↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
StragaSevera
25 июля 2023
Aa Aa
#металитература
В споре третьего закона Кларка с законами Сандерсона я всецело на стороне Сандерсона. Лично для меня магия в произведениях гораздо интереснее, когда она понятна, видны ее границы и законы, ясно, что она может сделать, а что не может. Скажем, я очень люблю мир Гарри Поттера именно за то, что в нем четкие и ясные правила, а исключений немного. "Каждое заклинание имеет один эффект", "заклинания состоят из последовательностей звуков, искажения приводят к поломке заклинания", "заклинание нужно сопровождать жестом волшебной палочки" - все эти правила имеют в каноне пару исключений, но именно что пару.

Но с таким подходом вопрос автоматически встает такой - а чем тогда магия отличается от технологии?
Часто магию (псионику, экстрасенсорику, стенды, чакру, нужное вставить) определяют как нечто принципиально витальное, связанное с живыми существами, их "душой" или просто жизнью. Но при этом есть множество произведений, где не-живое обладает магией само по себе - все эти "естественные магические артефакты", которыми завладевают герои и злодеи.

Лично мой критерий такой. "Магия - это то, у чего крайне высока стоимость масштабирования".

Представим простейший пример. У нас есть Вингардиум Левиоса - заклятие, которое очень неплохо может помочь на стройке, подъемные краны смогут поднимать гораздо бОльшие грузы. Мы нанимаем мага, и он целыми днями двигает голосовыми связками и направляет палочку на груз.
Как-то неэффективно, на каждый подъемный кран сажать по магу - маги редкие и их мало. Мы решаем масштабировать решение. Маг кивает, берет несколько месяцев на разработку, подсматривает идею у Умников Уизли, и теперь создает артефакты, сами колдующие "Вингардиум Левиоса" - по десять артефактов в день.
Все прекрасно, артефакты пользуются популярностью, нужно наращивать обороты. Как насчет уменьшения себестоимости за счет увеличения объемов производства, как на обычном заводе?
Что-что? "Нанимайте еще магов, каждый будет собирать по десять артефактов в день"? Вы что, ко мне пришел оптовый заказ от НАСА на сотню тысяч артефактов левитации, сколько я, по-вашему, буду так их производить? А вы не можете сделать, ну скажем, артефакт, который будет сам производить эти артефакты, и тем самым снизить потребные человеко-часы? Э-м-м, "ни у кого такого еще не получалось, нужно будет не менее десяти лет на эксперименты и сотню тысяч тонн золота на расходы"? Оп, приплыли...

В любой магической системе есть некое узкое звено, которое принципиально неустранимо в рамках данного мира. И это не обязательно количество магов - скажем, в интересной книге "Винголийский замок" магом быть может любой человек, у которого есть куча денег на "порошок хилы", который тратится на заклинания - и узким местом является именно добыча этого порошка, его добывают из крайне медленно размножающихся "инопланетных" существ, требующих крайне специфические условия содержания.
А что было бы, если в этом самом мире весь мир перестал на время потреблять хилу и начал заниматься мега-строительством для фабричного стойлового разведения этих существ? Так, чтобы набрать популяцию, которая будет размножаться хоть и крайне медленно, но из-за огромного поголовья приплода хватало и на хилу для всех нужд, и на увеличение размера поголовья?
Тогда - и только тогда - хила перестала быть магией и стала бы технологией. А мир как таковой стал бы другим - к тому и уточнение про "в рамках данного мира" =-)

Следствие первое из этого вывода - является ли нечто магией или нет, определяется зачастую не принципами его работы, а социальными конструктами, построенными вокруг него.
Следствие второе из этого вывода - магия существует в реальном мире. И ее было еще больше в прошлом.
И я не про шаманов с бубнами, а про белых колонизаторов, приплывающих к ним с громовыми палками и бочонками пороха - при том, что там, куда они приплыли, хрен ты сделаешь и новый порох, и новые громовые палки. Просто потому, что социальные конструкты остались там, за океаном, и единственный шанс получить еще немного магии грома - это отправляться в тяжелое и опасное магическое приключение назад.

Такие вот мысле, товарищи. =-)
25 июля 2023
7 комментариев из 19
Ногa Онлайн
NANOMACHINES, SON!
Fluxius Secundus, мне нравится эта идея, да.
Читатель 1111
Угу, согласен с тобой. Мир нанопанка, какого-нибудь Цветка Камнеломки, согласно определению Fluxius Secundus, получается чистой магией ;-)
StragaSevera
Не совсем чистой, но он, конечно, магичнее нашего.
Fluxius Secundus
Согласен, что магичнее нашего, но не согласен, что магичнее мира конкистадоров =-)
Кстати, чисто для расширения контекста:
Магию ведь бывает трудно масштабировать не только вверх, но и вниз.
Для того, чтобы ритуал сработал - надо построить пирамиду, выучить, допустим, сто тринадцать исполнителей, принести триста тридцать три жертвы - и минимальный эффект будет в виде улучшения климата на площади в несколько тысяч квадратных километров, на несколько лет. Плюс всякие там странности, побочники и дальнодействия в комплекте, конечно.
Marlagram
Кстате, да. В моем хедканоне Поттера палочковая магия вытеснила все прочие в том числе именно и "точностью фокусировки".
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть