↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Правовые дебри: о чём нужно знать писателю (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
Статья
Статус:
Заморожен
Предупреждения:
От первого лица (POV)
 
Проверено на грамотность
Здесь будут собраны статьи, где я разбираю различные тонкости законодательства, которые важно учитывать при написании художественных текстов.
Чтобы скачать фанфик войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь
QRCode



Произведение добавлено в 2 публичных коллекции и в 7 приватных коллекций
Ориджиналы в процессе (Фанфики: 177   4   olesyaO)
Авторское (Фанфики: 1   0   Asteroid)
Показать список в расширенном виде



38 комментариев
Очень интересное начало и (традиционно для комментариев) хочется продолжения.
Спасибо! Полезное дело!

Если будет возможность, про аудиоверсии было бы интересно узнать. И к ориджам, и к фанфикам.
Очень нужная статья
Nita Онлайн
Спасибо! Очень интересно!
Нужно ли в шапках фиков писать отказы? Мол, все права на персонажей принадлежат автору, я мимо пробегал?
Восхитительно, жду продолжения)
Вот и мне казалось, что персонажи - да, но мир и идея вряд ли могут быть оформлены как собственность ну или не знаю как еще это называется, чтобы считать тексты с их использованием чем-то на уровне "караул! ограбили!"
Интересно, почему ещё никому не пришло в голову защитить законом совокупность персонажей. Если про одного ещё можно сказать, что это типа другой персонаж, просто случайно имя и фамилия совпали, то когда их много, это оправдание теряет силу.
P.S. Жду главу о лицензионных соглашениях площадок фанфикшена (-:
В принципе, Warner Bros. Entertainment Inc. может предъявить претензии любому сайту с фанфиками, потому что сайт показывает рекламу и тем самым извлекает прибыль из чужого товарного знака
Авторские права на персонажа, я думаю, принадлежат в первую очередь всё-таки Роулинг, а WB принадлежит конкретно визуальный образ, созданный Аланом Рикманом. Роулинг же дала высочайшее разрешение на написание фанфиков (но не высокого рейтинга).
KNSавтор
Хэлен
Спасибо! Постараюсь сюда регулярно писать.

InCome
ОК. Поговорим про аудиоверсии и в целом про аудиокниги. Записала.

Климентина
Nita
Спасибо!

GrimReader
В целом, нужно, но в случае серьёзных претензий это не спасёт :) Важно, извлекаете ли вы прибыль из использования персонажа. Если не извлекаете, то претензии практически невозможны.

Verity Mage
Спасибо!

Три рубля
Бремя доказывания того, что персонаж - это именно персонаж в смысле закона, то есть охраняемый объект, лежит на авторе. Обычно если правообладатели не хотят заморачиваться с регистрацией торговых марок, они перечисляют персонажей в текстах договорах, например, "Студия А - создатель мультфильма "Разноцветные коты" - передаёт телеканалу Б права на следующих персонажей: 1) белый кот в красных штанах - инфантилен, ленив, картавит; 2) жёлтый кот в зелёных штанах - весел, шутлив, активен..." Если такого документа нет, автор персонажа должен доказать, что персонаж с таким именем обладает определённым набором характеристик. Однако если речь идёт только о персонажах из текстов, это сделать очень трудно.

Чтобы этого не делать, не перечислять все характеристики персонажа, их регистрируют как торговые марки, и они приобретают очень высокий уровень правовой защиты - с целью извлечения прибыли их почти никогда нельзя использовать без разрешения правообладателя.

Насколько я знаю, Роулинг отказалась от исключительных прав именно на персонажей и передала их WB (они же выпускают игрушки, игры, аттракционы и т.п.), и тут уже стало неважно, как именно персонажи были представлены в фильме. Ей принадлежат права на текст как художественное произведение и неимущественные права на персонажей (право считаться их автором, например). А WB зарегистрировали некоторых персонажей поттерианы как торговые марки и защитили их от любого контрафактного использования.
Показать полностью
Спасибо!

Интересно, а если сказать, что одна из важных целей фанфика - ознакомление его читателей с сеттингом и героями канона, это не будет аргументом в пользу fair use? Как-никак, образовательная функция! Особенно - если канон - классика вроде наследия Толкина.
KNSавтор
П_Пашкевич
Сказать-то всё что угодно можно, но нет никаких волшебных фраз, которые могут спасти автора, использовавшего чужое произведение, от претензий правообладателя. И цели создания произведения на основе чужого произведения должны быть достаточно очевидны без объяснения его автора.

В контексте же образования американские суды ориентируются ещё и на формальные критерии: а кто ваши ученики, а что это за учебная программа такая, а что даёт изучение чужого произведения, а соответствует ли это изучение критериям научности, а являетесь ли вы экспертом, способным осуществлять обучение и т.п. В нашей практике я таких дел не увидела, но подозреваю, что у нас следование формальным критериям в случае такого спора будет ещё более строгим - есть образовательный стандарт, в который может вписаться такое произведение, в котором изучается чужое творчество, - хорошо, нет такого стандарта - плохо :)
KNS
Понятно...
Страшусь подумать, как наши юристы оценят деятельность Панчина, Соколова, Казанцевой, если их угораздит кого-нибудь неосторожно процитировать. :(
KNSавтор
П_Пашкевич
Так они же вроде в научных целях цитируют... Это во-первых. А, во-вторых, если цели не такие уж научные или цитируются не-тексты, что мешает спросить разрешения у правообладателя на использование его произведения?
А может ли пропаганда научных знаний, просветительская деятельность считаться научными целями? Как по мне, это все-таки другое.
Так цитирование же допускается. В США какой-то определённый объём от оригинального произведения, в России — «в объёмах, оправданных целью цитирования».
KNSавтор
П_Пашкевич
Так тут вопрос - а зачем при пропаганде и просветительской деятельности использовать буквальные цитаты чужих произведений? Можно же их пересказывать своими словами и вставлять ссылки на первоисточник, и всем будет счастье (как делает Гоблин, например, при обозрении фильмов/сериалов на своём канале). Кстати, был подобный иск к одному ютуберу, который использовал в своём просветительском обзоре кадры из фильма канала "Discovery" (ютубер проиграл). Так-то, согласитесь, несправедливо, когда кто-то серьёзно финансово вкладывается в создание своего контента, а потом приходит какой-то учёный-популяризатор и использует его пусть даже в благих целях, но не понеся никаких затрат. А если этот учёный популяризирует какую-то дичь?

Конкретно на канале "Discovery" во всех региональных подразделениях есть целый отдел, который занимается выдачей разрешения на использование своего контента. Хочешь использовать - подаёшь заявку. Если цели благие, а обратившийся учёный - достойный, то, как говорят, канал достаточно легко выдаёт такие разрешения и почти бесплатно. Мне кажется, это цивилизованное разрешение всех проблем.
Показать полностью
Личные цели предполагают, что продукт вашего творчества, созданный с использованием чужого произведения, услышите (увидите, прочитаете) лишь вы и ваш «обычный круг семьи».
А мне попадался вот такой юридический комментарий:
«Личные цели могут предполагать предоставление экземпляра произведения кому-то из ближайших родственников или друзей, но в любом случае речь должна идти только о небольшом количестве людей.»
Например, если вы произнесёте на свадьбе тост, дословно процитировав в нём песню авторства Константина Меладзе, это будет правомерным, если же вы выложите запись этого тоста в свободный доступ, не спросив разрешения маэстро, это будет правонарушением.
Интересно, как оценивается ситуация, когда тост сказал один человек, а видео выложил другой (-:
Этой же статьёй запрещено копирование текстов, включая нотные тексты, целиком (наверняка вы видели подобное объявление в копицентрах библиотек).
Насколько я помню, это сказано только о факсимильном копировании.
Мне кажется, это цивилизованное разрешение всех проблем
А мне кажется, цитирование первоисточника в научно-популярной книге определённо должно относиться к добросовестному использованию.
Или где-нибудь в форумной дискуссии, например.
Это верно, просто подводные камни полезно знать. А выдача разрешений по заявкам - дело такое, в нее может вмешаться что угодно, от политических разногласий до личных антипатий.
Три рубля
В принципе, согласен. Просто это два разных вопроса - о том каким законодательство должно быть и как выкручиваться, не нарушая то, что есть. :)
KNSавтор
Три рубля
Может, конечно, и среди друзей допустимо использование в "личных целях", но такого понятия как "друг" нигде в законе нет.

Нет и такого понятия как "факсимильное копирование", используется понятие "копирование целиком". Видимо, речь идёт о воссоздании экземпляра произведения в любом виде, но запрещено именно копирование целиком.
KNSавтор
Три рубля
Я ж достаточно чётко написала, что добросовестное использование _текстов_ допускается в довольно широких рамках с научными, критическими и т.п. целями. Рамки существенно сужаются, когда речь идёт о других типах произведений, особенно видео.
Нет и такого понятия как "факсимильное копирование", используется понятие "копирование целиком"
Как это нет?
1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:
<...>
4) репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов (статья 1275), то есть их факсимильного воспроизведения с помощью любых технических средств, осуществляемого не в целях издания

Ст. 1273 ГК РФ

репродуцирование (репрографическое воспроизведение): Факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания, исключая воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования

ГОСТ Р 55386-2012
Не исключаю, что и точное определение факсимильного воспроизведения где-нибудь найдётся. ИМХО, очевидно, что речь идёт о, например, ксерокопировании, может быть о фотографировании (но мне кажется нет, это же электронная форма, если речь идёт о цифровом фотоаппарате), но вручную переписать или перепечатать произведение определённо можно.
Показать полностью
Я ж достаточно чётко написала, что добросовестное использование _текстов_ допускается в довольно широких рамках с научными, критическими и т.п. целями
А если кто-то в интернетную дискуссию приносит цитату из научной монографии, то это какое использование?
KNSавтор
Три рубля
Факсимильное воспроизведение, а не копирование.

Здесь просто есть классическая правовая путаница со словом "факсимильный". Я так понимаю, что вы под ним понимаете то, что копируется электронно, как это происходит при помощи факса, а в гражданском праве под этим понимается то, что копируется точно, без потерь. Произведение в форме текста не приравнивается к его печатному тексту, так как печатный текст – это лишь форма выражения произведения. Соответственно, факсимильным теоретически может быть и ручное переписывание произведения, если получается копия произведения без потерь. В законе, правда, упомянуты "технические средства", следовательно, подразумевается здесь запрет копирования произведения целиком с помощью любой техники – ксерокса, сканера, фотоаппарата, видеокамеры и т.д.

Но вообще, конечно, это пустое теоретизирование, и в практике этот вопрос дискуссионным не является, а сама проблема тоже особо остро не стоит. Ни одна же библиотека не контролирует, собрали ли вы у себя произведение целиком, скопировав в понедельник половину, а в пятницу – вторую половину, или нет. Было бы это проблемой, ввели бы электронную регистрацию копирований произведения и следили бы за этим.

И, кстати, ГОСТы к толкованию ГК РФ нельзя применять, потому что, во-первых, ГК РФ – акт намного более высокой силы, чем любой ГОСТ, а, во-вторых, ГОСТы относятся к сфере так называемого "технического регулирования", то есть к административному праву, а не к гражданскому. В разных отраслях права одинаковые термины могут, к сожалению, использоваться в разных значениях.

А дискуссия должна же преследовать "полемические цели", значит, цитирование монографий в ней допускается, если есть ссылка на автора, на источник, и кроме цитирования есть ещё текст, из которого можно увидеть цель использования цитаты. Но в целом форумы, комментарии и даже блоги пока находятся не совсем в правовом поле в контексте авторского права. Личные блоги потихоньку входят в это поле,
но с большими исключениями, а всё остальное – с большим трудом и, возможно, так туда и не войдёт.

И по поводу ответственности – всегда виноват тот, кто что-то выложил в свободный доступ, а уже потом все остальные.
Показать полностью
в гражданском праве под этим понимается то, что копируется точно, без потерь
Да где же? Я не могу найти нигде подобного утверждения.
Та цитата, которую я дал из ГОСТа, изначально была в какой-то из предыдущих редакций 1275 статьи ГК. Теперь там нет этого текста, но я думаю, тут просто недосмотр, и опираться на этот текст в попытках понять, что же имелось в виду, можно.
Изменения произошли позже: с 1 сентября 2015 г. в силу вступила новая редакция отдельных статей ГК, в которых было изменено определение «репродуцирования»: раньше оно включало в себя создание «бумажной» копии, а в нынешней редакции ГК репродуцированием признается вообще любое «факсимильное воспроизведение», в том числе электронное. Но для копирования в личных целях эти изменения несущественны.

http://www.antirao.ru/faq/ne-narushaet-li-avtorskih-prav-semka-stranic-knig-v-biblioteke

Вообще смысл выражения "факсимильное воспроизведение", пусть в законе нет определения, но так, как оно употребляется повсеместно, состоит в фотографически точном воспроизведении внешнего вида страниц. Фотография, ксерокопия, скан — факсимильное воспроизведение. А переписывание, перепечатывание и другие методы, которые сохраняют содержание текста, но не сохраняют того внешнего вида, в котором он был изначально — не факсимильное воспроизведение.
KNSавтор
Три рубля
Давайте будем чуть ближе к реальным, а не теоретическим проблемам. Это всё-таки статья, а не научная монография. Вы собрались переписать от руки какое-то произведение, и вам это не дают сделать? Ну нет же.

А ради теоретической дискуссии о терминах я перелопачивать законодательство, судебную практику и доктрину не хочу, тем более, что в юридическом споре о терминах редко можно прийти к однозначному мнению, потому что одни термины определяются законом, а другие – доктриной и традициями. Доктрина бывает очень разной.

Само слово "факсимильный" появилось задолго до появления факса и использовалось (и сейчас используется) для обозначения штампа с подписью или какой-то другой надписью вроде "одобряю".
KNS
Вы собрались переписать от руки какое-то произведение, и вам это не дают сделать? Ну нет же.
Да мне и фотографировать никто не мешает (-:
KNS
Огромное спасибо за ваш труд!
Теперь стало понятнее, какие статьи закона надо смотреть и как их понимать.

Очень повеселил пункт с РПФ.
И ещё из этого следует довольно парадоксальный вывод: фанфики с ООС персонажей и фанфики в жанрах RPF более законны, чем остальные. Более того, к RPF вообще трудно что-то предъявить — с точки зрения закона, это вполне чистые произведения, точно такие же, как и полностью оригинальные произведения.
Можно ли дать ещё пояснения на всякий случай? Например, на Битвах принимают фики с некоторыми ограничениями (российских персон нельзя. На фанфиксе же вообще нельзя). Конечно, это на грани и не совсем гут (не есть гут и просто фу в рейтинговых сценах, имхо), но иногда хочется. Возникает ли тогда проблема у автора с отслеживанием гражданства персоны? Например, если в фике-детективе по Знатокам ограбят, допустим, Жерара нашего Депардье?

И ещё одно маленькое пожелание. Думаю, многим было бы интересно, как поступить, если фик или его части сплагиатили:
- на другом ресурсе;
- в коммерческом произведении, изменив имена персонажей.
Показать полностью
KNSавтор
Blumenkranz
По поводу RPF я вам ответила отдельной главой (вставила её четвёртой). А по поводу защиты нарушенных авторских прав я напишу отдельную главу, так как вопрос очень большой, но эта глава будет чуть позже.
KNS
Большое спасибо за то, что помогаете разобраться в юридических дебрях!

Буду с нетерпением ждать ещё одну главу.
(в фильме «Духless» в конце появляется легко узнаваемый, но никак не названный Путин и ничего, никаких последствий).
В этот момент я вспомнил Добби.
KNS
А вот вопрос про Рпф - но если персона узнаваема, однозначно идентифицируется именно как таковая, то возможно ли судебное преследование за порочащие репутацию описания, например? Ясно, что можно и отговориться со стороны автора, что все совпадения случайны (тогда это уже не Рпф, но не суть), но если этой оговорки нет, текст условно про Мишу Носочкина с точной уникальной атрибуцией, где нет сомнений, что это Миша, который живёт в домике у свалки, с такими-то приметами, полностью совпадающими?
Результат суда может быть нулевой, но теоретически же возможно?
KNSавтор
Kaitrin
Теоретически всё возможно, почему нет.

Тут сразу оговорюсь - у нас отличаются понятия "честь", "достоинство" и "деловая репутация". Есть тонкость - "деловая репутация" - это репутация человека или компании в бизнесе, в хозяйственной деятельности. Обычно определить то, что причинён вред деловой репутации, не составляет труда, но почти невозможно определить размер этого вреда. Для этого у человека или компании деловая репутация должна была быть оценена до причинения вреда (есть специальные аудиторы, которые это делают), а потом оценить причинённый вред (аудиторы и это умеют). Соответственно, если человек вдруг не оценивал ранее свою деловую репутацию, то подавать иск о защите деловой репутации для него пустая затея.

Следовательно, перспективны иски только о защите своей чести, доброго имени, достоинства, но не деловой репутации (ну, вдруг, про нашу Мишу Носочкина написали, что он продаёт пироги с протухшим мясом).

Дальше - ну, хорошо, создатель художественного произведения вдруг не стал приводить все нужные дисклеймеры и оговорки и написал гадость про Мишу, и Мишу удалось со стопроцентной точностью идентифицировать.

Во-первых, за защитой своих прав должен обратиться сам Миша и только к автору произведения. Если Миша и/или автор умерли - увы.

Во-вторых, ладно, факт причинения морального вреда Мише мы доказали, потратив на это все запасы нашего юридического красноречия. Как будем доказывать размер компенсации? Как сказала одна наша судья: "А теперь давайте поговорим о том, на сколько наплакал ваш доверитель". Никаких методик определения размера такой компенсации нет. Ладно, мы отправим Мишу к психотерапевту, который напишет заключение, что Миша получил психическую травму, пропишет ему успокоительные и санаторно-курортное лечение, и мы привяжем размер компенсации морального вреда к этим расходам, но поверит ли нам суд - большой вопрос, ибо тут будет сомнение в причинно-следственной связи публикации порочащих сведений о Мише и его психической травмой. Скорее всего, Мише определят компенсацию в 1000-2000 рублей, да и всё. Если Миша хорошо вложится в адвоката, клеветника могут привлечь и к уголовной ответственности, но тут надо доказывать его прямой умысел (он точно знал, что сведения ложные, и специально их распространил), а ещё в уголовном процессе действует презумпция невиновности, то есть все сомнения толкуются в пользу обвиняемого... сложно.

Миша может требовать опровержения распространённых сведений. Оно производится в той же форме, что и распространение. Но хорошо: суд вынес такое решение, как мы с Мишей будем добиваться его исполнения? Требовать от автора, чтобы он опубликовал книжку с опровержением? А если у него нет на это денег? Подобные исполнительные листы лежат у приставов годами совершенно без какого-либо движения.

Всё это касается твоего вопроса о RPF. Если порочащие сведения о Мише распространены в СМИ, публицистическом издании, научном издании, то там действуют другие механизмы и применяются другие законы. Естественно, в этом случае Мише намного проще получить опровержение этих сведений и компенсацию морального вреда, хотя тоже небольшую.
Показать полностью
KNS
Спасибо за подробный ответ! То есть, как я понимаю, практически при желании можно, но только чтобы нервы автору потрепать, если он жив, и попортить ему справку о судимости или нет, если ему она нужна и если дело выгорит. Или чтобы сделать его сверхпопулярным, что не нужно. И если идти со всеми экспертизами, то шансы теоретически есть. Я понимаю, что морочиться этим никто не будет, мне просто интересно стало;))) спасибо ещё раз:)
Спасибо за новую главу о пародиях и карикатурах!
Получается, что практически 90 % фанфиков с метками Юмор можно считать самостоятельными, оригинальными произведениями? Если очень понадобится, конечно, а то мало ли там...
В принципе, это открывает новые перспективы.
Давайте просто правильно расставим метки и жанры!))
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть