Isra рекомендует!
|
|
Stasya R рекомендует!
|
|
Замахнуться на такую величину - очень смело. И наверняка волнительно. Радуюсь за автора, что смог.
Можно бесконечно рассуждать о том, Достоевский это или не Достоевский, выискивать с лупой ООС, спорить о стиле и фокале. Текст от этого хуже не станет. На мой взгляд, попытка показать историю Родиона Раскольникова и Сонечки Мармеладовой в постканоне оказалась весьма удачной. Рекомендую к прочтению. 26 июля 2023
11 |
Трепетная теплота, которая оказывает на душу читателя целительный эффект. Браво!
|
Яроссаавтор
|
|
келли малфой
Ну что вы, какие могут быть обиды! Спасибо, что призвались!)) Да и похвала скиллам не может не радовать) Как и попадание в канон. А то, что не зацепило, что ж все мы разные, с разными вкусами. Но писать по мере сил пытаюсь разное. Поэтому приходите после деанона, буду рада) 2 |
Ух ты. Спасибо, что призвали! (А я и так к вам собиралась зайти))
Показать полностью
Очень понравилось. 50 КБ пролетели как 5 - совершенно незаметно. Стилизация великолепна. Я тоже не то чтобы очень люблю Достоевского, но ваша история, автор, мне по душе пришлась. Такая светлая, такая добрая, и вместе с тем ничего нереалистичного, чрезмерного нет. Честно говоря, всё время боялась, что что-нибудь сорвётся, что сейчас будет беда и все надежды пойдут прахом. Но - ура! - в конце вместо мрачного и ужасного читателей ожидает прямо-таки полёт. Вам отлично удалось передать все эти переживания - отчаяние, сомнения, надежду, опять сомнения, волнения, радость, тревогу и это освобождение наконец! Ещё очень понравилась линия с Лизаветой. Сильно. Люблю такое - как в жизни. Случилось, приснилось, совпадение - или чудо, знак? Думай, гадай. Насколько веры хватит. И атмосфера очень хороша. Описания вроде короткие, небольшие - но чувствуется место, угадывается эпоха. Символично так, что начинается рассказ с ливня, от которого веет свежестью и чистотой. Да и название подходящее - в конце точь-в-точь такое ощущение, когда стоишь на высоком берегу реки, вокруг только воздух, где-то высоко - чистое небо, и вокруг такая свобода, такая тишина и благодать, что будто летишь. Спасибо, автор! Вы - молодец!)) 4 |
Wicked Pumpkin Онлайн
|
|
Боялась открывать эту работу, если честно. К своему стыду, я так и не осилила "Преступление и наказание", хотя сама история (по крайней мере, начало) мне очень понравилась. Но вот слог Достоевского... Однако здесь им и не пахнет, поэтому 50 кб я прочитала на одном дыхании. Достойное продолжение канона, на мой, пусть и незамутнённый глубокими познаниями, взгляд. Каторжная жизнь Раскольникова пусть и описывается немного и без особо жёстких подробностей, но самое главное - несвобода - ощущается даже тогда, когда он оказывается свободнее многих других каторжан. Что касается злого амура, то отношения Родиона и Сони прописаны очень аккуратно и бережно, так как надо. Когда они подняли вопрос близости, я чуть не расплакалась. Просто "ну наконец-то!" Вопрос очень деликатный, и им нужно было время привыкнуть друг к другу, особенно Соне, но рано или поздно это всё равно вырвалось бы наружу, и то, как именно это произошло, ещё больше говорит о том, как сильно они друг друга любят и насколько чистой любовью: что Соня, что Родион думают в первую очередь о благе любимого человека, и это достойно уважения.
Показать полностью
Огромное спасибо вам, Автор, за то, что написали эту работу, и за то, что призвали, а то так бы до конца конкурса и ходила мимо неё, боялась бы зайти) 5 |
Яроссаавтор
|
|
flamarina, благодарю за обстоятельный обзор!
Показать полностью
Если вы не против, то я хотела бы отметить здесь некоторые моменты из него. То, что текст показался Вам симпатичным и с интересом читался как оридж, уже хорошо) Что касается стиля, то я и не пыталась скопировать Достоевского. Во-первых, потому что копия по определению хуже оригинала, а во-вторых, писатели 19-го века не были в курсе литературных вкусов 21-го. Их тексты при всей своей без преувеличения гениальности полифоничны, изобилуют повторами, не стремятся к высокому темпу, и в наши дни стараться во всем им подражать - сомнительное предприятие)) Кстати, в этом смысле несколько удивило замечание относительно слишком долгих остановок на отдельных сценах. Если это безотносительно стилизации, то еще можно задуматься, если же в сравнении с каноном, то по-моему там еще более длинные остановки случались. Моя же цель с точки зрения стиля сводилась к тому, чтобы текст только напоминал стиль Федора Михайловича, но при этом был и современным. Но самый главный недостаток, как я поняла, на ваш взгляд, оказался в характерах персонажей: Фиг с ним со стилем – это не его герои! Вообще. И не его пейзажи – совсем. Не преследую цели переубедить, но все-таки хочу отметить, что в эпилоге ПиН Достоевский сам прямым текстом указал на перерождение и обновление своего ГГ:Был бы это оридж о 19-м веке – чудесно. Был бы фанфик по меняющимся до неузнаваемости и чуть что начинающим жизнь с чистого листа персонажам Толстого, или удивляющим самих себя героям Тургенева – я бы поверила. Но Достоевский – писатель не только сильных страстей, но и неизменных характеров. Ах, он рассуждал в записках и мемуарах, как люди меняются (в том числе на каторге), но сочинял о характерах, которых ничто не может поколебать, которые сломаны и сложены уже давно, и живут под гнётом "рока" собственной судьбы до самой смерти. тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью/ (c) Ф.М.Достоевский Потому Раскольников не узнается в этом юноше. Соня и Лужин – да, похожи, но Раскольников – нет. Он был растоптан и уничтожен крахом своей теории, он признался и пошёл на каторгу, потому что не знал, куда себя деть, он слушал увещевания Сони как белый шум, отдавшись потоку, но не веря, что тот его вывезет. И это канон. А кто этот пылкий и живой юноша, которому есть какое-то дело до того, что творится вокруг? Который видит красоту роскошной и богатой природы, не туманных жемчужных рассветов и хрупких впечатлений, а полнотелой травы и высоких сосен? Просто некий другой молодой человек. Но не Раскольников, нет. Приятно, что получилось угодить с Лужиным и Соней)) Но и по Раскольникову я не указала ООС именно потому что в каноне есть: Раскольников вышел из сарая на самый берег... стал глядеть на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его... Да и до эпилога ему было дело до того, что вокруг. И в преканоне он спасал детей из огня (что выяснилось в процессе следствия). И в каноне пытался оградить случайно встреченную пьяную девушку от надругательства. Да и судьба семьи Мармеладовых не была ему безразлична с самого начала. Он был в каноне не сильно живым (потому что сильно неврастеничным), но весьма пылким (т.е. "эмоциональным"), на мой взгляд.Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь... В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе. Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково... Вместо диалектики наступила жизнь... (с) Он действительно был растоптан тем, что не прошел проверку на "необыкновенность", но не уничтожен. Поэтому для меня то, что показано в этом фике, это не ООС, а развитие персонажа. Но это, конечно, только мое мнение) Подлинный Родион появляется на страницах фика лишь дважды: в сцене с Лужиным и топором (плюс последующий допрос) и в сцене с призраком Лизаветы. В этих сценах он как раз находится под сильным влиянием канонного прошлого, потому и ведет себя похожим образом))Извините, что несколько сумбурно. Но в целом, я вижу этого персонажа так. 3 |
Яроссаавтор
|
|
мисс Элинор
Ах, как я рада! Очень хотелось узнать ваше мнение как ценителя русской классики. Так отрадно, что получилось передать атмосферу, настроение и переживания персонажей, признаки эпохи. Спасибо Вам большое, что откликнулись! И за ваше ощущение свободы!))) 2 |
Яроссаавтор
|
|
Wicked Pumpkin
Огромное спасибо вам, Автор, за то, что написали эту работу, и за то, что призвали, а то так бы до конца конкурса и ходила мимо неё, боялась бы зайти) Это Вам спасибо, что пришли! А я рада, что значит, не зря призвала))) Вопрос очень деликатный, и им нужно было время привыкнуть друг к другу, особенно Соне, но рано или поздно это всё равно вырвалось бы наружу, и то, как именно это произошло, ещё больше говорит о том, как сильно они друг друга любят и насколько чистой любовью: что Соня, что Родион думают в первую очередь о благе любимого человека, и это достойно уважения. Как приятно, что вы увидели их отношения именно такими! Такими, как и хотелось автору)))И здорово, что отметили несвободу каторжной жизни. Для меня важно знать, что она чувствуется, потому что само такое положение Раскольникова играет не последнюю роль в происходящих с ним переменах. Хотя главный их источник, конечно, Соня) 2 |
Яроссаавтор
|
|
flamarina
Показать полностью
Анонимный автор Возможно. Со стороны бывает виднее. А чего ему не хватает до современности? Темпа?Стиль ушел оо века 19-го, но к 20-му так и не причалил. Ну, так мне показалось. Раскольников, каким он показан в каноне, способен на поступок, но не способен на мотивацию. Да, в каноне с мотивацией у него проблемы, но я скорее вижу их не столько в быстром угасании, сколько в путанице, в том, что он сам часто не может разобраться в своих мотивах. Но я склонна списывать это на нервное истощение, потому что не всегда же он таким был. Мать и сестра явно помнили его другим.То есть быстро сделать что-то храброе, опасное, благородное или глупое – пожалуйста. Но он гаснет так же быстро, как загорается. Как только задумывается. И сразу порыв исчезает "умолкнув при слове рассудка". Поэтому неуклонное тёплое пламя разгорающихся стремлений, которое вы показали, и выглядит скорее чем-то из-под пера Толстого. Ну, для меня. Однако не буду настаивать. В конце концов видение персонажей имеет право быть разным) А за "неуклонное теплое пламя разгорающихся стремлений" отдельное спасибо)) 3 |
Написано хорошо. Раскольникова я иначе себе представляла -- ваш однозначно адекватнее и лучше. А вот то, что Раскольников так до конца и не раскаялся в моем представлении, я вижу и у вас. Идея разделения людей на вшей и право имеющих пусть видоизменилась, но так в нем и осталась, и в этом "не до конца раскаянии" я вижу правдоподобность, которая мне нравится. Сонечка, имхо, видит Родю лучше, чем он есть, в том числе и в плане раскаяния, но именно таким отношением, таким взглядом она его и спасает, что мне тоже очень по душе.
Показать полностью
Фанфик выглядит законченным -- в нем есть все для этого. И все же мне хотелось бы больше о них, больше событий и подробностей. Ох, Соня и накрутила себя с "брезгую" ) Рада тому, как все разрешилось :) Больше всего мне понравилась эволюция майора. От самодура мстительного до прекрасной сцены, когда он оправдывает Раскольникова и ставит на место Лужина. Они с Родионом похожи и своей эволюцией, и тем, что не последнюю роль в этом сыграли ангелы-женщины и всеочищающая и облагораживающая любовь. И вот тут как раз тот случай, когда мне захотелось подробностей тех самых: как Соня стала подругой Елизаветы майора. Или майор так преувеличил, чтобы осадить Лужина. Получилась ли дружба у девушек случайно-естественным образом или Соня все-таки немножко пыталась через родственную душу Елизаветы смягчить конфликт Роди с майором, помочь любимому. Спасибо! 5 |
Яроссаавтор
|
|
Zemi
Показать полностью
Написано хорошо. Раскольникова я иначе себе представляла -- ваш однозначно адекватнее и лучше. А вот то, что Раскольников так до конца и не раскаялся в моем представлении, я вижу и у вас. Идея разделения людей на вшей и право имеющих пусть видоизменилась, но так в нем и осталась, и в этом "не до конца раскаянии" я вижу правдоподобность, которая мне нравится. Начав читать, я сначала подумала, что Вам не понравилось. И как же я рада, что ошиблась в своих опережающих выводах! Я тоже не представляю его полностью раскаявшимся. В таком случае это уже был бы совсем другой человек.Сонечка, имхо, видит Родю лучше, чем он есть, в том числе и в плане раскаяния, но именно таким отношением, таким взглядом она его и спасает, что мне тоже очень по душе. Вполне может быть. Она же всех склонна видеть лучше, чем есть. У нее и Катерина Ивановна очень хорошая была, хотя вот, на мой взгляд, ее уж совсем сложно так назвать. Лично у меня эта женщина вызывала и жалость, но и сильную неприязнь. Но это я отвлеклась, простите. А с тем, что Соня именно таким своим где-то идеализированным отношением тоже способствует спасению Родиона, я согласна. Все-таки человеку важно видеть себя хорошим в глазах самых близких людей. И если этот образ лучше, чем на самом деле, то иногда это стимул к тому, чтобы и самому на себя посмотреть иначе, поверить и действительно стать))Больше всего мне понравилась эволюция майора. От самодура мстительного до прекрасной сцены, когда он оправдывает Раскольникова и ставит на место Лужина. Они с Родионом похожи и своей эволюцией, и тем, что не последнюю роль в этом сыграли ангелы-женщины и всеочищающая и облагораживающая любовь. Здорово, что вы это заметили. Они ведь действительно похожи. Оба вспыльчивы и упрямы. Пожалуй, майор более приземлен, но сходство все равно имеется. И про ангелов-спутниц и Раскольников сам думал.И вот тут как раз тот случай, когда мне захотелось подробностей тех самых: как Соня стала подругой Елизаветты майора. Или майор так преувеличил, чтобы осадить Лужина. Получилась ли дружба у девушек случайно-естественным образом или Соня все-таки немножко пыталась через родственную душу Елизаветты смягчить конфликт Роди с майором, помочь любимому. Поподробнее я бы и сама почитала)) Думаю, майор не преувеличивал. Все-таки его порыв не на спасение Раскольникова изначально направлен был, а на защиту чести своей жены, которая в его понимании могла пострадать из-за очернения подруги (скажи мне, кто твой друг... (с)) Поэтому предполагается, что дружба есть на самом деле. И сложилась она скорее случайно-естественно, поскольку целенаправленно задружиться Соня вряд ли бы могла, слишком это противоречит ее характеру. Она ведь абсолютно не расчетлива и всегда искренна в отношениях с людьми. Но подружившись, думаю могла где-то касаться тем связанных с мужьями и тем, возможно и исподволь, способствовала смягчению отношения майора к Родиону через Лизавету.Спасибо Вам огромное за развернутый и добрый отзыв! Очень рада, что Вам понравилось! 3 |
Спасибо за призыв! Это прекрасная работа, я прочла ее залпом и с удовольствием. У вас невероятный слог, не прикопаться совершенно, он прям обвовакивает, погружает и несет.
Показать полностью
Относительно оригинала у меня получилось вот так: я читала книгу лет 10 назад в рамках школьной программы, мне она зашла легко и очень понравилась, но, конечно, я не то чтобы все помню :) Про Лужина вообще забыла :D Поэтому, читая вашу история, у меня не было порыва как-то сравнивать ее с оригиналом, по крайней мере в плане текста. А что касается самой линии и персонажей: на мои затуманенные воспоминания все легло и внутренних противоречий не возникло. И тем не менее, я не читала работу как оридж, для меня она вполне являляась продолжением. А теперь по моей любимой теме :D Если вы знали, кого призывали... если нет, ща все будет :D Структура работы с самого начала мне показалась ну просто безупречной. И в целом она очень хороша. Но чета хочется немного прикопаться... но! не с целью осыпать критикой прекрасную работу. Просто с вашим высоким уровнем мне интересно было разобрать некоторые моменты, подискутировать и высказать некотрые мысли/замечания предложения. Но и без моего "а вон тут можна лутшэ", у вас все супер :) Было пару моментов, которые выдергивали из общей линии, например: разговор с майором в начале мне показался слишком современным, а для его возникновения мне не ховатило мотивации. Почему Р. так вспылил? Такие эмоции сюжетно лучше подогревать. Я старушонку ту, как считал "вошью", так и теперь считаю. Тоже непонятно, откуда взялось. В этом разговоре с Соней прозвучали очень важные рассуждения, но они выбиваются из заданного вами конфликта, не было им должного подогрева и разрешения. Да, это конфликт оригинала, но не вашей истории. Для вброса и отсылки - слишком яркий был разговор :) Наверное, для меня главный конфликт оказался чуть путанным именно ярких рассуждений в разные стороны. В какой-то момент, мне показалось, что благородными поступками Р. в истории как бы оправдывается его поступок... Ну не знаю, по мне так не особо. Хотя про раскаяние было отлично, про шанс тоже. Из этого, я для себя темы так выделила: каждый человек имеет шанс на лучшую жизнь, несмотря на прошлое. Повествования завязалось именно в этом: Р. хочет быть с Соней, линия Сони идеально ложится, развязка - *spoilers* (автор и прочитавшие знают). Закольцованность есть и она хорошо работает, но в линии Р. некоторые выдергивания как будто отвлекают и сворачивают в сторону. думал о том, почему оказался таким трусом, зачем вместо явки с повинной не решился с моста в Неву прыгнуть… Как тварь бессловесная… Такая крутая мысль. Ведь на самом деле, его поступок - намного смелее, но и тут для меня легкий диссонанс с основной темой. Отвлечения - это ок, но их надо и подогревать, и разрешать, чтобы все-все было гладко :)Ну все, отставить придирки. На самом деле работа сложная и вы с ней спрашились замечательно. Еще момент с Лужиным мне зашел, хотя я мелодраматизм не очень жалую, но классно было :) И читалось супер легко, хотя слог не назвать простым, было эмоционально и атмосферно. Спасибо вам за работу! Надеюсь, мои замечания вас не расстроят - вашу историю было очень интересно разбирать :) 4 |
Очень красиво и легко написано, читать одно удовольствие. Раскольников с его постоянными метания ми, Софья, к которой грязь не липнет. Всё по канону)
Счастливая концовка понравилась. Трогательно. 5 |
Яроссаавтор
|
|
Pauli Bal
Показать полностью
Вот это комментарий! Даже не знаю, с какой стороны к нему подступиться))) Это прекрасная работа, я прочла ее залпом и с удовольствием. У вас невероятный слог, не прикопаться совершенно, он прям обвовакивает, погружает и несет. Это было фантастически приятно!А что касается самой линии и персонажей: на мои затуманенные воспоминания все легло и внутренних противоречий не возникло. И тем не менее, я не читала работу как оридж, для меня она вполне являляась продолжением. И это тоже! Очень рада, что получилось сохранить преемственность.А теперь по моей любимой теме :D Если вы знали, кого призывали... если нет, ща все будет :D Я, кажется, не очень знала, но очень рада, что призвала и вы пришли!)Просто с вашим высоким уровнем мне интересно было разобрать некоторые моменты, подискутировать и высказать некотрые мысли/замечания предложения. Спасибо за лестную оценку, а пообсуждать и подискутировать это я всегда за!разговор с майором в начале мне показался слишком современным, а для его возникновения мне не ховатило мотивации. Почему Р. так вспылил? Такие эмоции сюжетно лучше подогревать. Современным? Это, наверное, из-за "карьеры"? Раньше так не казалось, а теперь задумалась... Что же до мотивации, то здесь я просто использую эту канонную черту Раскольникова, т.е. способность раздражаться практически на пустом месте и действовать в порыве так, что потом он и сам не понимает, что и зачем. Для примера тот же случай, который я уже здесь упоминала с пьяной незнакомой девушкой, которую он случайно увидел на улице, и типом, за нею увязавшимся. Так Раскольников и с типом тем чуть не подрался, и полицейскому последние двадцать копеек отдал, чтоб тот девушке извозчика нанял, только чтоб "тому подлецу не дать надругаться". Потом резко передумал, крикнул вслед "а бросьте", разозлился на себя за деньги, но в итоге на все рукой махнул. В общем, ему свойственно будучи не в духе совершать совершенно спонтанные, противоречивые поступки с весьма неясной мотивацией. Майор мог ему давно не нравиться, а тут еще молчание других каторжан повод для раздражения, ну и выдал...Я старушонку ту, как считал "вошью", так и теперь считаю. Здесь, наверное, сыграло роль то, что непосредственно перед написанием фанфика я перечитала канон и он в моей памяти представлялся живо и во всех подробностях. Поэтому некоторые вещи, которые в моем субъективном восприятии вписывались сюда совершенно обоснуйно, для читателя с не настолько свежим знанием канона выглядят лишенными какой-либо подготовки. Тоже непонятно, откуда взялось. В этом разговоре с Соней прозвучали очень важные рассуждения, но они выбиваются из заданного вами конфликта, не было им должного подогрева и разрешения. Да, это конфликт оригинала, но не вашей истории. Для вброса и отсылки - слишком яркий был разговор :) Но попытаюсь пояснить теперь уже здесь, в комментах. Смысл в том, что в этом фанфике Родион все еще допереживает свой канонный конфликт, от разрешения которого зависит и исход другого конфликта: имеет ли он право на счастье, после совершенного зла (т.е. он именно в том, что вы и нашли). Эти конфликты настолько переплетены, что практически сливаются в один. Так, находясь в еще неразрешенном конфликте по поводу убийства старухи и оценки себя как "твари дрожащей" или "право имеющего", он в момент раздражения, пусть и вызванного непосредственно воздержанием, иррационально проваливается в свой основной конфликт. Непосредственная причина связана с Соней, основной конфликт - не безразличен Соне, и Родион по сути просто вымещает так на ней свою злость. Ты тут меня жалеть вздумала, будто я "вошь" какая-то, а вот получи... Типа того. Только, конечно, до вербализации, даже мысленной, эти переживания у него так и не дошли. Поэтому он тогда и начинает разговор с "не знаю, что на меня нашло". И дальше, сбросив раздражение, собственно и говорит уже не о локальном, а об основном своем конфликте. Говорит с Соней как самым близким человеком, которому доверяет и мнение которого имеет для него большое значение. В какой-то момент, мне показалось, что благородными поступками Р. в истории как бы оправдывается его поступок... Ну не знаю, по мне так не особо. Нет, конечно, не оправдывается. И сам Раскольников это понимает. Зло совершено без всякого на то право, этого изменить и оправдать нельзя. Но можно искупить и тем заслужить шанс.Закольцованность есть и она хорошо работает, но в линии Р. некоторые выдергивания как будто отвлекают и сворачивают в сторону. Да, наверное, так и есть. В оправдание могу сказать только то, что уже и сказала: свежее представление канона, ну и некоторая раздерганность канона тоже наложила отпечаток. Раскольникова ведь там кидает постоянно из стороны в сторону. Здесь он как бы из грозового фронта практически вышел, но временами его все еще потряхивает. Но продуктивно потряхивает, поэтому рецедивы все реже и слабее.Спасибо вам за работу! Надеюсь, мои замечания вас не расстроят - вашу историю было очень интересно разбирать :) Совсем не расстроили. Было интересно порассуждать, а кое-что возьму на заметку на будущее. Спасибо Вам огромное! 2 |
Яроссаавтор
|
|
Селезёнка
Очень красиво и легко написано, читать одно удовольствие. Раскольников с его постоянными метаниями, Софья, к которой грязь не липнет. Всё по канону) Большое спасибо за отклик! Рада, что понравилось!Счастливая концовка понравилась. Трогательно. |
Яроссаавтор
|
|
palen, а Вас можно призвать?
Вы вроде бы публично согласия не давали, но вдруг?) |
Вы у меня в плане на вечер. Увидел объем и отложила - бегом не хочу. Но я б пришла обязательно)
|
Яроссаавтор
|
|
palen
Хорошо, я жду) |
Яроссаавтор
|
|
Pauli Bal
Ок, понял-принял, есть куда расти:)) 1 |
Яроссаавтор
|
|
Темная Сирень
Увидела, что вас тоже можно призвать. Призываю! |
Яроссаавтор
|
|
Deskolador
Ох, вон оно что!.. А я люблю Достоевского)) Спасибо, что все-таки прочитали. Если удалось в атмосферу - тоже хорошо. А относительно финала: так это было самим писателем завещано. Не верите?) Загляните в эпилог ПиН) Именно для этой пары Достоевский завещал возрождение и щщастье)) Так что спец-ключ к ХЭ отношения не имеет. ХЭ и без него бы был. 2 |
Анонимный автор
Самое смешное, что Достоевского я таки прочитал всего и с тщанием. И все «счастливые» завершения у него такие себе, с подоплёкой. А у вас нет, всё честно :) |
Яроссаавтор
|
|
Deskolador
Анонимный автор Ну да, здесь все честно. Так я ж и не Достоевский, зачем мне уж во всем-то за ним следовать? ;)Самое смешное, что Достоевского я таки прочитал всего и с тщанием. И все «счастливые» завершения у него такие себе, с подоплёкой. А у вас нет, всё честно :) |
Прошу прощения за задержку, вчера реал не дал почитать, зато сегодня прочитала с толком, с чувством,с расстановкой.
Показать полностью
Читала и улыбалась, и печалилась, и думала, и радовалась, и за валерьянкой собиралась идти. В первую очередь мне понравилось, что ваш рассказ - не банальный "комфортинг", где бедненьким дали всё и ещё сверху, но и не стекло, когда "чем хуже - тем лучше". Наше виденье метаний Раскольникова совпадает, вы в мой хедканон попали точно, как и с Соней. Вот эти их переживания внутренние - четкое продолжение метаний в самом ПиН. И это намного ценнее любой стилизации: "Не буква, но дух". И соглашусь с тем, что Раскольников у вас остался Ракольниковым, не превратился в прилизанного перевоспитавшегося неха. Итожа: мне понравилось, провели по кочкам и героев и читателей, скучать не дали, объем не давит тяжестью. Последнее, что читала у Достоевского - Бесы, и по стилю Достоевский мной сейчас воспринимается иначе. Нооооо, по мне - в данном конкретном случае это плюс. Вот прям достоевский-Достоевский, да на конкурс, да таким объемом... Не всякий бы читатель тогда долетел до середины текста, имхо. Если уважаемая flamarina видит в вашем тексте Толстого, то я (внезапно) скорее Чехова. Он любил и передачу фокала и со временем поиграть. Стилистика не современная, а уж какая именно - дело десятое, как по мне, штришочки замечательные, атмосфера городка на Иртыше мне видится вполне себе верибельной. Замечательный рассказ вышел, и форма, и содержание - всё на уровне. 5 |
Яроссаавтор
|
|
palen
Показать полностью
Очень рада Вас видеть! Читала и улыбалась, и печалилась, и думала, и радовалась, и за валерьянкой собиралась идти. Чудесное это ощущение - узнать, что фик вызвал у читателя такую гамму эмоций)))Наше виденье метаний Раскольникова совпадает, вы в мой хедканон попали точно, как и с Соней. Почему я всегда так радуюсь совпадению хэдканонов?) Казалось бы, какая разница - совпало-не совпало - а нет! Очень приятно встречать единомышленника))Вот эти их переживания внутренние - четкое продолжение метаний в самом ПиН. И это намного ценнее любой стилизации: "Не буква, но дух". Спасибо!И соглашусь с тем, что Раскольников у вас остался Ракольниковым, не превратился в прилизанного перевоспитавшегося неха. Прямо бальзам на душу! А то его не все признали)Вот прям достоевский-Достоевский, да на конкурс, да таким объемом... Не всякий бы читатель тогда долетел до середины текста, имхо. Полностью разделяю ваше имхо))Если уважаемая flamarina видит в вашем тексте Толстого, то я (внезапно) скорее Чехова. Он любил и передачу фокала и со временем поиграть. Вот здесь что-то малость напряглась? Передача фокала? Вроде бы он у меня здесь фиксированный... в смысле в одних главах строго на Раскольникове, в других - на Соне. Где-то лоханулась, что ли?А так вообще у Толстого же фокал тоже гуляет? Просто в то время, это нормально было. Наверное, даже приветствовалось - раскрывать чувства и мысли сразу всех действующих лиц. штришочки замечательные, атмосфера городка на Иртыше мне видится вполне себе верибельной. Замечательный рассказ вышел, и форма, и содержание - всё на уровне. Очень рада, что Вам понравилось! Спасибо за прекрасный отзыв!1 |
Яроссаавтор
|
|
Isra, а я думала, что Вас только до 30 кб призывать можно? А тут смотрю, вы к соседу на огонек зашли...)
В общем, если можно, то и ко мне заходите)) |
Яроссаавтор
|
|
palen
Это да, некоторые сейчас прям за единый фокал по всему тексту. Но я даже не знаю, как к этому относиться. Ведь если так, то историю с несколькими пересекающимися сюжетными линиями и не напишешь... 2 |
Анонимный автор
Соглашусь. Мне кажется любая крайность - плохо. Фокал, время и все остальное можно выбирать только и исключительно исходя из целей и задачей автора. 1 |
Яроссаавтор
|
|
Темная Сирень
Показать полностью
Так, я дошла до этого прекрасного текста (идти пришлось далековато, каторга ж)) Понимаю)) Есть даже версия, что Омск - это "отдаленные места ссылки каторжных", хотя по факту название города происходит от названия реки (одной из двух), на которой стоит - Оми. Прошу прощения за оффтоп.Спасибо, что дошли) Достоевского я люблю, даже очень, но фанфик по стилю, настроению и идее, как по мне, на оригинал не похож. Какие все-таки разные мнения: кому-то похож, другим - отчасти, третьим - вообще не похож) Но это и хорошо! У автора получилось создать историю любви, преодолевающей все несчастья. Раскольникову я искренне сопереживала, рада, что обошлось без проблем с начальством и его отпустили. Жаль, Лизавета так и не узнала, кто ее спас. Впрочем, кажется, она неплохая девушка, но эпизод с тем, что она испугалась каторжника мне показался странным с точки зрения последующей логики, но да ладно, на все воля автора. Хорошо, хоть здесь о Лизавете вспомнили, а то, действительно, все со старушкой носились. Приятно знать, что герои вызывают сопереживание) Лизавета - купеческая дочка - повела себя при первой встрече так с испугу. Логика здесь в том, что она только приехала в город и могла слышать много каких-нибудь жутких историй про то, что за народ каторжане. Оттого и испугалась, к тому же перед тем пережила стресс, так что четко соображать не могла. А уже после поняла, что каторжанин ее вообще-то спас, а не с какими-то там дурными целями схватил. Возможно, и "экскурсия" была по ее просьбе. Думаю, она пыталась найти своего спасителя. И про Родиона, возможно, к моменту с Лужиным Лиза уже знает. Если знает, то и майору говорила, но тот же упертый, не факт, что за одно такое спасение мог простить нанесенное себе оскорбление, да мог и отказываться верить. Но все-таки уже червячок (хороший) засел.С Лужиным все решилось как-то очень просто, но спишем это на влияние Елизаветы на мужа) Соня прописана очень трогательно и нежно. Конфликты здесь в основном внутриличностные. Насколько удалось их показать, это уже читателю виднее. В целом, мне показалось, что произведение почти без конфликтов, но драма и не везде нужна. Получилось мило, хоть и не попало в мой хэдфанон. Спасибо, автор. Большое спасибо за развернутый комментарий и положительную оценку!)) 4 |
Мурkа Онлайн
|
|
С замиранием сердца следила за тем, как разворачиваются события. Герои остались собой в новых обстоятельствах - Родион думает и чувствует, и порой он думает о том, о чем думать не стоило, а стоило сказать, а порой говорит то. чего говорить не стоило, а держать бы язык за зубами. Иногда ему это выходит боком, иногда нет. Он по-прежнему идет по жизни с весьма своеобразными мыслями, но теперь это он идет, а не как в романе, где иногда было ощущение, что это мысли Родионом ходят. Сонечка… чудо просто, и как спутница жизни, вот ей это очень подходит, она действительно идет рядом с Родионом, куда бы он ни пошел, и жизнь ее изменилась к лучшему, и осталась она такой же трепетной и нежной. И они заслужили это счастье, и это действительно счастье без всяких там мыслей о пережитом прошлом, без наигранности…
Показать полностью
Отдельный разговор о товарище майоре. Сперва он меня прямо бесил, особенно в эпизоде со щенком, ну чурбан чурбаном! А в сцене с Лужиным я им восхитилась. Правда, основная заслуга в этом эпизоде все же принадлежит Родиону и его умению сказать резко, хлестко и в самое сердце. Но все равно майор оказался вовсе не чурбаном, а человеком, понимание имеющим. Можно сказать, что майор - зло перевоспитавшееся. В отличие от вечного чурбана Лужина. Этот эпилог - одно из лучших, что могло случиться с этими героями, и я безмерно рада, что он случился. 5 |
Яроссаавтор
|
|
Мурkа
Огромное спасибо за отзыв! Вы меня им так согрели, и я заново пережила те эмоции, которые испытывала, когда писала этот фик. И так приятно было прочесть столько теплых слов в адрес главных персонажей. Я прям рада за них теперь еще больше! Мур-р-р Вам!))) 2 |
Яроссаавтор
|
|
WMR, интересно, а у меня Вы были? Если не были, то хотелось бы пригласить.
|
Анонимный автор
Ещё не был. Спасибо за приглашение! |
Яроссаавтор
|
|
Анонимный автор
Уверены, что это действительно нужно? У меня к Достоевскому особое отношение. |
Яроссаавтор
|
|
WMR
Анонимный автор А почему Вы сомневаетесь? Если зову, значит, уверена. А там уж дальше сами решайте. Если нет желания или с первых строк что-то не пойдет, то через силу читать я, конечно, не прошу)Уверены, что это действительно нужно? |
Яроссаавтор
|
|
WMR
Анонимный автор А, теперь понятны истоки сомнений. Ну, мне тут уже говорили, что у меня тут не-совсем/совсем-не Достоевский. И с первым мнением я в общем согласна. Так что, мало ли) Уверены, что это действительно нужно? У меня к Достоевскому особое отношение. Короче, приглашение остается в силе, а дальше решать Вам. |
Хлюпала носом во время чтения, а в конце расплакалась. Как же неимоверно сильно написано! Мой голос - ваш!
5 |
Яроссаавтор
|
|
meser
Хлюпала носом во время чтения, а в конце расплакалась. Как же неимоверно сильно написано! Мой голос - ваш! Спасибо огромное за такой отклик и прекрасную рекомендацию! И за голос!Это так неожиданно и очень-очень приятно! 2 |
Яроссаавтор
|
|
Isra
Начать с того, что я не люблю Достоевского. Да, вот такая я редиска! Однако, если бы в свое время мне предложили прочитать этот фанфик и сказали, что вот это и есть Достоевский, я бы прониклась любовью к этому русскому классику. Так что не ту литературу нам подсовывали в юности! Спасибо! Рада, что Вы пришли, несмотря на сложные отношения с творчеством Достоевского. И вдвойне рада, что Вам понравилось!) Сама я Достоевского люблю, но во всём ему подражать не стремилась. Хотелось всё-таки однозначного хэппи энда))1 |
Яроссаавтор
|
|
Isra
Спасибо за рекомендацию! 1 |
Анонимный автор
Isra Спасибо за очень стоящий фик.Спасибо за рекомендацию! |
Яроссаавтор
|
|
Яроссаавтор
|
|
Stasya R
Анонимный автор Ох, а я уж подумал... ))Я оставила вас на десерт. Ой, не вас, а ваш текст)) Мне было очень интересно и переживательно. Спасибо! Приятно слышать! Мур-р-р!1 |
Я знала, что фик победит, когда только открыла в админке))
3 |
Яроссаавтор
|
|
zdrava
Весьма душевный постканон. Радует, что хорошо всё сложилось у героев. Хорошо, что Лужин получил своё, весьма гадкий тип (собственно, как и в каноне). С майором сработало и одно, и другое. И вошло в резонанс)))Даже в майоре оказалось что-то человеческое. Правда не совсем понятно, почему он так внезапно переменился. Или Лужин оказался для него ещё ненавистнее Раскольникова, или великая сила любви его так преобразила? И ещё, я плохо помню канон (читала ещё в школе). Кто такая Поленька? И разве фамилия друга раскольникова не Разумихин? Поленька - это сводная сестренка Сони, старшая дочка ее мачехи Катерины Ивановны. А Разумихин - не фамилия, а отфамильное прозвище. Это говорит сам Разумихин один раз вначале книги, так что неудивительно, что почти никто потом и не помнит))3 |
Яроссаавтор
|
|
Mentha Piperita
Показать полностью
Конкурс завершен, медали розданы, а последние слоупоки только еще доползают со своим фидбэком. Прости, неделя выдалась напряженная. Да ничего страшного, спасибо, что дошла!)))Достоевщина тебе, ИМХО, удалась. Вроде раскаленно-пронзительное, как в каноне, но не скатывается в мелодрамность и истеричность. Раскольникова я бы не назвала демоном, не настолько он плох. Классное, кстати, обоснование, чем плоха его теория, очень складное. Да, он не так плох... Но если не считать, что все демоны однозначно плохи, то может быть)) Во всяком случае сам он тут посчитал себя таким;)Сонечка канонно ангелоподобна и беззащитна. Когда Соня и Раскольников оберегали друг друга от грязи и не решались перейти к нормальным отношениям - понимаю, что ничего смешного, но меня улыбнуло. Честно говоря, я вообще боялась, что меня за эту линию засмеют. Но как ни пыталась, не смогла представить этих двоих радостно прыгающими в пучину плотских наслаждений в первую же брачную ночь. У них же тараканов... И майор порадовал, и в нем что-то человеческое оказалось. Прикольно, как местные объединились против заезжего столичного засранца. Раскольников - проблемный, непокорный, но "свой", Сонечка - тоже, к ней все привязались, а Лужин, может, и дворянин, но чужой. Отличное, кстати, объяснение! Городок маленький, практически община, а тут заезжий франт какой-то...И у меня всю дорогу были ассоциации с местами, где я провела большую часть детства - с Севером. Красиво, но жить там сложно... но так красиво... Не знала, что ты с Севера. А я все мечтаю побывать)))1 |
Яроссаавтор
|
|
Lira Sirin
Я знала, что фик победит, когда только открыла в админке)) Правда?! Спасибо!!!Я не была так уверена, хоть и люблю этот фик всей душой))) |
Номинация была такой классной и такой сильной, что я бы тоже не была уверенной :))) ПОЗДРАВЛЯЮ! Такая победа -- это всем победам победа.
Показать полностью
Я люблю ПиН со школы, но в основном как прекрасный образчик психологического триллера. Психологизма. Атмосферы. Когда начинаешь чувствовать эмоции героев, их состояния, как свои. Когда начинаешь задумываться, а не съезжает ли у тебя крыша? После этого фанфика я полюбила конкретных героев. И майора. Конечно, майора. И хотя видно из текста, что он в первую очередь думал о жене. Но ведь мог пойти по пути абьюзера. Наоборот запрещать жене общаться с Соней, чтобы не портить репутацию. Но нет, я вижу, что под влиянием своей Лизаветы он в целом изменился и взглянул по другому на каторжников. Был же в тексте доносившийся обрывками их разговор для примера. Он оказался открыт для мировоззрения женщины. И достаточно гибок, открыт для нового. И показалось мне, что он увидел нечто общее между собой и Раскольниковым: готовность защищать честь своей женщины. Принял это -- смог принять -- защищал не только свою жену, но как минимум еще и справедливость, представил себя на месте каторжника. Ну, вот как-то так я это прочитала, хотя из ответа понимаю, что вкладываться могло другое. 8 |
Яроссаавтор
|
|
Zemi
Показать полностью
Номинация была такой классной и такой сильной, что я бы тоже не была уверенной :))) ПОЗДРАВЛЯЮ! Такая победа -- это всем победам победа. Спасибо!!! Я тоже так считаю!После этого фанфика я полюбила конкретных героев. Мур-р-р)))И майора. Конечно, майора. И хотя видно из текста, что он в первую очередь думал о жене. Но ведь мог пойти по пути абьюзера. Наоборот запрещать жене общаться с Соней, чтобы не портить репутацию. Но нет, я вижу, что под влиянием своей Лизаветты он в целом изменился и взглянул по другому на каторжников. Был же в тексте доносившийся обрывками их разговор для примера. Он оказался открыт для мировоззрения женщины. И достаточно гибок, открыт для нового. И показалось мне, что он увидел нечто общее между собой и Раскольниковым: готовность защищать честь своей женщины. Принял это, смог принять защищал не только свою жену, но как минимум еще и справедливость, представил себя на месте каторжника. Нет-нет, все верно! Именно так и именно в таком порядке!Ну, вот как-то так я это прочитала, хотя из ответа понимаю, что вкладываться могло другое. Для майора в приоритете любимая женщина, а потом уже все остальное. Но уже его способность так любить о многом говорит. И уже через нее действительно изменение отношение к каторжанам. Он упрям, сам себе, думаю, не так легко мог признаться в этих переменах. Но они были и в критический момент сыграли свою спасительную для Раскольникова роль!))) И опять-таки, да, отбросить давнюю вражду ради справедливости, чтобы ни стало триггером, тоже дорогого стоит и о многом говорит. 4 |
Поздравляю с победой!)))
2 |
Яроссаавтор
|
|
мисс Элинор
Спасибо! 1 |
Ааааааа!!!могла бы би догадаться, что мой новый любимый автор и старый , но не менее любимый ФМД должны иметь что-то общее!))у вас даже Риддл с " достоевщиной"( и это комплимент))) Génial 👍
4 |
Яроссаавтор
|
|
MinaTavr
Ааааааа!!!могла бы би догадаться, что мой новый любимый автор и старый , но не менее любимый ФМД должны иметь что-то общее!))у вас даже Риддл с " достоевщиной"( и это комплимент))) Génial 👍 Вау!!! Спасибо!Очень рада, что и вам нравится ФМД! И за комплимент особое спасибо! 1 |
Яроссаавтор
|
|
Katedemort Krit Онлайн
|
|
Я призвалась поздно, но зато с огромным удовольствием.
Показать полностью
Сравнивать ваш слог со слогом Достоевского не буду, да и незачем это. Могу лишь сказать, что история подхватила меня и унесла, как воды Иртыша. За кажущейся простотой стилизованного под старый говор изложения скрывалось столь многое! Щемящая нежность, восхищение, благодарность, любовь, дружба, справедливость. То, как Соня и Родя лелеяли друг друга в мыслях и на деле, то как трепетно думали друг о друге было отрадно читать, я улыбалась на каждом их маленьком моменте, на каждой незначительной, но столь теплой детали. В какой-то мере это было целительно для читательской души. Тема прощения и принятия себя во мне тоже живо откликнулась – и то, как щедро и тонко вы вплетали в этот процесс символизм сделало этот переход от мук к душевному покою одновременно и плавным и очень четким, таким, который не проглядишь, даже если читать по диагонали. Каждый персонаж (кроме Лужина) здесь не обделен душевной красотой. И ваш "злодей" (не могу написать этого слова без кавычек в его отношении) Родион вызывает сочувствие и понимание. Даже майор, пусть поначалу и хотелось накормить его сапожными подметками, в конце проявил себя как человек честный и справедливый. Чувствуется влияние доброй Лизы – тут у вас вторая пара по типу "красавицы и чудовища" вышла. Маленькие детали, вроде съеденного со скорлупой яйца въелись в память и обогатили текст неимоверно. Для себя отметила момент, который очень ценю в произведениях – очень внимательное, эмпатичное, пусть и явно ошибочное, отношение Родиона к психологической травме Сони на почве ее сексуальной эксплуатации. И это меня в Родионе покорило окончательно – он не думает о себе и своих нуждах в тот момент. Раскольников не винит Соню за ее прошлое, подобно многим "Лужиным", которых читательница и в жизни на рубль ведро повидала, он видит в ней лишь чистоту и свет, и уже только этим в читательских глазах заслуживает уважение и сопереживание: — Грязь? — он с силой отнимает от лица ее руки. — Только не на тебе! Да ты чище всех, кого я когда-либо знал! В общем и целом, я пропиталась вашей работой как губка и вдохновилась тоже – хочу тоже что-то светлое создать теперь) А вдохновить другого автора – это явный признак мастерства))) Спасибо за эту историю! 5 |
Яроссаавтор
|
|
Katedemort Krit
Показать полностью
Я даже не знаю, как сейчас выразить свою эйфорию! Такой отзыв точно стоило подождать, сколько нужно, потому что он - чудо! Спасибо! Безумно приятно видеть, такое восприятие своих персонажей читателем. Я тоже их такими вижу и люблю. И даже майора) Он поначалу появился тут как исключительно негативный персонаж. Но потом пришла Лиза, и майор вдруг начал меняться. И в итоге возникла эта вторая пара (и, скажу вам по секрету, они помимо прочего стали еще и подстраховкой по спецзаданию, если бы вдруг по основной паре оно недостаточно четко считывалось)) Спасибо вам за внимание к деталькам! И в целом вы так красиво написали. "Подхватила, как воды Иртыша"! Моя душа поет))) Вообще, мне очень хотелось, чтобы кто-нибудь обратил внимание на реку. Потому что я когда писала, меня не покидало чувство, что Иртыш у меня как один из персонажей. У него нет ни одной реплики, но он играет свою роль. Я не стремилась отобразить это в тексте, и потому возможно оно совсем и не считывается, но ощущение было)) И я очень рада, что история доставила вам такие светлые переживания и вдохновила! Это правда здорово! (Хотя вы и так всегда пишете светлое и прекрасное)) Спасибо вам за отзыв и рекомендацию! Вы просто сделали это утро совершенно восхитительным и счастливым. 3 |
Katedemort Krit Онлайн
|
|
Яросса
Вы просто сделали это утро совершенно восхитительным и счастливым. Шлю вам воздушную обнимашку))) Вы и ваш рассказ сделали мое утро точно таким же)) Потому что я когда писала, меня не покидало чувство, что Иртыш у меня как один из персонажей. У него нет ни одной реплики, но он играет свою роль Это чувствуется) И он и вправду там, абсолютно живой и активный, пусть и молчаливый. вы и так всегда пишете светлое и прекрасное) Спасибо))) 1 |
Здравствуйте, мой соперник!
Показать полностью
Несу с забега волонтера, прошу прощения за объем и за некоторую бессвязность. И просто знайте: проиграть вам - честь для меня. Если здесь вообще может быть проигравший. Красавица и чудовище. Творчество Ф. М. Достоевского (Преступление и наказание) На высоком берегу - Родион Раскольников/Соня Мармеладова. Постканон. Сюжет: Раскольников на каторге. Его мучают надежды, которым он не верит (но которым так хочется верить, ведь Соня, милая Соня...), его мучают сомнения, его мучает его теория о твари дрожащей и право имеющем, которая его все еще не оставила. Его мучает, в конце концов, раскаяние. Плац-майору он не по душе, поэтому и в справедливости мира Раскольников окончательно разуверился. А тут еще и Лужин объявился, Соне угрожает... Но все разрешается благополучно, и герои наконец счастливы. Язык: С одной стороны, язык не "современный". Стиль - не современный. С другой, это, конечно же, не язык Достоевского: тяжелый, костоломный, душный, как каменный мешок-Петербург раскаленным летом. Язык мягкий, певучий, неторопливый, как перекатывающий свои воды Иртыш. Приятно прохладный. И создающий ощущение какой-то... хрупкости. Нежности. Робости. Когда шаг вправо - отчаяние, шаг влево - счастье, а герои все ходят по тонкому льду... Только зачем он - тонкий лед, - если все хорошо? Или... не все? Как мы помним, в своем романе Достоевский приводит Раскольникова к духовному перерождению и оставляет его: Достоевский теряет к нему интерес. Я люблю Достоевского за болезненное, горячечное безумие, которое охватывает всех его героев, да что героев - города и реки. Поэтому мой интерес к судьбе Раскольникова тоже угас с последними строчками романа. Достоевский обещает, что душа Раскольникова переродится. Что ж, так тому и быть, на том его и оставлю... Автор же захотел узнать, что было после. Итак, Раскольников на каторге. Он сомневается, мучается, боится, но в конце концов все в его жизни складывается, все испытания легко преодолеваются, счастье приходит, любовь побеждает. Многие читатели возмущены тем, что все-то у Раскольникова в этой истории легко получается, очень уж ему везет. И в список "отпущенных" попадает, и плац-майор, испытывающий к Раскольникову неприязнь, не ведется на слова Лужина. И вообще: всем сестрам по серьгам, счастье и флафф. Я долго пыталась понять, что меня, так любящую Достоевского именно за безумие и страдание, в этой истории насторожило. Счастье счастьем, но откуда тогда... повторюсь: ощущение какой-то невероятной хрупкости? Неуверенности? Робости? Такой хрупкости, что читаешь про это "легко достающееся" счастье внимательно, бережно, затаив дыхание, боясь пропустить хоть слово. Кажется, я поняла. Все пытаюсь сформулировать... 5 |
В "Преступлении и наказании", как, наверное, во всем творчестве Достоевского, очень сильна линия христианской философии. И в "Преступлении и наказании" выражено это, пожалуй, в мысли, что каждый сам определяет меру своего греха. И что наиболее суровое наказание за свой грех себе выносит сам грешник.
Показать полностью
Свидригайлов кончает жизнь самоубийством. Он сам выбрал, как прожить свою жизнь, и дорога привела его к точке, когда жизнь ему просто... неинтересна. И страх смерти ничтожен перед бессмысленностью существования. Свидригайлов не верит в возрождение души, не верит в будущее. Верит он лишь в "темную баньку с пауками". В свой собственный ад. Раскольников является с повинной, и это тоже его решение. Собственно, весь роман мы наблюдаем, как накапливающееся в нем напряжение, нервозность, борьба с собой к этому приводят. Более того: преступление свое, за которое Раскольников считает себя достойным лишь каторги, он тоже определяет - сам. В глазах общественности его преступление - убийство старухи-процентщицы. Для самого Раскольникова его преступление - то, что он, тварь дрожащая, возомнил себя право имеющим и таким образом предал свою теорию. Каждый сам решает, виноват ли он, если виноват, то в чем, что он за это заслуживает. Иногда это решение осознанное. Иногда - это просто ад в душе. Иногда - пустота. Но Достоевский не позволяет ни одному внешнему несчастью обрушиться на Раскольникова, не смешивает внешнее с внутренним. Все - внутри, только внутри. И в "На высоком берегу" - на мой взгляд - автор действует так же. Испытания, которые он посылает Раскольникову и Соне, влияют на то, что у них внутри. Предвзятость плац-майора - и в Раскольникове с новой силой вспыхивает неверие в справедливость. Приезд Лужина - и будто наяву воплощаются Сонины страхи прошлого, которые никуда и не исчезали, просто не позволяли себе заговорить во весь голос. А Раскольников сам видит себя таким, каким его видели когда-то - вот он стоит с топором и думает, занести ли... И с плац-майором, и с Лужиным все обходится слишком уж легко. Навели страху - и что дальше? В том, как мне кажется, все и дело. Простота этих испытаний - тоже испытание. Испытание счастьем. Страдать от угрызений совести, от стыда будет лишь человек, у которого есть совесть. Вину перед собой он искупает тогда, когда перестает страдать, когда перестает бояться. И только тогда душа его сможет возродиться. Ведь кроме воскресших старых страхов эти испытания... не приносят ничего. И рассеиваются, как дым. Легко-легко. "Вот, смотрите, - будто говорит героям автор. - Смотрите, как все хорошо, смотрите... Вы ведь мне верите?" ... и именно так происходит возрождение. И показать я это попробую, пожалуй, через... теорию Раскольникова. В начале "На высоком берегу" Раскольников - все еще мятущаяся, беспокойная душа. На него накатывает то отчаяние, то спокойствие, а иногда в этом спокойствии и отчаяние: пока он ждет, когда другие каторжане его убьют наконец, наконец прервут эту несчастную жизнь. Потом воля в жизни снова в нем вспыхивает, яростная и крепкая. В этом эпизоде мы видим, что свою теорию Раскольников не забросил, не отрекся от нее. В момент отчаяния, когда Раскольникову кажется, что мир жесток и несправедлив, он цепляется за нее, чтобы выжить. Он будет жить, потому что он имеет право жить, потому что он не тварь дрожащая, потому что восстал против системы, пусть и получил за это!.. Размышления эти темны и омерзительны. И как же странно сочетаются они с приходящим следом светлым образом Сони - ради которой Раскольников тоже хочет жить... Он будет жить - из убеждений темных и светлых одновременно. Вот автор в первый раз дает героям надежду. Демьян неосторожно говорит Раскольникову, что он один из самых "благонадежных" стал, так что дадут ему, пожалуй, собственный маленький домик, сможет жениться на Соне-то... Раскольников страдает, потому что хочет, надеется, но не верит. Ведь мир темен и мрачен. А как же плац-майор, который никогда не допустит!.. "Благонадежным" Раскольникова признают. И он женится на Соне. Впервые его не обманула... надежда. И она и дальше не отворачивается от него. Между ним и каторжанами наводятся легкие тонкие мостки, больше нет между ними той разницы, нет к Раскольникову той ненависти, потихоньку даже зарождаются уважение, доверие, симпатия. Да и есть за что... А Соня... Соня его любит. Соня его понимает - по-своему, но понимает. Принимает - со всеми его бесами. Знает, как их успокоить... И вот его теория меняется. Преступление Раскольникова все еще в том, что он предал свою теорию... Но он впервые задумывается, почему именно он тварь дрожащая. Не потому что сил не хватило пойти до конца, не потому, что за то, что совершил, переживал душевные терзания, не потому что не сдюжил. Нет - потому что делал ради себя. Потому что не имел ни благой высшей цели, ради которой мог бы жертву принести, ни четкого плана. Потому что не идее следовал, а своему желанию. Потому что обратил идею свою - во зло. Применил ее - во зло. И не в убийстве старухи он раскаивается, потому что так злом ее и считает, но в убийстве Лизаветы... И вот идея Раскольникова приобретает уже немного другой оттенок. Высшая цель - самая благая - требует жертвы. Кто может жертвовать - право имеющий. Кем жертвуют - тварь дрожащая. Теория все еще очень... спорная и неприятная. Но - говорю как человек, который много над этой теорией думал, - логичная. Прогресс во многом так и работает, как бы это ни было цинично. Итак, Раскольников раскаивается в убийстве Лизаветы. "казнится". Соня же верит, что Лизавета не хотела бы ему таких страданий и простила бы его, да уже простила, с Небес-то... Раскольников ей не верит. И даже видение, где Лизавета прощает его, считает плодом своих желаний. А вскоре он спасает от верной гибели другую Лизавету. И не это ли знак, что ему дали шанс искупить вину?.. Впервые его не обманула... вера. Сонина вера, ведь кому еще хватило бы сил верить за них двоих? Наконец, Лужин. Лужин, который угрожает Соне - милой Соне! - что расскажет всем про ее "желтый билет", про всю грязь, что была в ее жизни! Раскольников вступается за нее. И Раскольникова ведут к тому самому проклятому предвзятому плац-майору, и слово его, каторжника, против слова Лужина, важного юриста, свободного человека... Раскольников - не боится. На нем нет вины, он знает это. Но майор, майор... Майор не любит Раскольникова, но правда - на его, Раскольникова, стороне. Майор выпускает его. Впервые его не обманула... справедливость. И последнее испытание - его и Сони. Он не смеет прикоснуться к Соне, хоть она и его жена, ведь как может он, жестокий, грязный демон, оскорбить ее, светлого чистого ангела... Соня же понимает, что он никогда не прикоснется к ней, ведь она грязная, нечистая... Наконец все встает на свои места. Раскольников смотрит Соне в глаза и понимает, что его, грязного, нечистого демона, любят. Соня дрожит под его ласками и понимает, что она, грязная, нечистая - желанна. Что любят и ее. Любовь не обманывает их. И прощения, любви друг к другу наконец хватает, чтобы они сами простили себя. Вот так происходит возрождение. Вот так счастье перестает быть испытанием. А с теорией всей жизни Раскольникова происходит последняя метаморфоза. Они стоят на высоком берегу, Иртыш лениво катит зеленоватые воды... Раскольников не боится признаться себе, что любит эту жизнь, что... счастлив. И каждая тварь дрожащая, жизни боящаяся, в будущее не верящая, угрызениями совести терзающаяся может стать право имеющей - искупив, отстрадав, полюбив, простив. Имеющей право - на счастье. 6 |
Но что я все о Раскольникове... Ведь в этой истории есть и Соня. Совершенно замечательная, добрая Соня.
Показать полностью
Ведь это она... надеется за Раскольникова. Верит за Раскольникова. Именно ее надежда заставляет его надеяться, ее вера - верить. И пример Сони только подтверждает мысль о собственном аде. Всю историю "На берегу" Раскольников считает себя демоном, Соню - ангелом. На Раскольникове - убийство. На Соне - то, что она вынуждена была продавать себя. Раскольников не жалеет о содеянном. Соня - стыдится и кается всю жизнь. Но стены Сониного ада не менее крепкие, чем стены ада Раскольникова. Просто для нее это - стыд. Страх, что прошлое откроется. Неуверенность, желанна ли она, любима ли она. И искупление они находят вместе. И как же бережны они друг к другу, как оба... стараются защитить друг друга от своего личного ада. От своей личной грязи. От своей боли, в конце концов. И пусть Раскольников срывается на резкие слова, пусть Соня плачет... Но она старается его понять и понимает. Он же, в отчаянии своем совсем теряя власть над собой... все-таки чудом останавливается и не позволяет себе выплюнуть ей в лицо совсем уж мерзость. И раны друг друга они стараются не бередить. Так стараются, что причиняют друг другу новые страдания. Но... все равно в конце концов понимают друг друга. И это чудо взаимопонимания - действительно хрупкое и волшебное. Для меня "На высоком берегу" - история-метаморфоза. В ней каждый меняется. Входит в зеленоватый прохладный Иртыш и выходит другим человеком. Раскольников, Соня... Плац-майор. Сначала забравший у Раскольникова остатки веры в справедливость, в конце - эту веру вернувший. Майор, личность, казалось бы, не самая приятная - оказался открыт женскому влиянию, готов смотреть на мир чужими - пусть только любимыми - глазами. И как бы ни были непохожи они с Раскольниковым... Защищать свое, родное, любимое - они будут оба. Даже если для этого придется хотя бы раз отказаться от предубеждения и неприязни. Любовь, конечно, заставляет человека измениться - хоть на время - хотя бы в проявлениях своей натуры. Но я вот думаю... А вдруг та перемена, что произошла с майором под влиянием этой, новой Лизаветы - тоже еще один, последний знак Раскольникову, что он прощен? Любовь, конечно, заставляет человека измениться. Но всегда ли это любовь к женщине? Надежда, вера, вера в справедливость по очереди возвращались к Раскольникову. Для себя он все равно до последнего "превращения", возрождения оставался вечно что-то ищущим демоном. Но станет ли демон спасать тонущего щенка? Останавливать понесшую лошадь? Делиться едой с каторжанами и есть яйцо неочищенным - из соображений дружества? Может быть, в тот злополучный миг, когда Раскольников схватился за свою теорию, чтобы вновь обрести волю к жизни, а перед глазами мелькнуло лицо Сони, вечно ищущий демон наконец нашел то, что искал? Тот смысл жизни, который так и не смог найти Свидригайлов. Человека меняет любовь к женщине. Любовь к ближнему. Но душевный покой - это любовь к жизни. И покой - любовь к жизни - счастье - это и есть возрождение. Спасибо, автор! P. S. Середину текста надо перепроверить, нашла там несколько опечаток. P. P. S. А может, после конкурса уже можно последнюю фразу убрать?.. Мне кажется, без нее все еще лучше. P. P. P. S. Не знаю, так ли "возрождение" воплотил бы Достоевский, никогда не задумывалась, какова будет жизнь Раскольникова на каторге, но одно точно: ваша история сама по себе прекрасна. 3 |
Viara species
Человека меняет любовь к женщине. Любовь к ближнему. Ты - гений. Яросса написала изумительную работу, но то, как о ней написала ты - это что-то волшебное. Я прямо плачу.Но душевный покой - это любовь к жизни. И покой - любовь к жизни - счастье - это и есть возрождение. 4 |
Яроссаавтор
|
|
Viara species
Отдельно хотелось бы выразить свою благодарность и восторг относительно того, насколько внимательно и точно Вы описали эволюцию теории Раскольникова. А ведь в ней один из важнейших посылов этого фанфика. И что меня еще поразило до глубины души, это выделенные Вами ступени обретения надежды, веры, веры в справедливость и наконец любви и счастья. И понимание самого счастья. Да счастье - в принятии себя и любви к жизни, одно обретается через другое и дарит покой, который есть точка отсчета - начало новой жизни после возрождения. Еще раз огромное Вам спасибо! 5 |
Яросса уже не первый раз замечаю, что автор, который на словах не позиционирует себя как христианин ( или, во всяком случае, не выносит свои взгляды в народ), пишет глубоко христианские по духу тексты. Magnifique !
1 |
Яроссаавтор
|
|
MinaTavr
Спасибо! 1 |
Из этой исповеди читатели могут вынести только одно: фанфик совершенно замечательный, потрясающе написан и читать его я рекомендую обеими руками.