20 мая 2013 к фанфику Летучий корабль
|
|
«Гарри Поттер должен умереть» - вот за одну эту фразу я со всей серьезностью назову Вас автором шедевра. Вы ухватили самую глубину проблемы, и это не может не вызывать восхищения и благодарности!
Во все времена в культуре периодически находил свою реализацию основополагающий архетип героя-жертвующего-жизнью. Зоя Космодемьянская, Николай Гастелло, направивший свой горящий самолет на вражескую технику, Александр Матросов, закрывавший своим телом амбразуру (и которого СМИ сейчас зачем-то упорно низвергают из пассионария в преступника и наемного героя). В мировой литературе – Фродо во «Властелине колец» спас мир, но не пережил свой подвиг. И многие другие примеры. Это некое знание, архетип, идущий из самых глубин коллективного нашего опыта, мифологического пласта культуры. Герой, согласившийся на смерть и беззащитный (заведомо проигрывающий в силе) перед лицом зла спасает человечество ценой своей жизни. Почему говорят, что все великие книги – это римейки Библии? Сама мама Ро не отрицает того, что в Гарри она подразумевала человека, прошедшего путь Христа и приблизившегося за счет этого к образу божьему. У Роулинг структура сюжета не подразумевала окончательной смерти Гарри. Он просто обязан был воскреснуть, ибо на нем лежала миссия победы над злом. (Хотя, как я поняла, у него был выбор «ты можешь пойти дальше, а можешь вернуться», и тогда, выбрав смерть окончательную, он бы отыграл классическую роль героя, умер и своей смертью вдохновил на сражение и победу всех оставшихся). Однако он вернулся и доделал все сам. Роль жертвенного вдохновляющего пассионария, положившего всю жизнь на борьбу за истину и погибшего на глазах (!) у того, кого он вдохновил на победу - досталась товарищу Снейпу. Смотрите, ведь он так же подходит на роль героя – бесправный, одинокий, беззащитный перед своей трагической судьбой. И в каноне он умер уже по всем правилам архетипа. Говоря умным языком умных психологов (это ирония, я лично больше жалую мифологию и мистику…), Гарри, пройдя путь героя и спасителя человечества, не умер до конца. А значит, не завершил гештальт. :) Его отвращала обыденная жизнь, его тянуло на подвиги – это еще полбеды. Отмеченный смертью, зараженный ее дыханием, Гарри действительно подсознательно жаждал умереть. Не в приземленном бытовом смысле, это именно тот самый пресловутый танатос, который без соседствующего с ним героизма выглядел бы слабостью и сумасшествием. 2 |