья версия, мистическая, в которой шамаханская царица - это демон, а волшебник - это её слуга и задача демона - просто уничтожить царство, возможно это Пушкин и имел в виду. На то, что шамаханская царица - это демон, указывает то, что царь, даже не хоронит сыновей, он просто при виде царицы забывает, что у него были сыновья. Морок или призрак такого не сделает. Но в принципе, это несущественно. Вообще нам неважно, кто там был инициатором интриги - шамаханская царица/демон, сам старый волшебник, попавший в сети собственной любви к царице или соседи-короли. Важно то, что царя одурачили. Ему подсунули обманку. Золотой петушок привел царя Дадона и его государство к гибели. История о просто "глупом царе" превратилась в историю о царе-деспоте, который много воевал, но так и не научился управлять государством. Итак, Пушкин даёт правителям государств предметный урок: 1. Не доверять "шамаханским царицам,", какие бы красивые они не были. 2. Не верит "добрым подаркам", от кого бы они не исходили. 3. Управлять государством, а не "царствовать, лежа на боку". Безусловно перед нами еще и ирония, сатира. "Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь, враг труда, Нечаянно пригретый славой, Над нами царствовал тогда". Пушкин не любил Александра I, считая его безответственным царём. Возможно, когда он писал "сказку о золотом петушке", сказку о безответственности правителя и гибели государства - он имел в виду Александра I. Вот как-то так. P.S. В комментах пишите, нужна вам общая характериктика Пушкина как поэта и мыслителя "на закуску" после разбора некоторых его произведений. P.P.S. Зная подтекст сказки, можно написать шикарный фанфик в прозе по её мотивам. "Игра престолов" просто отдохнёт. Свернуть сообщение - Показать полностью
9 Показать 1 комментарий |
Scaverius
13 мая 2023
Коллекции загружаются
#обзоры_дилетанта #русская_классика #Пушкин #Борис_Годунов #Два_лика_власти
"Смутное время! Призрак свободы на коне, Кровь по колено, Словно в каком-то диком сне..." (В.А.Кипелов "Смутное время") "В России две напасти, Внизу - власть тьмы, А наверху - тьма власти" (В.А.Гиляровский) Решил не останавливаться на достигнутом. Недавно я решил еще раз перечитать трагедию А.С. Пушкина "Борис Годунов". Оказалось, что я крайне мало понимал это произведение. Мне всегда казалось, что это произведение про отношение народа к власти и про бунт. Теперь я понимаю его несколько глубже. Но обо всём по порядку. Внешняя канва, внешний пласт произведения рассказывает нам о правлении Бориса Годунова и о начавшейся Смуте, о Григории Отрепьеве и взятии Лжедмитрием I власти "на Москве". Внешняя канва - исторический "детектив", связанный с противостоянием двух фигур - царя Бориса Годунова и Григория Отрепьева. Интересно, что этот "первый план" произведения показывает, что фигуры царя и самозванца весьма схожи. Одного из них (царя) волнует то, какой ценой была им получена власть (здесь Пушкин следует версии о том, что Годунов виновен в смерти царевича Дмитрия). Соответственно, "царю с нечистой совестью" противостоит честолюбивый Отрепьев, мечтающий о царской власти. Но и он не лишён внутреннего конфликта. Ради своей власти он вынужден отказаться от подлинных чувств. Вокруг него - одни только подпевалы и интриганы и даже Марина Мнишек, которую он любит, почти отвергает его, как только он раскрывает ей душу. Это - первый план поэмы, где нам раскрывают один из ликов власти - одиночество. Царя Бориса Годунова никто не понимает, он в сущности оторван не только от народа, но и от боярского слоя. Он - никому не интересен в качестве человека. Он - царь, этим всё сказано. "Народ" - т.е. толпы на площади тоже воспринимают Бориса прежде всего как царя. Юродивый, человек из народа, обвиняет Бориса Годунова в том, что он "царь Ирод" и в убийстве Дмитрия. Царь разражается в трагедии длинным монологом о несправедливости народной любви, дескать, тиран Грозный её имел, а он её лишён. То же самое мы видим у самозванца. Кто-то из простых людей его искренне любит, очарованный им. Но дворяне и окружение в основном просто используют, ради того, чтобы возвыситься. Марина Мнишек презирает Лжедмитрия за то, что тот открывает ей душу, но как только он угрожает ей тем, что её накажут и бросает, что сам добьётся власти, тут же она грубо льстит ему и говорит, что с людьми надо обращаться именно так. Вообще для поверхностного взгляда тут может показаться, что народ воспринимается как покорная, безгласная толпа, которая играет роль массовкм. На самом деле, замысел Пушкина куда глубже. Сквозь всё произведение мы видим одну и ту же, назойливо и несколько настырно повторяющуюся, мысль автора - все кругом лицемеры. Лицемерят бояре, славя царя вслух и рассуждая о том, чтобы его свергнуть, лицемерит царь, скрывая от всех свои душевные муки, лицемерят люди из народа, заставляющие себя плакать "от умиления" и трущие ради этого луком глаза, лицемерит Отрепьев, выдавая себя за царевича Дмитрия, лицемерит Басманов, давая царю слово и нарушая его и так далее и так далее. Перед нами раскрывается чудовищная сцена повальной моральной коррупции общества, страшной ситуации, в которой участвуют всё, кроме разве что Пимена, отрекшегося от всего земного и детей Годунова (которые просто предстают перед нами как простодушные жертвы истории). Все друг друга предают, но при этом делают вид, что друзья. Отрепьев начинает свой путь к самозванству тем, что объявляет перед ищущей его стражей вместо себя самозванцем другого человека. Страшно же это всё тем, что выхода практически нет. Пушкин показывает, куда общество ведёт этот путь, а он ведёт к преступлению. Убиты царица и наследник Годунова. Но в этот момент, как мне кажется, Пушкин предлагает нам поверить в небольшое чудо. То самое сценическая фраза, которая записана, но не произнесена в конце "Народ безмолвствует" оказывается не тем, чем все её считают. Это не признак того, что народ безгласно терпит. Это признак того, что народ постепенно начинает осознавать глубину собственного морального падения, своего собственного бездействия перед лицом этих всеобщих интриг и лицемерия власть имущих. Последние реплики в трагедии были произнесены не стихами, а прозой (умышленный приём Пушкина): "Мосальский -Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. Народ в ужасе молчит. -Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует. Конец." Да, это действительно "конец". Конец той лжи и лицемерию, в котором существовали царь Борис и самозванец. До толпы начинает доходить простая истина "бояре доигрались и мы тоже". Лицемерие и ложь, как показывает Пушкин - были в конце рассеяны, достаточно было ещё одного злодейства - и всё стало ясно. Второй лик власти - лицемерие, оказался временным. Выздоровление русского общества (хотя впереди еще годы Смуты) началось именно там. Первые семена недоверия к охватившей верхи системы лжи и лицемерия были проявлены именно там. От гибели царевича Дмитрия до убийства Годуновых общество, по мнению Пушкина, жило в состоянии духовной слепоты. После этого, оно резко разделилось на продолжающих играть в "игру престолов" русских бояр и простой народ, тот самый народ, который выдвинет в 1611-12 гг. Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского на авансцену истории. В общем, главные уроки Пушкина - власть, полученная "неправедно", "несправедливо" - делает одиноким. А еще любую власть окружает повальное лицемерие приближенных, которое может захватывать и всё общество. И вот тогда общество, пропитанное этим вторым, ядовитым ликом, оказывается совсем в шаге от огромной пропасти. Думаю, что даже анархист Кропоткин не мог бы так показать наиболее отвратительные черты государственной власти, как это сделал Пушкин в "Борисе Годунове". Свернуть сообщение - Показать полностью
4 |
Scaverius
13 мая 2023
Коллекции загружаются
#обзоры_дилетанта #русская_классика #Пушкин #Капитанская_дочка #Повесть_о_судьбе_России
Добрый день всем! Продолжаю то, что обешал, когда начинал эти обзоры. "Капитанская дочка" долго была произведением, которое я лично, каюсь, считал у Пушкина малоинтересным и проходным. Банальный мелодраматический сюжет, при этом достаточно поверхностный и неправдоподобный, полный роялей в кустах, характеры достаточно поверхностные и одномерные (не чета поэме "Евгений Онегин") и так далее. Поэтому, хотя Пушкина я читал и перечитывал постоянно (а собрание сочинений Пушкина у меня на полке стоит), но не придавал особого значения этой повести. Пока не повзрослел и не обратил внимание на следующие обстоятельства: 1. Пушкин написал "Историю пугачевского бунта". Его интересовал Пугачёв и всё, что с ним было связано. Но почему-то свою повесть он не назвал "Разбойник Пугачёв" или "Мятежник Пугачёв", а назвал "Капитанская дочка". 2. В повести живыми персонажами, обладающими своими характерами, помимо гг являются двое людей, это Пугачев и Савельич. Савельич воплощает в себе образ обычного простого русского крестьянина, покорного господам, Пугачёв - мятежную стихию бунта. Остальные персонажи будто нарочно - плоские, одномерные. Швабрин - похож на опереточного злодея. Отец и мать Маши Мироновой - как будто копии Савельича. О других персонажах и упоминать не стоит. Почему? 3. В центре повествования находится притча, рассказанная Пугачевым Гриневу, притча о вороне и орле. Ворон - существо, которое питается мертветчиной, а орёл - живой кровью, при этом ворон может "триста лет клевать мертветчину", а орёл живёт всего лишь тридцать три года. При этом Гринёв (гг) быстро замечает, что "жить убийством и разбоем значит клевать мертветчину". Зачем эта притча о том, что "нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!" включено в повествование? 4. В конце повести императрица Екатерина II говорит "я в долгу перед дочерью капитана Миронова". Чем она обязана Марии Мироновой, которая буквально ничего ей не сделала - ни хорошего не дурного? Почему не "я в долгу перед капитаном Мироновым, а значит и перед дочерью его"? Оговорка? Ошибка? Итак, я пришёл в итоге к следующему. Как всегда в великих произведениях, у нас есть здесь разные планы повествования. Первый план - поверхность сюжета. На поверхности сюжета - любовь двух людей друг к другу Петра Гринева и Марии Мироновой, которая проходит через испытания (злоба завистников, отсутствие благословения, разлука, плен у мятежников, арест Гринева) и завершается "хэппи-эндом". На поверхности нет ничего, кроме этой любви двух молодых людей, причем любви, больше похожей на романтическую страсть, чем на глубокое чувство. Поверхностный план грешит множеством неправдоподобных деталей (за исключением ареста гг) и конец кажется вымученным. Второй план - это повесть о взрослении персонажа. Это повесть о том, как Гринев постепенно из "дворянского недоросля" превращается в человека достойного того, чтобы его называли дворянином: он защищает честь девушки на дуэли (со Швабриным), он мужественен в сражении, он перед лицом смерти не предаёт воинской присяги, и даже Пугачеву в лицо может объявить ,что он самозванец. Наконец, он спасает любимую от мучений со стороны соперника, несмотря на то, что понимает риск второй встречи с мятежниками. На допросе после ареста (его подозревают в связи с Пугачевым), Гринев молчит, не желая "впутывать" свою любимую. А начинается путь Гринева с попоек, с ругани на Савельича и проч. обычных выходок "дворянского мажора", проще говоря "аристократической сволочи". Но постепенно он исправляется. Причем исправляется под влиянием "древней старины", под влиянием родителей Маши Мироновой. под влиянием Савельича, который воплощает в себе "народный дух" и даже под влиянием "великодушия врага" (имея в виду Пугачёва). Но наиболее интересен третий план, без которого непонятны "ошибки", перечисленные мной выше. На третьем плане - это повесть о судьбе России, не больше и не меньше. Это повесть не просто о "русском бунте", а об отношении дворянского сословия к народу и народа к дворянам. Повесть называется "Капитанская дочка" не потому, что Мария Миронова самый центральный персонаж. Она настолько второстепенное лицо, что сама по себе не интересна. Значит, Пушкину был интересен образ Марии Мироновой. Зачем? И тогда я посмотрел как её описывают. Русская красавица из бедной семьи, "вековечная невеста" как замечает мать (в смысле никто такую бедную брать не будет", но тем не менее в романе все считают её главным персонажем. Швабрин пытается сжить со свету Гринёва, а до этого сватался к Марии, Гринев, видя её, сходит с ума от любви, Пугачев, узнав, что в доме есть "девица", желает её немедленно видеть. Императрица - в конце повести утверждает, что дочь капитана Миронова - та, перед кем она "в долгу". Итак, вечная невеста, девушка, которую никто не может взять в жены, а только соперничают, кто сводит всех с ума, все хотят ей обладать - это Россия. Когда Пугачев врывается в Белогорскую крепость, Мария падает в обморок, который переходит в горячку после того, как она "видит Пугачева". От Швабрина Мария тоже "падает в обморок", он ей ненавистен. Но зато она любит Гринёва, а Пугачев не простой ей благоволит, а ради неё венчает их с Гриневым и отпускает с миром. Россия по мысли Пушкина должна достаться "хорошим дворянам", которые знают, что ей нужно. Она должна отвергнуть русский бунт, но отвергнуть и просвещенных атеистов-дворян, таких как Швабрин, потому что они убийцы (Швабрин на дуэли убил человека) и предатели (Швабрин переходит на сторону Пугачева). Но и Пугачеву она не достанется, т.к. он "питается живой кровью". Пугачев - русский богатырь (живёт тридцать лет и три года), орёл из собственной притчи. Ворон из притчи - это монархическая власть. Она живёт столетия, но питается падалью, мертветчиной, т.е. угнетает народ. Поэтому власть (императрица) в долгу перед Россией (Мироновой). Конец там оптимистичен, власть разрешает "хорошим дворянам", выдержавшим испытание на благородство (дуэль со Швабриным, распускающим слухи про Миронову), отваги (поведение перед лицом смерти) и честью (отправился спасать невесту один, не зная собственной участи и не выдал перед лицом казни за якобы мятеж) стать "женихами" и "мужьями" России. Республиканизм уже морально осужден Пушкиным, он не нужен. Республиканизм - это вольнодумство и оппортунизм, желание продать собственную честь, чтобы подольстится к народным мятежникам (Швабрин). Пушкин всецело принимает дворянскую мораль, со всеми её предрассудками, отбрасывая лишь один из них - аристократическую спесь и ненависть к народу. Народ в повести - однозначно положителен, и когда он мирен (Савельич) и когда он бунтует и ярится (Пугачёв). Народ освобождает Россию и венчает её с лучшими представителями дворянства - вот мысль о будущем. Власть должна перестать как ворон "питаться мертветчиной", но и не должна лить кровь как орёл-богатырь. Почему произведение гениально? Да потому, что ворон в притче Пугачева живёт 300 лет, а орёл 30 лет и 3 года. Российская империя прожила примерно 3 века с 1721 по 1922 (300 лет) и все 300 лет высшие сословия угнетали простой народ ("питались мертветчиной"). Пугачевский бунт, если считать его вместе с прелюдией или первым казацким допугачевским восстанием 1772 года длился три года (1772-1775). Ну а власть "революционного орла", то есть новой революционной силы, которая сменит ворона (и будет питаться кровью, то есть кровь проливать, свою и чужую), прожила где-то с 1922 по 1956 г. (30 лет и три года). Вот и не верь после этого в пророчества и приметы. 300, 30 и 3 - это знаете, будет посильнее "тройки, семерки и туза" из "Пиковой Дамы" А.С. Пушкина. Три числа, зато какая богатая символика... Впрочем, это уже только совпадение, не более того. Важна оценка, данная Пушкиным, предупреждение о том, что власть не должна "питаться мертветчиной", а бунтари народные "питаться живой кровью". И то и другое - ни к чему хорошему не приводит, кроме распада. Свернуть сообщение - Показать полностью
11 Показать 2 комментария |
Scaverius
15 ноября 2021
Коллекции загружаются
#история_ХХ_века #русская_классика #литературная_загадка #стихи
Наткнулся еще раз на стихотворение, в котором сжато и четко описана история России пер. пол. ХХ века. А кто его автор? И кто спрятан за квадратными скобками? Определите это по следующему отрывку: "Того, кто спас нас, больше нет. Его уж нет, а те, кто вживе, А те, кого оставил он, Страну в бушующем разливе Должны заковывать в бетон. Для них не скажешь: [....] умер. Их смерть к тоске не привела. Еще суровей и угрюмей Они творят его дела…" Если что, автор - поэт серебряного века. Гуглом просьба не пользоваться, так неинтересно. P.S. Еще одна подсказка лит. критик Д. Быков считал это стихотворение "самым конъюнктурным", "нелепым" и вообще его ненавидел. Как собственно и автора не любил никогда. 4 Показать 12 комментариев |
Scaverius
4 сентября 2021
Коллекции загружаются
#русская_классика #Некрасов #жуть-2 #cтихи
Так как всем понравилось "Утро", то решил запостить еще одно, крайне характерное произведение Некрасова (которое точно проходят в школе) и которое должно быть вроде как обычной сатирой, но если вчитаться, то видишь совершенно жуткий смысл. На этот раз обойдусь без объяснения этого смысла - просто представлю стих на суд Фанфикса и всё. Интересно, кто и как понял смысл этого стихотворения и в чем тут, собственно "жуть", вынесенная в тэги. Нравственный человек 1 Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла. Жена моя, закрыв лицо вуалью, Под вечерок к любовнику пошла. Я в дом к нему с полицией прокрался И уличил... Он вызвал — я не дрался! Она слегла в постель и умерла, Истерзана позором и печалью... Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла. 2 Приятель в срок мне долга не представил. Я, намекнув по-дружески ему, Закону рассудить нас предоставил; Закон приговорил его в тюрьму. В ней умер он, не заплатив алтына, Но я не злюсь, хоть злиться есть причина! Я долг ему простил того ж числа, Почтив его слезами и печалью... Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла. 3 Крестьянина я отдал в повара, Он удался; хороший повар — счастье! Но часто отлучался со двора И званью неприличное пристрастье Имел: любил читать и рассуждать. Я, утомясь грозить и распекать, Отечески посек его, каналью; Он взял да утопился: дурь нашла! Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла. 4 Имел я дочь; в учителя влюбилась И с ним бежать хотела сгоряча. Я погрозил проклятьем ей: смирилась И вышла за седого богача. Их дом блестящ и полон был как чаша; Но стала вдруг бледнеть и гаснуть Маша И через год в чахотке умерла, Сразив весь дом глубокою печалью... Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла... Думаю, что со времен возникновения Нового Завета, в литературе не было такого портрета... Простите за невольный стих. Свернуть сообщение - Показать полностью
8 Показать 5 комментариев |
Scaverius
4 сентября 2021
Коллекции загружаются
#русская_классика #Некрасов #жуткое #стихи
Николай Алексеевич Некрасов - странный поэт. Он имеет славу крестьянского поэта, а писал он стихотворения, от которых веет запредельной жутью и думаешь - "да как же можно жить, такое написав" и только мертвый классик где-то грустно кивает головой. "Можно!" - доносится его полуночный шёпот с какой-то затаённой тоской. Вашему вниманию я представляю самое моё любимое стихотворение Некрасова, которое может спасти от грустного настроения просто и быстро - перебросив вас в шок. Вот оно: УТРО Ты грустна, ты страдаешь душою: Верю — здесь не страдать мудрено. С окружающей нас нищетою Здесь природа сама заодно. Бесконечно унылы и жалки Эти пастбища, нивы, луга, Эти мокрые, сонные галки, Что сидят на вершине стога; Эта кляча с крестьянином пьяным, Через силу бегущая вскачь В даль, сокрытую синим туманом, Это мутное небо... Хоть плачь! Но не краше и город богатый: Те же тучи по небу бегут; Жутко нервам — железной лопатой Там теперь мостовую скребут. Начинается всюду работа; Возвестили пожар с каланчи; На позорную площадь кого-то Провезли — там уж ждут палачи. Проститутка домой на рассвете Поспешает, покинув постель; Офицеры в наемной карете Скачут за город: будет дуэль. Торгаши просыпаются дружно И спешат за прилавки засесть: Целый день им обмеривать нужно, Чтобы вечером сытно поесть. Чу! из крепости грянули пушки! Наводненье столице грозит... Кто-то умер: на красной подушке Первой степени Анна лежит. Дворник вора колотит — попался! Гонят стадо гусей на убой; Где-то в верхнем этаже раздался Выстрел — кто-то покончил с собой... Особенно поражает тихий, спокойный тон этого стиха, перечисляющего такие события, что кажется - если бы они произошли одновременно, то разверзлись бы небеса и наступил бы Страшный Суд. Но нет, это обычное городское утро...глазами Некрасова. Свернуть сообщение - Показать полностью
26 Показать 12 комментариев |
Карась Пупкин
26 августа 2020
Коллекции загружаются
#__ 2
#11 2 #146 2 #1a 2 #1класс 2 #2017 1 #2048 2 #22 2 #2slowpokes 2 #3310 1 #502 2 #5Пост 2 #8SeriesDW 2 #a1 2 #aa 2 #aa_aa 2 #aaa 2 #acer 3 #advert 2 #alignment 2 #ALLHAILBRITANNIA 2 #alpha 1 #amv 1 #ancient 2 #android 1 #anime 42 #animesuggest 1 #announce 1 #asoiaf 3 #attention 2 #au 3 #backup 2 #bash 1 #bdsm 3 #bear 1 #beardofdumbledore 2 #berserk 2 #blogs 4 #boyanus 2 #breakingnews 1 #bredor 105 #bredоr 1 #breodr 1 #brexit 2 #captain_obvious_mode 3 #christmas 2 #clarek 1 #closure 2 #cmv 1 #crash 2 #crossover 12 #cute 2 #darkside 3 #darthvader 2 #dementor 2 #dnd 2 #dniwe 1 #dniwenoob 2 #dniwenyan 11 #doctorwho 44 #doctorwho9 2 #dota 1 #DW 5 #easteregg 4 #english 1 #everybodykeepsgrowingfat 2 #exterminate 2 #facepalm 6 #fanfic 1 #fanfics 24 #fanficsme 2 #fanfiktion 1 #fantastic_beasts 3 #fear 1 #femslash 1 #ficbook 4 #game 2 #gdguhjkgdf 2 #geass 2 #geektimes 2 #got 1 #habr 18 #harshad 2 #hash 2 #hogs 2 #hotdog 1 #HP 2 #hpmor 1 #iamnotamanul 2 #idea 3 #ideas 2 #ihatebroadcomandmsndis 2 #iwish 1 #izumgorod 2 #js 2 #knightmare_frame 2 #kyso 5 #lil_stockholm 2 #links 5 #litrpg 1 #live 1 #logh 1 #lol 4 #lolg 2 #LOLWUT 3 #lookingfor 4 #lordofsiths 2 #luciuslivematters 1 #madoka 2 #manulization 1 #mathmage 2 #memes 1 #multifandom 2 #mute 1 #my 1 #nb 1 #nc 1 #nevermind 3 #news 6 #newschool 2 #nextdniwe 2 #nge 1 #no_comments 2 #noSIDnohash 2 #now 2 #nsfw 2 #nuclear 1 #nya 2 #oeis 2 #offline 1 #Oo 3 #OP 2 #ova 1 #pic 1 #Pida 2 #pidaresht 5 #pidarest 2 #pokyso 2 #potter 2 #pottermore 2 #py 3 #queue 3 #quote 2 #reddit 1 #reminder 1 #repost 1 #request 4 #rtfm 1 #sch 2 #schedule 1 #sedlex 1 #severdmode 2 #simple 2 #sith 2 #skype 1 #skyrim 2 #slayers 2 #sliceoflife 1 #slowpoke 7 #snake 2 #somewhere_around 1 #sorewahimitsudesu 2 #spoiler 1 #spoilers 1 #starwars 6 #strange 2 #stream 1 #suggest 2 #survey 5 #tag 1 #telegram 3 #terms 1 #testtag 1 #testtag1 3 #todo 1 #trailer 1 #trash 2 #trashmode 2 #trololo 2 #turkey 1 #ubuntu 2 #uprt 3 #usa 1 #userscript 3 #uybuntu 2 #vader 2 #vanilla 2 #video 5 #vis 1 #vk 1 #voldemort 1 #vsemKyso 2 #web 1 #westeros 2 #who 2 #wish 1 #wlater 1 #worm 1 #xuy 2 #xuй 2 #youtube 1 #zhh 1 #А_почему_бы_нет 2 #абыаризация 2 #аднищетонеграмотное 2 #аниме 2 #асер 2 #аяневпидареште 2 #баг 1 #бандера 2 #баян 12 #бегите_глупцы 3 #Безвыигрышнаялотерея 2 #безкомментариев 2 #белобрысыелошадки 2 #Битва_за_Хогвартс 1 #блоги 1 #блогомафия 27 #блондинка_и_лигры 1 #бойся_суп 2 #большебреда 2 #бред 4 #БРЕДОДОБЫЧА 2 #бредор 1 #бредр 1 #васпредупреждали 2 #вброс 13 #вейдер 2 #вейдерсправа 3 #вернитевейдера111 2 #Взгляд_в_будущее 1 #видео 4 #возмножно_баян 2 #вочередь 3 #всем_покисо 1 #всем_покс 2 #всем_покысо 3 #всем_пофиг 3 #всем_пох 13 #всеманул 1 #всемкысо 3 #всемманул 2 #всемпокысо 8 #всемпофиг 2 #всемпох 4 #всякая_фигня 1 #вузы 2 #гп_канон 1 #ГПФандом 2 #гречка 2 #гролар 1 #гуглень 2 #Дайри 1 #дамбигад 2 #дата 2 #дафнагринграсс 2 #деанон 2 #Дети 2 #дискиненужны 2 #для_симметрии 2 #днище_няша 2 #днищевсеравноняша 4 #днищеня 30 #докторкто 6 #др 3 #другойтег 2 #евровидение_2016 2 #ЕГЭ 2 #ёёё 2 #ёфикацияднища 2 #жолтаяпресса 2 #жыр 10 #забавно 4 #завернитессобой 2 #закон 1 #занятно 2 #заявка 20 #идеи 1 #иллюстрации_на_фанфиксе 1 #интересно 6 #информации_псто 1 #история_пидарешта 2 #историяповторяется 2 #ихихи 2 #какаятостатья 2 #кампутирнаяграматнасть 2 #канон 3 #канонгори 2 #капитаночевидность 2 #кетайскиеноуты 2 #кинопоиск 2 #кисо 1 #кошачий_суп 1 #криворукость 2 #криптоблоги 3 #кроссовер 6 #кысо 5 #ликбез 2 #лол 8 #луч 2 #любовь_моя 2 #Люциус 1 #магглятина_уходи 1 #малоли 2 #манулирование 1 #матемаг 1 #матфильтр 1 #мафия_13 1 #мафия_по_ГП 1 #мббаян 2 #мейлру 2 #мейнстрим 2 #мерка 2 #месхи 2 #мини 2 #моё 2 #мультфильм 1 #мультфильмы 1 #мухтар 2 #наблюдение 3 #наблюдения 5 #небагафича 3 #незаыть 2 #неканон 1 #немои 2 #ненависть 4 #необращайтевниманиянаэтотпост 2 #неспойлерим 2 #нечитайтепост 2 #новости 4 #ногомяч 2 #нормвсе 2 #ноэтихдрпеилможнобылоуьахуьлол 2 #нуавдруг 2 #нуавдругктонезнает 2 #ньяхаха 2 #ня 2 #ОБЖ 3 #обсуждение 2 #однакожи 2 #ололо 2 #оО 2 #опрос 3 #опрс 2 #ответ 1 #ОТП 1 #очевидно 2 #очевидность 1 #оченьважно 1 #партия_17 1 #переходы 2 #петросянство 2 #пидарешт 9 #писательское 1 #письмо_Деду_Морозу 1 #плио 1 #повседневное 2 #погода 3 #поиск_фиков 1 #покисо 4 #покысо 13 #политота 7 #пост 1 #посупо 2 #прародители 2 #приветлиза 2 #продолжаемразвиватьлинию 2 #просто 2 #просто_информация 2 #просто_цитата 2 #простотак 2 #Раз_такая_пьянка 2 #реклама 3 #Реф 1 #РРРРРРРРРРРРРРРррррррррррррррррр 2 #русская_классика 2 #сжечь 1 #сжигать 1 #скрыт 1 #скучно 5 #слеш 3 #смишно 2 #события 2 #Соцопрос 6 #спб 1 #спервадобейся 2 #спервасохранись 2 #спойлер 4 #спойлеры 3 #справавейдер 2 #ссылки 1 #старыеблоги 2 #статистика 12 #статистика_фанфикса 4 #стихи 3 #страдания 3 #странный 2 #суп 4 #тег_для_скрыта 4 #теориязаговора 2 #типа_комбинаторика 2 #типичный_суп 2 #тожедлясимметриинодругой 2 #толсто 2 #толстыйвброс 2 #треш 2 #тупойолливандер 1 #тупыевопросы 1 #тупыесериалы 2 #тупыесны 2 #Тыжднище 2 #тэг_для_скрыта 2 #угадайка 2 #упрт 5 #учеба 1 #фантастические_звери 1 #фейки 1 #фейки_фанфикса 2 #фем 1 #Феминизм 2 #фемфест 1 #фентези 3 #фикбук 7 #фики 1 #философские_размышления 2 #фича 2 #Флешмоб 3 #флэшмоб 1 #фэнтези 2 #хuy 2 #хабр 3 #хищниксамовыпилился 2 #хочуздравуюидеюикофебезсахара 2 #хроникипидарешта 4 #чс 1 #шерлок 2 #ыы 2 #ЫЫЫЫ 3 #ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ 2 #экзамен 2 #эксперимент 2 #я_должна_учить_ 1 #я_должна_учить_матан 1 #ялюблюсупа 2 #япродругое 2 #ятебяпоIP 2 Свернуть сообщение - Показать полностью
2 |
ДНИЩE--ЫЫЫЫ
23 декабря 2016
Коллекции загружаются
#__ 2
#11 2 #146 2 #1a 2 #1класс 2 #2017 1 #2048 2 #22 2 #2slowpokes 2 #3310 1 #502 2 #5Пост 2 #8SeriesDW 2 #a1 2 #aa 2 #aa_aa 2 #aaa 2 #acer 3 #advert 2 #alignment 2 #ALLHAILBRITANNIA 2 #alpha 1 #amv 1 #ancient 2 #android 1 #anime 42 #animesuggest 1 #announce 1 #asoiaf 3 #attention 2 #au 3 #backup 2 #bash 1 #bdsm 3 #bear 1 #beardofdumbledore 2 #berserk 2 #blogs 4 #boyanus 2 #breakingnews 1 #bredor 105 #bredоr 1 #breodr 1 #brexit 2 #captain_obvious_mode 3 #christmas 2 #clarek 1 #closure 2 #cmv 1 #crash 2 #crossover 12 #cute 2 #darkside 3 #darthvader 2 #dementor 2 #dnd 2 #dniwe 1 #dniwenoob 2 #dniwenyan 11 #doctorwho 44 #doctorwho9 2 #dota 1 #DW 5 #easteregg 4 #english 1 #everybodykeepsgrowingfat 2 #exterminate 2 #facepalm 6 #fanfic 1 #fanfics 24 #fanficsme 2 #fanfiktion 1 #fantastic_beasts 3 #fear 1 #femslash 1 #ficbook 4 #game 2 #gdguhjkgdf 2 #geass 2 #geektimes 2 #got 1 #habr 18 #harshad 2 #hash 2 #hogs 2 #hotdog 1 #HP 2 #hpmor 1 #iamnotamanul 2 #idea 3 #ideas 2 #ihatebroadcomandmsndis 2 #iwish 1 #izumgorod 2 #js 2 #knightmare_frame 2 #kyso 5 #lil_stockholm 2 #links 5 #litrpg 1 #live 1 #logh 1 #lol 4 #lolg 2 #LOLWUT 3 #lookingfor 4 #lordofsiths 2 #luciuslivematters 1 #madoka 2 #manulization 1 #mathmage 2 #memes 1 #multifandom 2 #mute 1 #my 1 #nb 1 #nc 1 #nevermind 3 #news 6 #newschool 2 #nextdniwe 2 #nge 1 #no_comments 2 #noSIDnohash 2 #now 2 #nsfw 2 #nuclear 1 #nya 2 #oeis 2 #offline 1 #Oo 3 #OP 2 #ova 1 #pic 1 #Pida 2 #pidaresht 5 #pidarest 2 #pokyso 2 #potter 2 #pottermore 2 #py 3 #queue 3 #quote 2 #reddit 1 #reminder 1 #repost 1 #request 4 #rtfm 1 #sch 2 #schedule 1 #sedlex 1 #severdmode 2 #simple 2 #sith 2 #skype 1 #skyrim 2 #slayers 2 #sliceoflife 1 #slowpoke 7 #snake 2 #somewhere_around 1 #sorewahimitsudesu 2 #spoiler 1 #spoilers 1 #starwars 6 #strange 2 #stream 1 #suggest 2 #survey 5 #tag 1 #telegram 3 #terms 1 #testtag 1 #testtag1 3 #todo 1 #trailer 1 #trash 2 #trashmode 2 #trololo 2 #turkey 1 #ubuntu 2 #uprt 3 #usa 1 #userscript 3 #uybuntu 2 #vader 2 #vanilla 2 #video 5 #vis 1 #vk 1 #voldemort 1 #vsemKyso 2 #web 1 #westeros 2 #who 2 #wish 1 #wlater 1 #worm 1 #xuy 2 #xuй 2 #youtube 1 #zhh 1 #А_почему_бы_нет 2 #абыаризация 2 #аднищетонеграмотное 2 #аниме 2 #асер 2 #аяневпидареште 2 #баг 1 #бандера 2 #баян 12 #бегите_глупцы 3 #Безвыигрышнаялотерея 2 #безкомментариев 2 #белобрысыелошадки 2 #Битва_за_Хогвартс 1 #блоги 1 #блогомафия 27 #блондинка_и_лигры 1 #бойся_суп 2 #большебреда 2 #бред 4 #БРЕДОДОБЫЧА 2 #бредор 1 #бредр 1 #васпредупреждали 2 #вброс 13 #вейдер 2 #вейдерсправа 3 #вернитевейдера111 2 #Взгляд_в_будущее 1 #видео 4 #возмножно_баян 2 #вочередь 3 #всем_покисо 1 #всем_покс 2 #всем_покысо 3 #всем_пофиг 3 #всем_пох 13 #всеманул 1 #всемкысо 3 #всемманул 2 #всемпокысо 8 #всемпофиг 2 #всемпох 4 #всякая_фигня 1 #вузы 2 #гп_канон 1 #ГПФандом 2 #гречка 2 #гролар 1 #гуглень 2 #Дайри 1 #дамбигад 2 #дата 2 #дафнагринграсс 2 #деанон 2 #Дети 2 #дискиненужны 2 #для_симметрии 2 #днище_няша 2 #днищевсеравноняша 4 #днищеня 30 #докторкто 6 #др 3 #другойтег 2 #евровидение_2016 2 #ЕГЭ 2 #ёёё 2 #ёфикацияднища 2 #жолтаяпресса 2 #жыр 10 #забавно 4 #завернитессобой 2 #закон 1 #занятно 2 #заявка 20 #идеи 1 #иллюстрации_на_фанфиксе 1 #интересно 6 #информации_псто 1 #история_пидарешта 2 #историяповторяется 2 #ихихи 2 #какаятостатья 2 #кампутирнаяграматнасть 2 #канон 3 #канонгори 2 #капитаночевидность 2 #кетайскиеноуты 2 #кинопоиск 2 #кисо 1 #кошачий_суп 1 #криворукость 2 #криптоблоги 3 #кроссовер 6 #кысо 5 #ликбез 2 #лол 8 #луч 2 #любовь_моя 2 #Люциус 1 #магглятина_уходи 1 #малоли 2 #манулирование 1 #матемаг 1 #матфильтр 1 #мафия_13 1 #мафия_по_ГП 1 #мббаян 2 #мейлру 2 #мейнстрим 2 #мерка 2 #месхи 2 #мини 2 #моё 2 #мультфильм 1 #мультфильмы 1 #мухтар 2 #наблюдение 3 #наблюдения 5 #небагафича 3 #незаыть 2 #неканон 1 #немои 2 #ненависть 4 #необращайтевниманиянаэтотпост 2 #неспойлерим 2 #нечитайтепост 2 #новости 4 #ногомяч 2 #нормвсе 2 #ноэтихдрпеилможнобылоуьахуьлол 2 #нуавдруг 2 #нуавдругктонезнает 2 #ньяхаха 2 #ня 2 #ОБЖ 3 #обсуждение 2 #однакожи 2 #ололо 2 #оО 2 #опрос 3 #опрс 2 #ответ 1 #ОТП 1 #очевидно 2 #очевидность 1 #оченьважно 1 #партия_17 1 #переходы 2 #петросянство 2 #пидарешт 9 #писательское 1 #письмо_Деду_Морозу 1 #плио 1 #повседневное 2 #погода 3 #поиск_фиков 1 #покисо 4 #покысо 13 #политота 7 #пост 1 #посупо 2 #прародители 2 #приветлиза 2 #продолжаемразвиватьлинию 2 #просто 2 #просто_информация 2 #просто_цитата 2 #простотак 2 #Раз_такая_пьянка 2 #реклама 3 #Реф 1 #РРРРРРРРРРРРРРРррррррррррррррррр 2 #русская_классика 2 #сжечь 1 #сжигать 1 #скрыт 1 #скучно 5 #слеш 3 #смишно 2 #события 2 #Соцопрос 6 #спб 1 #спервадобейся 2 #спервасохранись 2 #спойлер 4 #спойлеры 3 #справавейдер 2 #ссылки 1 #старыеблоги 2 #статистика 12 #статистика_фанфикса 4 #стихи 3 #страдания 3 #странный 2 #суп 4 #тег_для_скрыта 4 #теориязаговора 2 #типа_комбинаторика 2 #типичный_суп 2 #тожедлясимметриинодругой 2 #толсто 2 #толстыйвброс 2 #треш 2 #тупойолливандер 1 #тупыевопросы 1 #тупыесериалы 2 #тупыесны 2 #Тыжднище 2 #тэг_для_скрыта 2 #угадайка 2 #упрт 5 #учеба 1 #фантастические_звери 1 #фейки 1 #фейки_фанфикса 2 #фем 1 #Феминизм 2 #фемфест 1 #фентези 3 #фикбук 7 #фики 1 #философские_размышления 2 #фича 2 #Флешмоб 3 #флэшмоб 1 #фэнтези 2 #хuy 2 #хабр 3 #хищниксамовыпилился 2 #хочуздравуюидеюикофебезсахара 2 #хроникипидарешта 4 #чс 1 #шерлок 2 #ыы 2 #ЫЫЫЫ 3 #ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ 2 #экзамен 2 #эксперимент 2 #я_должна_учить_ 1 #я_должна_учить_матан 1 #ялюблюсупа 2 #япродругое 2 #ятебяпоIP 2 Свернуть сообщение - Показать полностью
Показать 2 комментария |