Хэлен
Показать полностью
Спасибо! Постараюсь сюда регулярно писать. InCome ОК. Поговорим про аудиоверсии и в целом про аудиокниги. Записала. Климентина Nita Спасибо! GrimReader В целом, нужно, но в случае серьёзных претензий это не спасёт :) Важно, извлекаете ли вы прибыль из использования персонажа. Если не извлекаете, то претензии практически невозможны. Verity Mage Спасибо! Три рубля Бремя доказывания того, что персонаж - это именно персонаж в смысле закона, то есть охраняемый объект, лежит на авторе. Обычно если правообладатели не хотят заморачиваться с регистрацией торговых марок, они перечисляют персонажей в текстах договорах, например, "Студия А - создатель мультфильма "Разноцветные коты" - передаёт телеканалу Б права на следующих персонажей: 1) белый кот в красных штанах - инфантилен, ленив, картавит; 2) жёлтый кот в зелёных штанах - весел, шутлив, активен..." Если такого документа нет, автор персонажа должен доказать, что персонаж с таким именем обладает определённым набором характеристик. Однако если речь идёт только о персонажах из текстов, это сделать очень трудно. Чтобы этого не делать, не перечислять все характеристики персонажа, их регистрируют как торговые марки, и они приобретают очень высокий уровень правовой защиты - с целью извлечения прибыли их почти никогда нельзя использовать без разрешения правообладателя. Насколько я знаю, Роулинг отказалась от исключительных прав именно на персонажей и передала их WB (они же выпускают игрушки, игры, аттракционы и т.п.), и тут уже стало неважно, как именно персонажи были представлены в фильме. Ей принадлежат права на текст как художественное произведение и неимущественные права на персонажей (право считаться их автором, например). А WB зарегистрировали некоторых персонажей поттерианы как торговые марки и защитили их от любого контрафактного использования. 2 |
П_Пашкевич
Сказать-то всё что угодно можно, но нет никаких волшебных фраз, которые могут спасти автора, использовавшего чужое произведение, от претензий правообладателя. И цели создания произведения на основе чужого произведения должны быть достаточно очевидны без объяснения его автора. В контексте же образования американские суды ориентируются ещё и на формальные критерии: а кто ваши ученики, а что это за учебная программа такая, а что даёт изучение чужого произведения, а соответствует ли это изучение критериям научности, а являетесь ли вы экспертом, способным осуществлять обучение и т.п. В нашей практике я таких дел не увидела, но подозреваю, что у нас следование формальным критериям в случае такого спора будет ещё более строгим - есть образовательный стандарт, в который может вписаться такое произведение, в котором изучается чужое творчество, - хорошо, нет такого стандарта - плохо :) 1 |
KNS
Понятно... Страшусь подумать, как наши юристы оценят деятельность Панчина, Соколова, Казанцевой, если их угораздит кого-нибудь неосторожно процитировать. :( |
П_Пашкевич
Так они же вроде в научных целях цитируют... Это во-первых. А, во-вторых, если цели не такие уж научные или цитируются не-тексты, что мешает спросить разрешения у правообладателя на использование его произведения? |
А может ли пропаганда научных знаний, просветительская деятельность считаться научными целями? Как по мне, это все-таки другое.
|
Так цитирование же допускается. В США какой-то определённый объём от оригинального произведения, в России — «в объёмах, оправданных целью цитирования».
|
П_Пашкевич
Показать полностью
Так тут вопрос - а зачем при пропаганде и просветительской деятельности использовать буквальные цитаты чужих произведений? Можно же их пересказывать своими словами и вставлять ссылки на первоисточник, и всем будет счастье (как делает Гоблин, например, при обозрении фильмов/сериалов на своём канале). Кстати, был подобный иск к одному ютуберу, который использовал в своём просветительском обзоре кадры из фильма канала "Discovery" (ютубер проиграл). Так-то, согласитесь, несправедливо, когда кто-то серьёзно финансово вкладывается в создание своего контента, а потом приходит какой-то учёный-популяризатор и использует его пусть даже в благих целях, но не понеся никаких затрат. А если этот учёный популяризирует какую-то дичь? Конкретно на канале "Discovery" во всех региональных подразделениях есть целый отдел, который занимается выдачей разрешения на использование своего контента. Хочешь использовать - подаёшь заявку. Если цели благие, а обратившийся учёный - достойный, то, как говорят, канал достаточно легко выдаёт такие разрешения и почти бесплатно. Мне кажется, это цивилизованное разрешение всех проблем. |
Это верно, просто подводные камни полезно знать. А выдача разрешений по заявкам - дело такое, в нее может вмешаться что угодно, от политических разногласий до личных антипатий.
1 |
Три рубля
В принципе, согласен. Просто это два разных вопроса - о том каким законодательство должно быть и как выкручиваться, не нарушая то, что есть. :) |
Три рубля
Может, конечно, и среди друзей допустимо использование в "личных целях", но такого понятия как "друг" нигде в законе нет. Нет и такого понятия как "факсимильное копирование", используется понятие "копирование целиком". Видимо, речь идёт о воссоздании экземпляра произведения в любом виде, но запрещено именно копирование целиком. 1 |
Три рубля
Я ж достаточно чётко написала, что добросовестное использование _текстов_ допускается в довольно широких рамках с научными, критическими и т.п. целями. Рамки существенно сужаются, когда речь идёт о других типах произведений, особенно видео. |
Нет и такого понятия как "факсимильное копирование", используется понятие "копирование целиком" Как это нет?1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением: <...> 4) репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов (статья 1275), то есть их факсимильного воспроизведения с помощью любых технических средств, осуществляемого не в целях издания Ст. 1273 ГК РФ репродуцирование (репрографическое воспроизведение): Факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания, исключая воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования Не исключаю, что и точное определение факсимильного воспроизведения где-нибудь найдётся. ИМХО, очевидно, что речь идёт о, например, ксерокопировании, может быть о фотографировании (но мне кажется нет, это же электронная форма, если речь идёт о цифровом фотоаппарате), но вручную переписать или перепечатать произведение определённо можно.ГОСТ Р 55386-2012 |
Три рубля
Показать полностью
Факсимильное воспроизведение, а не копирование. Здесь просто есть классическая правовая путаница со словом "факсимильный". Я так понимаю, что вы под ним понимаете то, что копируется электронно, как это происходит при помощи факса, а в гражданском праве под этим понимается то, что копируется точно, без потерь. Произведение в форме текста не приравнивается к его печатному тексту, так как печатный текст – это лишь форма выражения произведения. Соответственно, факсимильным теоретически может быть и ручное переписывание произведения, если получается копия произведения без потерь. В законе, правда, упомянуты "технические средства", следовательно, подразумевается здесь запрет копирования произведения целиком с помощью любой техники – ксерокса, сканера, фотоаппарата, видеокамеры и т.д. Но вообще, конечно, это пустое теоретизирование, и в практике этот вопрос дискуссионным не является, а сама проблема тоже особо остро не стоит. Ни одна же библиотека не контролирует, собрали ли вы у себя произведение целиком, скопировав в понедельник половину, а в пятницу – вторую половину, или нет. Было бы это проблемой, ввели бы электронную регистрацию копирований произведения и следили бы за этим. И, кстати, ГОСТы к толкованию ГК РФ нельзя применять, потому что, во-первых, ГК РФ – акт намного более высокой силы, чем любой ГОСТ, а, во-вторых, ГОСТы относятся к сфере так называемого "технического регулирования", то есть к административному праву, а не к гражданскому. В разных отраслях права одинаковые термины могут, к сожалению, использоваться в разных значениях. А дискуссия должна же преследовать "полемические цели", значит, цитирование монографий в ней допускается, если есть ссылка на автора, на источник, и кроме цитирования есть ещё текст, из которого можно увидеть цель использования цитаты. Но в целом форумы, комментарии и даже блоги пока находятся не совсем в правовом поле в контексте авторского права. Личные блоги потихоньку входят в это поле, но с большими исключениями, а всё остальное – с большим трудом и, возможно, так туда и не войдёт. И по поводу ответственности – всегда виноват тот, кто что-то выложил в свободный доступ, а уже потом все остальные. |
Изменения произошли позже: с 1 сентября 2015 г. в силу вступила новая редакция отдельных статей ГК, в которых было изменено определение «репродуцирования»: раньше оно включало в себя создание «бумажной» копии, а в нынешней редакции ГК репродуцированием признается вообще любое «факсимильное воспроизведение», в том числе электронное. Но для копирования в личных целях эти изменения несущественны. http://www.antirao.ru/faq/ne-narushaet-li-avtorskih-prav-semka-stranic-knig-v-biblioteke Вообще смысл выражения "факсимильное воспроизведение", пусть в законе нет определения, но так, как оно употребляется повсеместно, состоит в фотографически точном воспроизведении внешнего вида страниц. Фотография, ксерокопия, скан — факсимильное воспроизведение. А переписывание, перепечатывание и другие методы, которые сохраняют содержание текста, но не сохраняют того внешнего вида, в котором он был изначально — не факсимильное воспроизведение. |
Три рубля
Давайте будем чуть ближе к реальным, а не теоретическим проблемам. Это всё-таки статья, а не научная монография. Вы собрались переписать от руки какое-то произведение, и вам это не дают сделать? Ну нет же. А ради теоретической дискуссии о терминах я перелопачивать законодательство, судебную практику и доктрину не хочу, тем более, что в юридическом споре о терминах редко можно прийти к однозначному мнению, потому что одни термины определяются законом, а другие – доктриной и традициями. Доктрина бывает очень разной. Само слово "факсимильный" появилось задолго до появления факса и использовалось (и сейчас используется) для обозначения штампа с подписью или какой-то другой надписью вроде "одобряю". |
KNS
Вы собрались переписать от руки какое-то произведение, и вам это не дают сделать? Ну нет же. Да мне и фотографировать никто не мешает (-:2 |
KNS
Показать полностью
Огромное спасибо за ваш труд! Теперь стало понятнее, какие статьи закона надо смотреть и как их понимать. Очень повеселил пункт с РПФ. И ещё из этого следует довольно парадоксальный вывод: фанфики с ООС персонажей и фанфики в жанрах RPF более законны, чем остальные. Более того, к RPF вообще трудно что-то предъявить — с точки зрения закона, это вполне чистые произведения, точно такие же, как и полностью оригинальные произведения. Можно ли дать ещё пояснения на всякий случай? Например, на Битвах принимают фики с некоторыми ограничениями (российских персон нельзя. На фанфиксе же вообще нельзя). Конечно, это на грани и не совсем гут (не есть гут и просто фу в рейтинговых сценах, имхо), но иногда хочется. Возникает ли тогда проблема у автора с отслеживанием гражданства персоны? Например, если в фике-детективе по Знатокам ограбят, допустим, Жерара нашего Депардье?И ещё одно маленькое пожелание. Думаю, многим было бы интересно, как поступить, если фик или его части сплагиатили: - на другом ресурсе; - в коммерческом произведении, изменив имена персонажей. |
Blumenkranz
По поводу RPF я вам ответила отдельной главой (вставила её четвёртой). А по поводу защиты нарушенных авторских прав я напишу отдельную главу, так как вопрос очень большой, но эта глава будет чуть позже. |
KNS
Большое спасибо за то, что помогаете разобраться в юридических дебрях! Буду с нетерпением ждать ещё одну главу. |
(в фильме «Духless» в конце появляется легко узнаваемый, но никак не названный Путин и ничего, никаких последствий). В этот момент я вспомнил Добби. |
KNS
А вот вопрос про Рпф - но если персона узнаваема, однозначно идентифицируется именно как таковая, то возможно ли судебное преследование за порочащие репутацию описания, например? Ясно, что можно и отговориться со стороны автора, что все совпадения случайны (тогда это уже не Рпф, но не суть), но если этой оговорки нет, текст условно про Мишу Носочкина с точной уникальной атрибуцией, где нет сомнений, что это Миша, который живёт в домике у свалки, с такими-то приметами, полностью совпадающими? Результат суда может быть нулевой, но теоретически же возможно? 1 |
Kaitrin
Показать полностью
Теоретически всё возможно, почему нет. Тут сразу оговорюсь - у нас отличаются понятия "честь", "достоинство" и "деловая репутация". Есть тонкость - "деловая репутация" - это репутация человека или компании в бизнесе, в хозяйственной деятельности. Обычно определить то, что причинён вред деловой репутации, не составляет труда, но почти невозможно определить размер этого вреда. Для этого у человека или компании деловая репутация должна была быть оценена до причинения вреда (есть специальные аудиторы, которые это делают), а потом оценить причинённый вред (аудиторы и это умеют). Соответственно, если человек вдруг не оценивал ранее свою деловую репутацию, то подавать иск о защите деловой репутации для него пустая затея. Следовательно, перспективны иски только о защите своей чести, доброго имени, достоинства, но не деловой репутации (ну, вдруг, про нашу Мишу Носочкина написали, что он продаёт пироги с протухшим мясом). Дальше - ну, хорошо, создатель художественного произведения вдруг не стал приводить все нужные дисклеймеры и оговорки и написал гадость про Мишу, и Мишу удалось со стопроцентной точностью идентифицировать. Во-первых, за защитой своих прав должен обратиться сам Миша и только к автору произведения. Если Миша и/или автор умерли - увы. Во-вторых, ладно, факт причинения морального вреда Мише мы доказали, потратив на это все запасы нашего юридического красноречия. Как будем доказывать размер компенсации? Как сказала одна наша судья: "А теперь давайте поговорим о том, на сколько наплакал ваш доверитель". Никаких методик определения размера такой компенсации нет. Ладно, мы отправим Мишу к психотерапевту, который напишет заключение, что Миша получил психическую травму, пропишет ему успокоительные и санаторно-курортное лечение, и мы привяжем размер компенсации морального вреда к этим расходам, но поверит ли нам суд - большой вопрос, ибо тут будет сомнение в причинно-следственной связи публикации порочащих сведений о Мише и его психической травмой. Скорее всего, Мише определят компенсацию в 1000-2000 рублей, да и всё. Если Миша хорошо вложится в адвоката, клеветника могут привлечь и к уголовной ответственности, но тут надо доказывать его прямой умысел (он точно знал, что сведения ложные, и специально их распространил), а ещё в уголовном процессе действует презумпция невиновности, то есть все сомнения толкуются в пользу обвиняемого... сложно. Миша может требовать опровержения распространённых сведений. Оно производится в той же форме, что и распространение. Но хорошо: суд вынес такое решение, как мы с Мишей будем добиваться его исполнения? Требовать от автора, чтобы он опубликовал книжку с опровержением? А если у него нет на это денег? Подобные исполнительные листы лежат у приставов годами совершенно без какого-либо движения. Всё это касается твоего вопроса о RPF. Если порочащие сведения о Мише распространены в СМИ, публицистическом издании, научном издании, то там действуют другие механизмы и применяются другие законы. Естественно, в этом случае Мише намного проще получить опровержение этих сведений и компенсацию морального вреда, хотя тоже небольшую. 1 |
KNS
Спасибо за подробный ответ! То есть, как я понимаю, практически при желании можно, но только чтобы нервы автору потрепать, если он жив, и попортить ему справку о судимости или нет, если ему она нужна и если дело выгорит. Или чтобы сделать его сверхпопулярным, что не нужно. И если идти со всеми экспертизами, то шансы теоретически есть. Я понимаю, что морочиться этим никто не будет, мне просто интересно стало;))) спасибо ещё раз:) |